Как было бы замечательно, если бы люди понимали друг друга с полуслова и дело никогда не доходило бы до ссор! Но, к сожалению, время от времени каждый из нас оказывается в дурацкой ситуации, когда из только что спокойного разговора рождается сперва эмоциональная дискуссия, а потом спор… И зачастую всё заканчивается экспрессивным переходом на личности. Что делать? Как поскорее свернуть рождающуюся ссору, чтобы выйти с наименьшими потерями? Вот десять вещей, которые хорошо бы вспомнить во время спора для его скорейшего угасания. Потом пожалеем Чаще всего после ссоры настигает мысль: зачем? Зачем надо было ввязываться в эту дискуссию? Кому нужны были доказательства, если почти сразу стало ясно: никто не отступится от своей позиции? Теперь остаётся зализывать раны и пытаться восстановить так легко рухнувший мир. Может, не стоило его рушить?.. Правых нет, все виноваты Ну нет среди нас кругом правых. Знаменитая схема ссоры: «А ты сделал то!» — «А зато ты сделала вот это!» — может завести очень далеко. В то же время оба будут правы, потому что люди не ангелы, и у каждого свои ошибки и огрехи. Только вот к разрешению спора это не приведёт. И выйти победителем из такой ситуации тоже не получится. Так есть ли в ней смысл? Начинается с пустяка Вспомните, с чего начался спор. Очень важно отловить момент, когда исходная тема незаметно ускользнула, переплавившись во что-то более эмоциональное и задевающее. А ведь чаще всего ссора рождается из таких пустяков… Молчание — золото Как же сложно промолчать. Почти нереально. Но иногда нужно просто ничего не ответить чтобы с первых искр погасить пожар ссоры. Самое главное и самое трудное — вспомнить об этом. А смысл? Вот какой смысл в вашем конкретном споре? Зачем вы бросаете друг другу всё новые и новые фразы, распаляющие ссору? Явно не для того, чтобы решить конфликт. И не для того, чтобы выяснить, кто более прав. А между тем каждое новое слово ранит и вас, и вашего собеседника. И какой в этом смысл? Терминология А вы уверены, что правильно понимаете друг друга? Может быть, собеседник имел в виду совсем не то, на что вы уже обиделись. Да, такие вещи очень сложно отлавливать, но при желании и достаточной сноровке всегда можно ввернуть кодовую фразу: «Так, давай разберёмся с терминологией. Что ты имеешь в виду?» Зачастую именно это помогает не скатиться в ссору. Потише Чем спокойнее и тише говоришь, тем меньше вероятности, что спор перерастёт в скандал. Плохо то, что иногда в попытке сохранить спокойствие тон превращается в настолько официальный, что оскорбляет сильнее крика. Так что, за ним всегда лучше следить. Не бить ниже пояса У каждого из нас есть темы, на которые нельзя, ни в коем случае нельзя давить. Потому что иначе мы теряем здравый рассудок и начинаем вести себя неадекватно. И впоследствии процесс примирения происходит гораздо дольше и тяжелее. Не надо бить ниже пояса. Не стоит поднимать запретные темы. Даже если это прекрасный аргумент. Даже если вам кажется, что это к месту. Тем самым можно только усугубить ситуацию. Попросить прощения Помните, я говорила, что абсолютно правых в ссоре не бывает? Так вот, поскольку это так, каждому есть, за что просить прощения. Даже если вы «виноваты гораздо меньше», стоит извиниться. Это будет маленький шажок к восстановлению столь сложно реставрируемых после ссоры тёплых отношений. Не начинать Проще всего придушить ссору в зародыше. Просто не начинать спор, не ввязываться в дискуссию, ограничиться высказыванием мнения — и на этом замолчать. Так удастся избежать и бури неприятных эмоций, и необходимости применения всех предыдущих пунктов.