Мой старший сын, которому в мае исполнится 15 лет и который, по идее, должен учиться в восьмом классе, не ходит в школу. Уже полгода. Нет, с ним все в порядке. И со мной тоже. Более чем в порядке. Просто в октябре я перевела его на семейное обучение.

Главной причиной принятия такого решения стало совершенно неудобоваримое расписание на этот учебный год. Судите сами.

К 8:00 я отвожу в школу младшего.

В 10:45 должна отвезти старшего.

В 13:25 забрать младшего и привезти среднего.

В 16:25 забрать старшего.

И, наконец, в 18:25 забрать среднего.

То есть с учетом того факта, что живем мы в 20 километрах от школы, и каждая поездка занимает около 40 минут, в сутки на одну только дорогу уходило бы три с половиной часа. А жить когда? Когда готовить, стирать, убирать, делать уроки?

Дела бумажные

Откровенно говоря, классная руководительница старшего сына еще в прошлом году уговаривала меня перевести его на семейное обучение из-за того, что он, очень легко подхватывая любой чих, 50% учебного времени проводит на больничном. Тогда я отказалась, побоявшись ответственности, но в этом году час пробил.

Порывшись в Интернете и изучив юридическую базу, я отправилась к директору школы. Надо сказать, что у нас просто прекрасная директриса — всегда с пониманием относится к нуждам родителей и учеников. Выслушав меня, она подтвердила, что да, имею я такое право — перевести ребенка на обучение дома. Зачитала статьи закона, относящиеся к этому случаю и даже дала распечатку с собой, попросив на прощание как следует подумать.

Но я вышла из ее кабинета с твердым убеждением, что лично для меня вопрос уже решен. К тому же закон гарантировал мне, что в любой момент, когда мне вздумается, я имею право вернуть своего отпрыска в школу.

Через два дня я опять пришла к ней на прием и сказала, что мое решение окончательное и бесповоротное. И вот тут для меня началось неожиданное. Все те, кто в прошлом году сетовал по поводу того, что мой сын слишком много занятий пропускает по болезни, те, кто предлагал мне перевести его на семейное обучение, теперь начали дружно меня отговаривать от этой аферы. Хорошо, что я умею быстро находить аргументы. «В конце концов, — сказала я, — это мой ребенок, и мне нести за него ответственность».

Не уговаривала только директриса. С молчаливого согласия классной и завуча она дала свое благословение на перевод, еще раз напомнив, что в любой момент, когда я захочу, я имею право вернуть недоросля в стены альма-матер. Пообещав в случае чего воспользоваться этим правом, я отправилась в УНО.

В УНО ко мне отнеслись неплохо, но настороженно. Опять последовал ряд вопросов о причинах, о том, понимаю ли я ответственность, которую взваливаю на себя, смогу ли я в полном объеме дать ему необходимые знания и т. д., затем специалист стала беседовать с моим сыном. Видите ли, с 14 лет у российских детей наступает частичная правовая дееспособность, и на перевод на семейное обучение в обязательном порядке испрашивают их согласие, причем в письменном виде: на моем заявлении он написал, что согласен и поставил свою подпись.

Как выяснилось, в нашем городе всего восемь детей находятся на такой форме обучения. Мы стали девятыми.

На следующий день я опять нанесла визит директрисе, от которой получила приказ об отчислении моего старшего сына из школы. Да, если вы переводите ребенка на «семейку», то его вычеркивают из состава учащихся, и вы отправляетесь в свободное плавание. Где, у кого и как вы будете получать знания — полностью зависит от вас. Будете ли вы учить его сами, будете ли нанимать репетиторов — ваши проблемы. Школа с момента его отчисления не несет никакой ответственности за его культурный и научный багаж. Вас только прикрепят к выбранной вами школе для сдачи полугодовой и годовой аттестации, на время которой вы подаете заявление «Прошу зачислить моего ребенка _ФИО_ для сдачи». По окончании аттестации вы опять свободны как ветер. И еще — учебники вы тоже должны покупать сами. Но нам повезло — из сострадания к нам директриса разрешила нам пользоваться нашими учебниками, полученными в начале учебного года.

Трудовые будни

Итак, мы вернулись домой. Первую неделю сын никак не мог поверить своему счастью: ему не надо вставать в семь утра и собираться в школу. Это был просто какой-то праздник. Он отсыпался, он отдыхал, и зловещее «пора в школу!» больше не висело над ним, как дамоклов меч. На зависть двум другим сыновьям, которые по-прежнему каждый день топали учиться.

Дав ему прийти в себя от внезапно обрушившегося на него счастья, я приступила, собственно, к процессу обучения.

Впрочем, приступила — громко сказано. Попыталась приступить. Рассказывать об этой войне можно долго и нудно, и я думаю, что вам, дорогие читатели, это будет не интересно. Я расскажу лишь о полученном опыте, о подводных камнях, о плюсах и минусах домашнего обучения и о том, как мы со всем этим живем.

Итак, самое главное: учиться дома гораздо лучше и легче, чем в школе. В школе 50% урока проходят то в приструнивании какого-нибудь Васи, то в отчитывании какой-нибудь Маши, то в выяснении, кто и почему не сделал домашнее задание. То есть из всего урока в лучшем случае 15-20 минут дети заняты, собственно, учебой. Дома же у ребенка есть только он сам, и теоретически все время он может посвятить самообразованию.

Огромный плюс: ребенок не утомляется, как от учебы в школе. Он высыпается, он спокоен, ему никто не мотает нервы, если он неважно себя чувствует, он может спокойно не учиться, не переживая по поводу справок и пропущенных уроков. И — что немаловажно — родители тоже не нервничают.

Все уроки есть в видеовариантах. Непосредственно урок занимает всего 20 минут. И чем хороши именно видеоуроки — ребенок может просматривать их хоть 50 раз, если он чего-то не понял. Кроме того, я всегда рядом и всегда готова ответить на возникающие по ходу вопросы. А вопросы возникали самые глупые. Например, просматривая урок по дробям, где преподаватель говорит «числитель Пи и знаменатель Ку», он спросил: «Почему Пи и Ку?». Я объяснила, что это условность. В школе ему никто не будет отвечать на подобные вопросы, а ведь они откладываются, нарастают, как снежный ком, получаются пробелы.

Кстати, о пробелах. Внезапно выяснилось, что у сына из-за частых болезней и пропусков огромные пробелы за шестой и седьмой классы. Пришлось наверстывать и их. И это тоже плюс. После очередного урока он сказал: «Я только сейчас понял, как решать эти дроби». И тогда я поняла, что не ошиблась. Теперь я на самом деле контролировала учебный процесс. Многое он учил сам, кое-что разбирали вместе. Я вспомнила весь школьный курс алгебры и всю геометрию, а заодно химию, физику и биологию. И скажу честно: мне было интересно. А потом стало интересно и ему. Мы вместе проводили часы за видеоуроками, разбирая каждое действие, каждую скобку, каждую цифру и букву, обсуждали, спорили, выясняли, кто умнее. Это был прекрасный опыт общения.

И это был прекрасный опыт ответственности. Мой сын наконец-то понял, что учеба в школе это не хи-хи-ха-ха с приятелями, а серьезный труд. Я первый раз за восемь лет увидела своего ребенка желающим получить знания.

Минусы

А теперь о минусах. Самое сложное во всем этом — донести до отпрыска мысль, что тот факт, что он не ходит в школу, не означает, что он может не учиться. Поэтому если ваш ребенок неорганизованный, не может взять себя в руки, не обладает достаточной ответственностью, то, на мой взгляд, ему лучше продолжать обучение в школе.

Еще один весьма значимый минус: переводя ребенка на домашнее обучение, вы полностью принимаете на себя ответственность за уровень его знаний. И, если что — виноватой в его неуспеваемости будете только вы, и поверьте мне — вас заклюют.

Третий минус: учеба на дому отнимает у родителей массу времени. Потому что теперь вы и химичка, и физичка, и биологичка, и физрук, и историк в одном лице. И если он что-то не понял, то вы откладываете все дела, садитесь с ним и разжевываете материал.

Еще минус: для учителей обучение на дому является непривычной формой, она вызывает у них недоверие, им трудно понять, как мать может дать ребенку необходимые знания, минуя стены школы. И не только мы одни столкнулись с предвзятым отношением некоторых преподавателей: раз ты учишься дома, априори ты ничего не знаешь, и выше тройки оценку не получишь. Имеет место быть. Поэтому если вы психически неустойчивы и не готовы выдержать и отразить все это, то лучше оставить ребенка в школе.

Первые результаты

Предвижу вопросы: ну и как? Каков результат моего эксперимента? Отвечаю: в декабре мы сдали аттестацию. И его оценки за полгода оказались на одном уровне с его успеваемостью, когда он посещал школу. Но — эти оценки гораздо важнее и ценнее, потому что они отражают истинный уровень его знаний, а не то, сколько он успел списать на перемене в туалете.

И вся эта история получила неожиданное продолжение. На днях я сказала среднему сыну, что на следующий год переведу и его на семейное обучение, на что он ответил категорическим «нет».

— Почему? — удивилась я.

— Потому что мне тогда точно придется учиться, — последовал ответ.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Год рождения 1970. Воспитываю троих сыновей. Пишу художественные рассказы. Победитель конкурса рассказов форума ЭКСМО 2010 (группа не издающиеся), 3 место в конкурсе новогодних рассказов форума ЭКСМО 2010 г, 1 место в 1 туре, 4 место во 2 туре и приз зрительских симпатий в конкурсе детективного рассказа форума ЭКСМО 2011 г, 1 место в конкурсе рассказов "Кто мой ближний" 2011 г. на Православном Творческом Портале. Номинировалась на национальную премию "Писатель года" 2011 г.

Другие статьи автора
новые старые популярные
ККК

Ваш средний сын- умница! Быстро просек фишку. А вообще вы все молодцы. Удачи вам и мальчишкам!

Лилия Малахова

О, да, он такой. 🙂

Алина

Отличная статья, особенно окончание! Сил и терпения в нелёгком труде!

Юлия

Мне всегда интересно, кто в семьях с домашним обучением занимается домашним хозяйством: еда (свежая), уборка, глажка? Ну не может мама успевать все-все сама!

olgayeriomenko

А 4 часа домашних заданий при имеющихся кружках, приводах-отводах в школу? К тому же я вижу, что при таком режиме дети вообще ничего по дому не делают: "нуонижестолькоучатся!!" При домашнем обучении дети больше втянуты в жизнь семьи.

имечко

К сожалению,да…Ребенка приходиться отрывать от рисования,лепки ради занятий. Все на выходные. Но по дому — это обязаловка, хоть по 15 минут в день. Чтобы мозги отдыхали, надо сменить деятельность, как говорила моя мама.

Гость

вот тоже интересно стало ))) по статье выходит учеба начала занимать чуть ли не круглые сутки. Временного выигрыша явно не видно, хотя все остальные выгоды очевидны и за ребенка остается только радоваться.

Лилия Малахова

Нет, не сутки. Во-первых, отменились домашние задания. Во-вторых, на один урок у него стало уходить по 10-20 минут. Бывали моменты, когда мы и по полтора часа просиживали за алгеброй или химией. Но таких дней было за полгода 4-5.

Лилия Малахова

Да ничего такого. 14-летний парень вполне способен учиться сам. Я ему разъясняла только то, что он не понимал, по его просьбе. Ну да, время требуется, но не столько, сколько уходит на школу в целом. У нас примерно час в день. уходило с моей стороны. Остальное — сам.

Мария Мышкина

А мне интересно, как много у нас образованных мам. Я в школе не понимала ни геометрию, ни химию. Алгебру — очень относительно.. И еще — мама, ребенок которой на домашнем обучении, далеко не на всякой работе сможет работать. Или тоже дома.

Хельга

Да. И оправдано это в случае посещения ребенком поселковой школы. Если вопрос о сильной школе в крупном городе — приоритет, вне сомнений, за школу. К тому же, посещение школы дисциплинирует, дает возможность социализации, развития коммуникативных навыков в любой возрастной группе.

Лилия Малахова

А я сразу все вспомнила. Но я хорошо училась.

имечко

Лилия,как здорово! И репититор не нужен.

Лилия Малахова

Да, это точно. 🙂

имечко

А вот лаб.работы, по физике, химии,биологии?

Лилия Малахова

С нас спрашивали только умение решать задачи и теорию.

Ксания

А лабораторными работами сельские школы, увы, учеников не балуют. И оборудованию (если оно есть) исполнилось "триста лет в обед". И наборы реактивов давно исчерпали все сроки годности (по допустимым правилам техники безопасности)…. Так что Вы с сыном не так много потеряли в этом плане, полагаю. Но только в коллежде я начала учить химию по-настоящему. В школе я с ней (как и с физикой) мужественно сражалась и свела счет в аттестате "вничью". А вот в колледже, когда у нас после каждой темы была лабораторная работа, когда реакцию можно было не просто прочитать, но и увидеть собственными глазами, да еще и часть… Читать далее »

имечко

А я помню, как я смотрела с гордостью на свою первую порцию перегнанного спирта! Как наглядно можно было понять такие термины как "возгонка", "холодильник", "опалесценция". Да у нас по всем профильным предметам были лабораторные, а халат практически не снимался! Сами среды готовили,сами культуры сеяли, сами препараты из них делали,сами окрашивали по Грамму,осваивали автоклавы,термостаты, сепараторы…

Екатерина (другая)

У нас и в школе не было никаких лабораторных работ:( Только по физике — там учитель была энтузиаст! А по химии и биологии менялись учителя каждые пол года, и лабораторные никто устраивать не желал.

Eugenia

Спасибо, что поделились! Очень было интересно узнать про Ваш опыт. У меня еще ребенку до школы расти и расти, но вопрос уже занимает. А как Вы думаете, Лилия, если родители уделяют достаточное внимание общению с ребенком по домашнему заданию, нельзя добиться такого же контроля со стороны родителя и интереса к учебе со стороны чада?

Лилия Малахова

Не знаю. 🙂 Все дети разные.
На самом деле это был очень большой риск. Просто огромный. Я сама не была уверена на 100% в том, что поступаю правильно. Уверенность пришла потом, когда я увидела его , листающим учебник.

Eugenia

Пожалуй, я бы рискнула с домашним обучением только чтобы оградить ребенка от негативного влияния и детской жестокости. Но лишать его общения со сверстниками тоже как-то не хочется. Идеально, на мой взгляд, если есть хорошая православная школа, но у нас в городе ее нет. Слышала хорошие отзывы о школах, где обучение основано на вальдорфской педагогике, но с другой стороны, "размытая" духовность пугает даже больше ее отсутствия…

olgayeriomenko

Хорошая православная школа имеет минусы:
1)довольно дорого
2)часто прививает нелюбовь к православию. Потому что вера — это настолько глубоко личное, трепетное, и если по нему пройтись башмаком не очень умной Марьванны, то на выходе получишь нечто страшное. Мне грубая хамоватая учительница в свое время привила нелюбовь к математике. Потом я долго, из чувства протеста заявляла, что "не знаю никаких интегралов и прекрасно живу". Но то — математика.
Православная гимназия в нашем городе прививает православие настолько же, насколько "Пансион небесных ласточек" прививал религиозные устои.

Гость

После определенных откровений весьма известного протодьякона боязно даже в воскресную школу отдавать, страшно получить на выходе ярого безбожника.

Nata.

А уж в семинарию — тем паче!

Яринка

Думаю, что отдавать в семинарию не нужно. Должны учиться взрослые люди, а не неокрепшие духом подростки. Тогда и проблем описанных дьяконом будет существенно меньше.

Eugenia

Согласна с Вами. Но, думаю, школа вере вряд ли способна научить, вот семья да. А школа главное, чтоб не "привила нелюбовь". Я бы туда из других соображений хотела — дети верующих родителей обычно добрее друг к другу и у ребенка меньше шансов насмотреться и наслушаться того, чего бы я предпочла, чтоб он до времени не видел и не слышал.

Nata.

По поводу насмотреться и наслушаться — это зависит от общей концепции школы и педагогического коллектива. И совсем необязательно школе для этого быть православной. Для этого можно просто поманиторить приличные школы в округе. Да, и еще услышать что-то неподходящее ребенок может даже не в школе, и не в детском саду, а например на велосипедной площадке во дворе, где он с мамою гуляет…

Eugenia

Ну как бы да, может, но ведь одно дело иногда на площадке это услышать,а другое, когда это атмосфера, в которой ты ежедневно существуешь. Когда для сверстников, которые в школьные годы так важны, нормально материться, нормально уважать друг друга только за крутость папиной машины, ну и далее по списку.

Nata.

Материться в нашей не православной школе запрещено. Если кто-то из учителей, или персонала услышит, конечно не выгонят, но выволочка будет глобальная. Крутость папиной машины — это тоже все индивидуально. Один может этим гордиться, другой — нет. В любом коллективе могут встречаться и те, и другие, и здесь не застрахуешься. То, что сейчас наблюдаю я, так принято гордиться своей успеваемостью. И еще те, кто выигрывают разные конкурсы и олимпиады тоже гордятся, их чествуют. Наверное на их фоне у тихого троечника будет также развиваться своеобразный комплекс, потому как ни каждый в меру своих способностей может быть отличником. Другое дело, что конечно можно… Читать далее »

Eugenia

Да неправильно конечно ограждать от всего и создавать тепличные условия. Но мне кажется, что атмосфера школы очень важна, потому как для ребенка в определенный период сверстники могут быть более авторитетными, чем родители. И если для них нормальны вещи, подобные описанным ниже Ежиком, то мне бы не хотелось испытывать ребенка подобной компанией. Но я согласна с Вами, что если школа нормальная и с нормальным контингентом, то это хороший вариант. Как я поняла по комментам бывших учащихся православных школ, лучше любая обычная школа, чем плохая православная. Но для меня все же идеал хорошая православная:)

Nata.

Я в данном случае выбираю хорошую неправославную. Да, и в нашей неправославной школе полно учится детей священников, как ни странно. А могли бы наверное для них выбрать хорошую православную школу. Тем более они наверное больше в теме, где такие школы есть. Но вот тем не менее…

Ежик

Ну между хорошей неправославной и плохой православной конечно лучше хорошая неправославная.))
Когда мы вибирали между хорошей православной и хорошей неправославной,уже было склонились к обычной-главным образом из-за платы и удаленности. Но в конце концов там набрали столько первых классов,что выяснилось,что наша учительница будет работать в 2 смены-первая смена у первого класса,а вторая у третьего. Что такое перегрузки у таких профессий,я представляю. Ну и отправились в итоге в православную. Пока не пожалели,хотя конечно еще рано судить в полной мере.

Nata.

Да, согласна, плата и удаленность естественно играют свою роль. Наша хорошая школа бесплатна, плюс до нее 7 минут пешком. Православных школ по крайней мере которые котировались бы в нашем округе нет. И в любом случае все они платные, и часто недешевые. Возить ребенка в центр или на другой конец города по пробкам ради этого не вижу смысла.

Анастасия

Не сказала бы, что дети верующих родителей добрее друг к другу. Долгие годы у меня была возможность наблюдать одну семью православных (очень верующих, где соблюдались все посты и обряды, в отличие от нашей семьи), так там дети постоянно противоборствовали: с одной стороны было доносительство старшим, подслушивание и подсматривание, а с другой — ярое сопротивление и мщение. Дети выросли и лишь изредка созваниваются. Сестринской крепкой любви нет и в помине, а у их мамы — печальная старость.

qweeny

О да, мы с младшим, к сожалению, прошли эти "православные" заведения у нас в Питере. Никому не советую.Учатся в таких школах дети обычные, как и везде, просто их родители хотели видеть их в косоворотках и сарафанах, ну и чтоб батюшка вел Закон Божий.

olgayeriomenko

Я про Питер и говорю. Нет, мои пациенты довольны православной гимназией Александра Невского: детей мало, все дети обеспеченных образованных родителей. Только вот когда вера и молитва превращаются в "пройденный материал" — это грустно.

имечко

Не знаю,как ваш ребенок, но именно в школе я училась противостоять негативному влиянию и жестокости. Плыть против течения. Не сбегать стадом с уроков. Ответственности за саму себя, свое образование. Потом еще университет, как-никак. Для многих — это лучшее время, школьные, университетские друзья познаются в беде, в трудностях и зачастую остаются на всю жизнь.

olgayeriomenko

Этого уже давно нет. Все уткнулись в гаджеты, на переменах тишина.
У всех моих знакомых детей друзья не в школе.
Семья должна максимально влиять, а не сверстники.
Просто в последнее время много читаю по теме хоумскулинга, встречалась с такими семьями. Дети там гораздо более взрослые.

Eugenia

Ольга, а не подскажете что-то хорошее по этой теме почитать?

Liebe

У нас очень большая воскресная школа при храме, с коллективом "православных педагогов" до замужества пришлось достаточно пообщаться. Не хочется осуждать, но меня берёт некое смущение и замешательство от мысли, что такие кадры стали бы работать в православной гимназии. Потому что воскресная школа — дело добровольное,с гимназией же всё сложнее, ведь "кадры решают всё", в том числе и взаимодействие департамента образования и архиерея местного. Так что лучше просто выбирать хорошую школу, без грифа "православие-благоухание"….

olgayeriomenko

А зачем мучить ребенка, лишний раз отрывать его от семьи? До 10-11 лет дети автоматом привязаны к родителям. Почему не посидеть в выходной вместе, не порассуждать, что видели на Литургии, вместе почитать в энциклопедии про то, что непонятно? Куда больше пользы.
А с ребятами после Литургии можно и так побегать.

Саша

Как бывшая ученица православной гимназии считаю своим долгом Вас предупредить: не отдавайте ребнка в православную школу.
Из выпускников воцерковленными остались далеко не все и из православных семей, а уж из тех, у кого родители сами не воцерковленные, ради уровня отдали — вообще никто не ходит в церковь и не участвует в таинствах.

Ежик

Ну так у меня есть знакомые семьи,где дети не учились в православной гимназии,а от церкви,став постарше,отошли. Многие священники говорят,что это частая вещь-уход подростков и юношей из Церкви,не факт,что именно из-за гимназии.

А вообще надо выбирать школу,конечно,а не именно православную гимназию. Смотреть,как где что устроено,какие выпуски и прочее. Но в моем случае из 3 школ именно гимназия представилась мне более подходящей.

Гость

Как человек, который имеет негативный опыт обучения в православном заведении соглашусь с Ольгой. Прежде, чем отдать ребенка в православную школу, нужно миллион раз подумать. Фарисейское смирение, кумовство процветают. Часто туда отправляются "сложные" дети знакомых батюшек, духовных чад и учителей, отношение к которым со стороны администрации сильно лояльнее, чем к прочим смертным. Формальные принудительные каноны и молебны духовность не привьют. На многое тут закрывается глаза, даже на слишком многое. И, в целом, в православной школе несправедливость переживается больнее, чем если бы она произошла в обычной.

Ежик

Злые языки утверждают,что нашу гимназию директор-священник открыл для своей проблемной дочери. Но она уже ее закончила.)) А так у нас процент детей-священников очень невысок-кому-то далеко,кому-то дорого. На 2 класса 40 человек-6 детей. "Сложных" детей переводят нецерковных на каких-то этапах из обычных школ-это бывает-может,у вас человека сделают. Хм… честно мы не очень рады,но что делать. Молебен один по понедельникам 20м инут,не каждый раз,каноны только перед Причастием читают-нечастым,перед большими праздниками. Все выпускники (но там маленькие первые выпуски,по 8-10 человек)-поступили в ВУЗы,в основном светские,некоторые в ПСТГУ. Много внешкольных мероприятий-викторины на тему истории,спектакли школьные,музеи, какие-нибудь походы в приют для бездомных животных,кружки при школе(шахматы,рукоделие). Конечно,есть… Читать далее »

Лилия Малахова

Только не православная школа! Знаю детишек, которые в таких учились, знаю педагогов, которые в таких преподают… Нет ничего печальнее, чем совдеповская школа, приукрашенная религиозностью.

Eugenia

Хм, странно. У меня друзья водят в православные классы в Киеве. Вроде все нравится. Они правда только пару лет там.

Ежик

Не знаю,у меня дети в православной гимназии. Вероятно,тоже разные бывают. Я вполне довольна. Преподаватели всякие встречаются,но общий уровень весьма достойный. Насчет "не прививают любовь к православию" Ольга выше писала-зависит от личностей тех,кто этим занимается. У моих духовник и преподаватель Закона Божьего-очень интересный,веселый и авторитетный батюшка,даже мне нравится) и особой перегрузки "религиозностью" нет. Читают утреннее правило,перед обедом и ходят на Литургию по праздникам. Остальные мероприятия светского характера. Во всяком случае,как страдают мои многие знакомые насчет школ-то высокий уровень образования 2-3 языка, муштра и поборы немалые,часто парад мобильных,планшетов и папиных машин,то тихий ужас-учителей ни в грош не ставят,общие настроения-что учиться не надо,пиво-гаражи… Читать далее »

Eugenia

Ежик, а в каком Вы городе?

Ежик

Областной центр в 180 км от Москвы. Если вы где-то рядом в наших краях и про гимназию интересуетесь,напишу поподробнее.

Eugenia

Я в Украине:)

Ежик

А по существу опыт,безусловно интересный,ну и концовка забавная.))

Лилия Малахова

Концовка рулит. 🙂

Ксания

Об "ограждении ребенка" говорят часто и много. Ограждать хочетс от всего: от негативного влияни сверстников, от несправедливости преподавателей, от… Я понимаю, что ребенок не должен оставаться наедине с жестокостью, несправедливостью… Он должен быть уверен, что рядом всегда есть кто-то взрослый, кто готов бороться на его стороне. Но у меня возникает вопрос: до каких пределов ребенка нужно ограждать? Не получится ли так, что родители будут растить узника своих собственных страхов (не имела место несправедливость, а родителям показалось, что…; не имело место негативное влияние, а родители решили, что…")? Получается ведь идеальный вариант — человечек, который на 99% под контролем. Искушение, однако. Второй… Читать далее »

Nata.

Ксания, я с Вами согласна даже не на 100%, а на 200%.

Eugenia

Да нет, все очень здраво. Сама тоже об этом думаю. Как его найти, этот правильный баланс? Хочется, чтоб ребенок рос и учился в компании хороших людей. В то же время тепличные условия тоже плохо. Вспоминаю фразу одного преподавателя про учеников вальдорфской школы: они выходят оттуда и их сразу видно — смотрят на мир широко открытыми глазами, как будто не от мира сего:)

Ежик

Если про нашу гимназию.опять же-нет особых тепличных условий. Во-первых,далеко не все дети воцерковленных родителей,часть и Отче наш не знает. Пришли по типу "нам у вас понравилось". Во-вторых,все равно-они же не изолированы от мира,от общества в целом,и все тенденции присутствуют-и в соцсетях начали потихоньку регистрироваться,и плохие слова знают. Раньше я переживала-как же они из такого православного сообщества пойдут в неправославное-в институт,например? Но на практике-они же ходят кто в спортивную школу,кто в какой кружок и видят-что православных на самом деле мало,и потихоньку адаптируются к этому.

Хельга

Может и такое быть: растим в тепличных условиях, "под колпаком", а потом — с места в карьер, в мир.

Лилия Малахова

Оградить — ИМХО, естественное желание любой матери. Но ограждать нельзя. На 100% нельзя. Ребенок должен иметь иммунитет против пороков общества, он должен иметь опыт общения с представителями всех слоев населения, чтобы потом не попасть в беду, будучи выращенным в сахарных домашних условиях.

Ксания

Лилия, я видела, как "ломаются" на первой сессии "школьные звезды" н-ского уезда :-(. Дома в селе с девочки пылинки сдувают, ограждают от "неподходящих" сверстников: "Ей учиться надо, а у них — одни хлопцы на уме!". Учителя с ней носятся: "Девочка умненькая, ну, растерялась на контрольной, ну, перенервничала… с кем не бывает. Мы же знаем, что она все выучила!". И так 10-11 лет. А потом приходит такая красавица-умница в общежитие, а там надо учиться не в отдельной комнате, когда вся семья шуметь боится, а в бардаке, простите, когда та голову феном сушит, к той подружка забежала, те за стеной гулянку устроили…… Читать далее »

Лилия Малахова

Я знаю. И знаю, чем заканчиваются истории таких тепличных детей.

Екатерина (другая)

Да, все так и бывает. Мне это знакомо. Но ведь школа не в состоянии ко всему этому подготовить, Вы же сами об этом пишете. Тогда какой смысл?

Ежик

Ну тут тоже все неоднозначно. Я вот такая "тепличная" девочка,приехавшая в общежитие. Нет,в школе мне (да и особо никому) не давали особых условий, и так,чтоб дома пылинки сдували-такого не было. Но в любом случае-это адаптация-если ты был домашним,а стал в комнате общежития,в которой то не топят, то света нет,и да,4 девочки в комнате. Из которых к середине первого курса две учится передумали-чето сложно,и так 6 лет? Тут имеют значение,вероятно,общие способности к адаптации и просто способности к учебе. Но натренировать такие вещи дома вряд ли представляется возможным. И если вдруг мои дочери будут учиться в другом городе ( я не "За")-я… Читать далее »

Екатерина (другая)

Надо же, а меня мама наоборот всеми силами пыталась в общежитие "вытолкать"))) Я тогда не хотела, а теперь конечно очень благодарна ей за это. Хотя наверное, общежитие общежитию рознь.

Екатерина (другая)

А, я не сказала: моя мама сама в общежитии жила, когда училась. В целом, у нас в семье с общежитиями исключительно положительный опыт, и я своих детей всеми силами буду стараться пристроить в общежитие. На мой взгляд (это мое, возможно, субъективное мнение) взрослым детям не место с родителями. Это создает сложности всем. Детям хочется гулять и приходить домой в 5 утра, общаться с кучей друзей нон стоп, а родителям весь этот бардак не нужен; это искусственно задерживает взросление — зачем учиться готовить, вести бюджет и т. д., если мамочка и так все за тебя сделает? Вот и получаем 25-летних "детей"… Читать далее »

Ежик

Вот видите,как…Нет, мама меня не выталкивала в общежитие-просто не было другого выхода. Денег для обучения меня в другом городе и еще съеме жилья,да еще и в 90,просто было недостаточно. Или тогда они должны были совсем на голодный паек перейти. Не надо в 25 мамочке все делать за ребенка. Должно быть уже немалое количество дел,которые делают дети по дому,не меньше половины. Ну и да,вероятно много зависит от общежития. Но некоторые факты я до сих пор (точнее,сейчас даже больше) вспоминаю с содраганием,и думаю,как это меня пронесло мимо некоторых вещей…

Екатерина (другая)

У меня просто был вариант ездить из МО… Далеко, но я хотела ездить. Можно было ВУЗ еде выбрать по-ближе, не МГУ, но тоже приличный. Мама надавила буквально, чтобы я не выпендривалась, брала общежитие, в случае чего всегда могу там не жить. Но я быстро втянулась)
У нас тоже разное было, и многое я с содроганием вспоминаю, но в моей школьной жизни было еще больше дряни. А в целом я познакомилась с кучей замечательных, интересных людей, получила первый опыт самостоятельного ведения хозяйства, ну и мужа встретила там своего к тому же:)))

Ежик

У меня у знакомых дочка учится в МГУ на фармфакультете и в общежитии живет. Как дело обстоит у них и как обстояло у нас-это большая разница. Скажу лишь,что на волне этих всяких девяностых некоторое количество комнат сдавали не студентам,а неким лицам некой национальности с неясным (а точнее ясным) доходом,и никогда не было никакого контроля кто пришел-когда ушел. Это все прибавало и без того одиозному общежитию своего колорита. Справедливости ради скажу-его закрыли по причине антисанитарии на следующий год после моего окончания. И какие-то месяцы особо буйные я все же жила на квартире.

Екатерина (другая)

Ой, ну да, это конечно ужас-ужас:((( В 90-е вообще везде была жесть. В СпбГУ целые корпуса сделали "гостиницами" и сдавали за деньги, вот только сейчас возвращают все студентам… Сейчас все стало лучше гораздо.

Екатерина (другая)

Но и альтернатива должна быть. Я училась и выросла в основном среди сверстников, для которых читать книгу — это было "стыдно". За то, что я читала что-то вне школьной программы, меня не травили, нет, но считали "странной". Нужен ли мне был такой круг общения? Такая социализация?

Eugenia

В сахарных домашних условиях нельзя, согласна. Носиться слишком тоже. Но вот ограждаем же мы ребенка от того, чтоб он не совал пальцы в розетку? Мне кажется, так же убийственно поместить ребенка в какой-нибудь класс гопников или класс мажоров (где дети пробуют, например, наркоту — в обычной советской школе моего мужа, кстати, такое было). Я считаю, что таким компаниям противопоставить себя только окрепшая психика со сформированными уже ценностями.

Ежик

Правильно. Точнее,сопротивляться системно таким вещам в возрасте 7-11 лет могут отдельные уникумы,да и потом далеко не все. "Блажен муж…"

Nata.

То есть получается две крайности — или класс гопников, или класс мажоров? А что, классов нормальных детей не существует?

Ежик

Нет,просто бывают и классы (школы) гопников,и классы мажоров. Нельзя сейчас отдавать ребенка бездумно-надо выбирать. Бывают и вполне приличные заведения. Во-всяком случае у нас так.

Eugenia

Существует конечно, но писали же про "ни от чего не ограждать" 🙂

Nata.

Я писала "не ограждать от коллектива", а "ни от чего не ограждать". Это несколько разные понятия. Но мы имеем право выбора коллектива, школы, первой учительницы… Просто к этому вопросу нужно подойти серьезно.

Екатерина (другая)

Существует. Только пойди найди его, этот чудо-класс… Да еще чтоб ездить не надо было за 20 км. За пределами Москвы тоже живут люди и рожают детей.

Nata.

Я думаю, что таких классов гораздо больше, чем нам кажется на первый взгляд, надо просто присмотреться. Но здесь возникает другой вопрос — те дети, которые учатся в Вашем районе, это в принципе то общество и поколение людей, с которым впоследствии придется жить, работать, общаться Вашему ребенку. Вне зависимости от того, хочет он этого или нет. Если только менять место жительства.

Хельга

Браво, Nata! У нас в городе тоже есть неблагополучные районы, как правило, это всегда рабочие окраины. И репетиторы туда из центра вряд ли поедут, если только ребенка к ним домой возить, а если несколько детей… Лучше район сменить, переехать туда, где живет интеллигенция, мы, например, специально в такой район областного центра из небольшого города переехали, но это стоило больших денег. А если денег не. На переезд в более благополучный во всех отношениях район, то на домашнее (читай частное) образование вряд ли их хватит.

Ежик

Тут,считаю,нужна золотая середина. К сожалению,на сегодня очень расслоилось общество. И касаемо школ-можно попасть в такую,где и коллектив учителей не сложился,и район неблагополучный-с соответственными настроениями детей,и тогда на ребенка упадет тяжелая ноша-большое несоответствие того,что делается в школе,и чему учат дома. Поэтому совсем не ограждать-нельзя. Но и создавать тепличные условия нельзя-правда и не знаю,как их создать. Как вы говорите,ходить и просить переписать контрольные ? Нет,это тоже не правильно. Ну и да,чем он старше,чем больше должен быть его личный ресурс,чтобы справиться с неприятностями. Хотя все же он должен чувствовать,что родительская помощь ему доступна,если что.

olgayeriomenko

Наоборот. Ребенок генетически запрограммирован до 14-15 лет жадно впитывать поведение родителей. До этого возраста личность учится правильно реагировать. Школа рушит иерархию родитель-ребенок. Воспитывать дома не значит запереть в четырех стенах. Домашнее воспитание — это максимальный контакт с родителями, это обучение жизни на реальном примере.

имечко

20 км от школы…Вот поэтому кому-то и не по душе сельская жизнь.
А вообще, я в шоке от того,что кто-то может учиться дома.
Всю жизнь любила свою школу как мать родную. Несмотря на то,что , в целом , она меня не совсем любила. Как же школьные друзья,которые помогут, объяснят,которым ты помогаешь? Как общение? Как же любимые учителя,которые объяснят тебе непонятные места, в отличие от видеоурока? Как же веселые обсуждения, споры, обмен мнениями? Как же семинары, сценки, факультативы? Как же азарт, когда стараешься сделать лучше всех?Открытые уроки? Школьная библиотека? Стенгазеты,конкурсы,праздники?

Лилия Малахова

Да нет этого всего уже. Ни стенгазет, ни конкурсов. И никто ничего не объясняет. Мне сын жаловался на математичку. Объяснит тему. Потом спрашивает, кто не понял. — Я не понял. — Иди к доске. Пиши задачу. Решай. — Я не знаю, как. — Садись, два.
Это что? Он знать от этого станет? А двойка ставится в журнал, между прочим.

имечко

Да у меня была двойка в четверти по математике…знаем. Дело в том, что учебник лично мне ничего не дает. Физику, географию,английский по учебнику- нормально. А вот математика и химия -если не объяснят, труба. Часами могла учебник читать. Вот что учитель разжует, или подруга на пальцах покажет, то и влезало в мою нематематическую голову…Ну а ваш учитель,видимо, просто часы отрабатывал…

Ксания

У меня уже в университете была проблема с математикой (высшей). Билась я с ней долго и нудно (и преподаватель замечательный, и на факультатив приходила… ) не вижу я решения этой задачи, хоть убейся!. Пока достали мне родственники с чердака старую книжку, где эта задача решается другим методом (гораздо более громоздким, не таким элегантным, но он мне, почему-то, показался более наглядным). Моя преподаватель долго удивлялась, потом долго смеялась. Оказывается, автор этого старого учебника у нее в университете преподавал. И она люто ненавидела и этот метод, и этот учебник… И для нее было просто открытием, что через 40+ лет молодая студентка будет… Читать далее »

Eugenia

Я думаю, вся соль в "нематематической голове". Когда я в расписании для первого курса своего переводческого факультета увидела словосочетание "высшая математика", я чуть не упала в обморок. И мне, и всему, собственно, потоку казалось, что преподаватель говорит на каком-то другом языке. Да что там говорить, у нас кто писал три контрольных подряд на тройку(!) — зачет автоматом. Было на поток пару автоматов:) Зачем так было издеваться над филологами, не понятно.

Гоблинище

Аналогично — у подруги дочка ходит во второй класс. Задают сочинения на не самые простые темы, как писать — не объясняют. Рассчет на то, что с ней дома будут заниматься. Зачем она в школу ходит? просиживать штаны. Я написала девочке сочинение, по нему видно, что писал взрослый человек, я не упрощала ничего. Думала ей два поставят за несамостоятельность. Поставили 5/5 и написали молодец, спросили кто помогал и на том успокоились. Типа пусть и дальше помогают.

Ежик

Вот сколько у меня есть знакомых-в самых разных школах,элитных,простых,православных,английских-везде образование поставлено так,что родители помогают в начальной школе. Больше или меньше. Справиться сами могут только весьма сильные дети. Я так думаю,это какой-то современный тренд образовательный.

Елена Д.

Хе-хе… это хорошо еще 5/5 поставили…
Помню, писали мы тоже какое-то краткое то ли сочинение, то ли эссе. И вот у нас парнишка один вместо того чтобы писать от себя, взял и перекатал какую-то не очень известную критику Белинского. Сплагиатничал.
Самое интересное, что учитель литературы так и не обнаружил плагиата, но за эссе поставил двойку и разнес бедолагу по кочкам — мол, и глупое это эссе, и бездарное…
Белинский, вероятно, несколько раз перевернулся в гробу.

Гоблинище

Сто тысяч браво!!! Прям нарочно не придумаешь. Ну может Белинский устарел, бедняга… а парень не признался, что у Белинского содрал? интересно было бы посмотреть на реакцию. Раз уж все равно двойка 🙂

Елена Д.

Не признался. 🙂
Ну мы в те времена были еще скромными учащимися — с наследием советского воспитания. Не захотели учителя смущать (хотя и не любили его). Однако ж для себя выводы сделали.

Nata.

Странно. В нашей школе всего полно. И стенгазет, и конкурсов, и кружков, и секций, а праздники какие шикарные устраивают! Каждый месяц — выездная экскурсия в учебное время. Много всего интересного. Правда директор — очень неравнодушный человек.

Гоблинище

Все очнеь зависит от директора. Нам повезло учиться при нормальном дядьке, к нему можно было напрямую с любым вопросом обратиться, и вообще демократично все было. А потом пришла весьма истеричная тетенька. Хорошо, нам повезло уже закончить школу к тому времени. Так вот из школы побежали и дети, и учителя.

Ежик

Согласна,и в нашей много всяких самых разнообразных мероприятий. И еще каждый год берут какую-то тему историческую-отечественная война,война 1812 года, Александр Невксий-и весь год она каким-то образом освещается. Вплоть до того,что школу превращают в модель на некоторое время -здесь окоп,здесь медсанбат,здесь лед Чудского озера. Довольно интересно. Но она маленькая,правда.

Хельга

Все вышеперечисленное Вами и есть социализация, которой ребенок лишается, обучаясь дома без уважительной причины, допустим, "просто" , чтобы оградить от негативного влияния сверстников.

Екатерина (другая)

Ох… Любимые учители, азарт, школьные друзья, веселые обсуждения, обмен мнениями… Как другой мир какой-то, честное слово:) Ничего этого в моей школьной жизни в помине не было. Хотя так мечталось:) Помню, еще в самых младших классах эту безысходность: стараешься, учишь, хочешь "сделать лучше всех", на уроке тянешь руку, а спрашивают только двоечников. И так каждый день.

Мария Мышкина

А у меня были замечательные учителя.Любимую учительницу до сих пор встречаю с замиранием сердца. Школьные друзья до сих пор как родные. И дома, когда болела, мне было тяжело учиться — больше усилий прикладывала, чтобы понять простые вещи (по той же физике). Учителя были разные, класс слабый, и я была в классе не особо , мягко говоря, популярна. Но было в школе много ценного.

имечко

Когда я сломала ключицу, я мечтала о том,чтобы оказаться на нелюбимой математике, или казахском — лишь бы дома не сидеть! Да, в школе много чего было, и учителя разные, и муштры много…но я думаю, от отношения все же зависит очень много…

Sen_Zoid

Я немного занималась репетиторством по математике и химии. Все, кто ко мне приходил, говорили: на уроке они просто не могут задать вопрос, материал объясняют один раз, и всё, дальше только спрашивают. Решала задачки студентам — человек, закончив школу год-два назад, путается в названиях химических элементов и соединений. Что касается увеселений и общения, тут всё очень сильно зависит от педсостава и директриссы. Как минимум в некоторых школах детей так загружают каким-нибудь английским, а то и двумя языками, что детям некогда ходить ни на спорт, ни на кружки, только домашку делают после школы. Тем более им не до стенгазет и конкурсов. А… Читать далее »

Лилия Малахова

Ох, как Вы правы! Учителю важно дать материал, успеть выполнить программу на день, и разжевывать каждому, кто что не понял, ему некогда. И детям некогда — им надо не следующий урок торопиться.

имечко

Никому не нужно и никто не организует — вот это важно. На моей памяти сменилось три директрисы, и последние две были не самые лучшие. Но завуч по воспитательной работе старалась, и все у нас было. Я лично просиживала ночами за стенгазетами и плакатами, не спала, но это того стоило — наш класс занимал призовые места. Не объясняют на уроке — есть время после уроков.Если дети просиживают за уроками столько времени,значит надо из гимназического в класс попроще переходить. У нас постоянно кто-то отсеивался туда, где легче. Зато наши троечники в других школах становились отличниками.А если так скучно на уроках, и не… Читать далее »

Юля

Если бы в моей школе было все так как Вы говорите, я бы не тоже очень любила. А так, школа — самый мрачный период моей жизни и если бы были альтернативы,я бы туда детей не отдавала.

Дарья

Лилия, а как восполняется общение со сверстниками?

Лилия Малахова

А никак. Он у меня интроверт, он общается с местными друзьями, по школьным особо и не скучает.

Мышка

Интересно! А мальчику хватает общения, он не скучает по одноклассникам и всяким школьным мероприятиям?

Лилия Малахова

Он щаслиф, что сидит дома. :)))

Мышка

Тогда Вы, по-видимому, всё сделали правильно, а Вашему сыну повезло!

Лилия Малахова

Если бы Вы знали, какое давление со стороны школы я испытываю! Они боятся ответственности, что ли.

Ксания

И это тоже. Плюс, ломка стереотипов (что всегда непросто). Возможно, боятся, что Вы послужите примером, а Ваша база знаний и готовность работать (и над собой, в том числе) есть не у каждой мамы.
Плюс, может быть, что судьба школы может, буквально, находиться в зависимости от каждого ребенка 🙁 (плюс-минус пара человек решает, закрывать ли школу в селе).

Лилия Малахова

Да не в селе у нас школа, а в городе! 🙂 Мы ездим учиться в город, а все сельские школы у нас давно закрыты.

Ежик

Ды как же? Счастье променял все равно на школу.))

Хельга

Скорее всего, смею предположить, если речь идет о поселковой школе, она не богата на мероприятия.

Лилия Малахова

да нет, самая что ни на есть городская.

Nata.

Первое, что мне было непонятно — а разве школы нет в округе поближе, чем за 20 километров? Думается мне школу лучше подбирать в шаговой доступности. Чтобы ребенок средних и старших классов по крайней мере мог сам в нее ходить. Что касается обучения на дому, то здесь во-первых родители должны иметь много времени, для того, чтобы заниматься с ребенком, во-вторых, очень хорошо помнить школьную программу по всем предметам, чтобы объяснять все непонятное. Второе даже сложнее. Или искать репетиторов по предметам. Да и общение в социуме никто не отменял. Конечно, если у ребенка совсем уж слабое здоровье, то может быть это и… Читать далее »

Лилия Малахова

У нас нет школ шаговой доступности. Нам в любую ездить. А та, что ближе всех, считается самой худшей в городе. Оно надо?

Nata.

Сочувствую. Понятное дело, что это в некотором роде издержки жизни за городом…

Лилия Малахова

Да. Зато свобода, природа, цапли на пруду, зайцы , гуляющие по дороге средь бела дня… 🙂

Хельга

Не всегда в сельской местности есть школа в шаговой доступности, да еще и выбор школ, а бывает, и вообще, нет никакой школы или есть малокомплектная, больше напоминающая деревенский кружок. Вот такие нюансы для желающих переселиться "в деревню, к тетке…". Да простят меня те, кто не имеет иных возможностей, никого не хотела обидеть.

Лилия Малахова

Да-да, я об этом писала. 🙂

Ксания

Не всегда. Часто начальные школы еще остались в селахз с населением 1000-1500 человек, а вот полноценная средняя школа — одна на поселок (3-5 тысяч человек) и пару-тройку окрестный сел.

Лилия Малахова

У нас все позакрывали.

Роса

Да сдалось оно….такое общение…дети все из разных семей…порой шутки, клички и погоняла у них наижесточайшие….

julia_yakovets

я тоже пришла к выводу, что не все могут вставать, как солдатики, в 7-нуль-нуль. у меня для младшего вообще проблем нет, а вот старший не может так. я и не насиловала, а он и не ходил на 1-ые уроки. и нормально так школу закончил)

Лилия Малахова

И претензий не предъявляли, что пропускает?

laurraine

Для меня школа мучением была, вставала в 7:50, наспех умывалась-одевалась и к 8 в школе. Закончила школу все-равно на отлично, хоть часто первые уроки просыпала. Рада несказанно, что во взрослом возрасте могу сама свой график строить. Все-таки система ориентируется на жаворонков, а бедным совам страдать.

Настя

Вставание в 07.50 не такое раннее, как 05.40 или 6.00. Вам еще очень повезло!

Лилия Малахова

Я своих в 6:40 поднимаю. Очень тяжело!

Ксания

Я вставала в школу в 7:00, и для меня это было сущим адом до последнего класса. Я искренне думала, что я — "сова". А потом с неполным средним образованием поступила в колледж, вставать приходилось в 5:00. Самое интересное, что я перестроилась на новый ритм меньше, чем за месяц, а работоспособность на первых парах повысилась в разы. Оказалось, что я — типичный "жаворонок", но мне просто не подходит это время — 7:00-7:30. Я и сейчас никогда не встаю в это время (либо до семи, либо ближе к восьми), специально замечала.

Похожие статьи