Вчера, 6 июня, умерла известный режиссер Кира Муратова. Творчество этой талантливой женщины не вписывалось в принятые рамки. В своих фильмах она поднимала острые социальные проблемы, рассуждала о морали и жестокости. Сегодня мы хотим вспомнить о первом самостоятельном фильме 33-летней Киры Муратовой, в котором она снялась в одной из главных ролей. Судьба фильма далеко не всегда зависит от того, хороший он или плохой. Именно так и получилось с «Короткими встречами» режиссера Киры Муратовой. Эту провинциальную, по определению самой Муратовой, мелодраму она сняла, когда безуспешные попытки куда-то устроиться после ВГИКа привели ее в Одессу. «Я увидела город, живущий без воды. Ее постоянно отключают, поэтому запасают в ведрах и тазах… И мне захотелось сделать историю про молодую решительную женщину, которая заведует всей водой в городе. Причем воды все равно нет, и в жизни не ладится: приезжает и уезжает мужчина, у него своя жизнь…». В соавторстве с журналистом Леонидом Жуховицким она написала сценарий про двух женщин, любящих одного мужчину, — классический любовный треугольник. Классический, да не совсем: в фильме нет сцен ревности с заламыванием рук. Любят друг друга хорошие люди, только очень разные: Валентина Ивановна, ответственный работник горисполкома и «вольная птица» геолог Максим. Она пытается его переделать, обуздать, он не желает подчиняться. «Останься со мной». — «Поедем со мной!» Останься — поедем — останься… Из этих коротких встреч, долгих разлук, воспоминаний, ожиданий и получается запутанный роман. «Уши, волосы и нос — это все я знаю. А вот тебя я не знаю совсем», — говорит героиня. Он улыбается: ты, мол книжная женщина. Валентина Ивановна не столько книжная, сколько привыкшая к оседлой, упорядоченной жизни — «пятнадцать лет на одном месте и за одним столом». Вся в работе, потому что дом — пустой до звона в ушах — пугает. Деловые звонки и совещания — иллюзия жизни. И нет сил ни любить до самозабвения, ни разлюбить. А он в придорожной чайной встречает хорошую девушку — простенькое платье, прямые русые волосы, угловатые движения, мрачноватый взгляд. Надя для него — короткая встреча, от которой вряд ли останется даже воспоминание. Максим для нее — словно звезда, упавшая с неба: геолог поет под гитару, с ней, обычной деревенской девчонкой, ласков. И она под видом домработницы придет к Валентине, будет жить с ней под одной крышей («у вас в городе вода трубой пахнет»), ничем не выдав своей такой прекрасной — и напрасной — любви. Там она поймет очень важную вещь: это дом, где живут два человека. И потому перед возвращением Максима из экспедиции накроет стол на двоих, положит восемь апельсинов — по четыре каждому — и вернется в деревню. Но прежде разрушит ею же выстроенную гармонию — один апельсин заберет с собой. Потому что семь — счастливое число. И будет в этом жесте такое самоотречение, что один критик свою рецензию назовет «Повесть о восьмом апельсине». Звезда Таганки На съемочной площадке Кире Муратовой помогал бывший муж, режиссер Александр Муратов. Именно он уговорил ее сыграть Валентину Ивановну, когда выяснилось, что утвержденная актриса с ролью не справляется. Но на этом неурядицы не закончились: неожиданно от роли Максима отказался Станислав Любшин. Муратова мечтала с ним работать, ей нравились его психологическая тонкость и интеллигентная манера игры. Но актер прислал телеграмму: «Кира, я не буду сниматься — мне предложили роль в картине «Щит и меч», четыре серии. У тебя я заработаю мало, а деньги нужны». Что делать? И тут вспомнили о Владимире Высоцком, чьи пробы были неудачными. Снимавшийся тут же, на Одесской киностудии у Станислава Говорухина в «Вертикали», актер в позу вставать не стал — сценарий ему нравился. К счастью, он не знал, какие баталии разыгрались вокруг его имени. «За» было большинство членов съемочной группы, но Муратова сомневалась, считая Высоцкого излишне грубым. Уговорил все тот же Александр Муратов: «Кира, Любшин — киногеолог, а Высоцкий, пусть и не такой тонкий актер, зато больше похож на настоящего геолога. К тому же он на гитаре играет, поет хорошо». Годы спустя Кира Георгиевна признается: «Произошла наша встреча. Мысли становились общими, зажигались новым огнем. Может быть, это была любовь. На экране точно была. Видно». Высоцкий — а он был уже звездой — поразил всех скромностью и невероятным профессионализмом, удивительно чувствовал камеру, знал, какие ракурсы наиболее выигрышны. Нередко предлагал свое решение той или иной сцены и возражения выслушивал спокойно. Охотно и талантливо импровизировал. Кстати, многие кадры Муратова снимала с прямой записью звука. А однажды актер чуть не сорвал съемку, неожиданно запев: «В Ватикане прошел мелкий дождичек, римский Папа пошел по грибы…». Чтобы не расхохотаться, присутствующие вынуждены были зажимать рты руками. А эпизод вошел в фильм. На улице Высоцкого не узнавали — он носил фальшивую бороду. Свою отрастить не мог: условие театра. Он очень любил эту роль: «Судьба этого человека немного напоминает актерскую. Мне тоже все говорят: «Ты все время ездишь! Что ты там делаешь? Сиди дома…» Тайная мечта Нины Руслановой Второкурсница Театрального училища имени Щукина шла на занятия, когда на пороге института ее остановила незнакомая женщина: «Хотите сниматься в кино?» Студентам это было запрещено. Но надо знать Муратову: отпрашивать Русланову она пошла вместе с педагогами. В 20-летней Нине режиссер увидела Надю – ту самую, что среди ночи может прийти в дом любимого мужчины, даже не удосужившись поинтересоваться, не женат ли он. Дебютантке поначалу пришлось несладко — опыта никакого, представления о том, как снимают кино, тоже. А снимали странно: то финал, то начало, снова финал, потом вдруг середину. Полгода Нина ездила на съемки независимо от того, играла она в сцене или нет. Начинающей актрисе мешало все: камеры, актеры, гримеры… Муратова отозвала ее в сторону: забудь обо всем, играй как хочешь. «Она шла от меня, а не навязывала свою волю», — вспоминает актриса. Чтобы образ Нади заиграл ярче, режиссер придумала Подругу. На небольшую роль Муратова взяла непрофессиональную актрису. Она вообще любит снимать людей, не имеющих отношения к актерской профессии. Как пошутил кто-то из критиков, у вокзального бомжа шансов сняться у Муратовой больше, чем у Де Ниро. «Непрофессионалы вносят какую-то шероховатость и одновременно живость», — объясняет Муратова. По признанию Нины Руслановой, она мечтала с этой ролью прославиться. Вот идет она по Москве, а люди вслед смотрят, пальцем показывают: «Она снималась в «Коротких встречах»! Потрясающая актриса!» Все сбылось. Но первая роль большой русской актрисы станет для зрителей открытием лишь через много лет. Удостоверение № 2138.67 В 1967 году картина получила разрешительное удостоверение за вышеуказанным номером, но прокатной судьбы не имела: режиссера обвинили в очернении действительности. Чиновники ничего не поняли, их раздражало нарушение хронологии — текущая жизнь героев постоянно прерывалась воспоминаниями. Смущал бородатый геолог — человек без корней, без руля и ветрил. Любит одну, заигрывает с другой. Вот он снял с Надиных плеч свой пиджак, а что они потом делали — целовались, обнимались… или? «Если так и есть, — сказали Муратовой, — мы запретим фильм». А сомнительного содержания песенки «Из рук вон плохо шли дела у меня…» — о чем это? За что такого типа любит советская женщина? Кстати, вы в своем уме: почему ответственный работник горисполкома у вас в ночнушке разгуливает? Почему у нее в квартире бардак? Зачем она произносит странные слова: «Вот такое интересное совещание, я должна уговаривать людей ехать в деревню. Они не хотят, а я должна уговаривать»? Что за аморалку вы тут нам показываете, товарищ Муратова? Фильм положили на полку на 20 лет. И только в 1987 году он вышел на экраны, собрав аудиторию в 4 миллиона зрителей. Факты фильма «Короткие встречи» Отец Киры Муратовой, секретарь подпольного уездного комитета Коммунистической партии Румынии, погиб во время войны в Кишиневе. Семья переехала в Бухарест, где мать Киры Георгиевны некоторое время занимала пост министра культуры. Вплоть до 1970-х у Муратовой было румынское гражданство. Музыка к фильму ленинградского гения Олега Каравайчука поначалу режиссеру не понравилась. В 1988 году Нина Русланова была удостоена национальной премии «Ника» за роль Нади. Говорят, что именно после съемок в «Коротких встречах» Владимир Высоцкий научился «хрипеть» — до этого он пел обычным голосом. Источник: Жизнь звезд