Мой старший сын, которому в мае исполнится 15 лет и который, по идее, должен учиться в восьмом классе, не ходит в школу. Уже полгода. Нет, с ним все в порядке. И со мной тоже. Более чем в порядке. Просто в октябре я перевела его на семейное обучение. Главной причиной принятия такого решения стало совершенно неудобоваримое расписание на этот учебный год. Судите сами. К 8:00 я отвожу в школу младшего. В 10:45 должна отвезти старшего. В 13:25 забрать младшего и привезти среднего. В 16:25 забрать старшего. И, наконец, в 18:25 забрать среднего. То есть с учетом того факта, что живем мы в 20 километрах от школы, и каждая поездка занимает около 40 минут, в сутки на одну только дорогу уходило бы три с половиной часа. А жить когда? Когда готовить, стирать, убирать, делать уроки? Дела бумажные Откровенно говоря, классная руководительница старшего сына еще в прошлом году уговаривала меня перевести его на семейное обучение из-за того, что он, очень легко подхватывая любой чих, 50% учебного времени проводит на больничном. Тогда я отказалась, побоявшись ответственности, но в этом году час пробил. Порывшись в Интернете и изучив юридическую базу, я отправилась к директору школы. Надо сказать, что у нас просто прекрасная директриса — всегда с пониманием относится к нуждам родителей и учеников. Выслушав меня, она подтвердила, что да, имею я такое право — перевести ребенка на обучение дома. Зачитала статьи закона, относящиеся к этому случаю и даже дала распечатку с собой, попросив на прощание как следует подумать. Но я вышла из ее кабинета с твердым убеждением, что лично для меня вопрос уже решен. К тому же закон гарантировал мне, что в любой момент, когда мне вздумается, я имею право вернуть своего отпрыска в школу. Через два дня я опять пришла к ней на прием и сказала, что мое решение окончательное и бесповоротное. И вот тут для меня началось неожиданное. Все те, кто в прошлом году сетовал по поводу того, что мой сын слишком много занятий пропускает по болезни, те, кто предлагал мне перевести его на семейное обучение, теперь начали дружно меня отговаривать от этой аферы. Хорошо, что я умею быстро находить аргументы. «В конце концов, — сказала я, — это мой ребенок, и мне нести за него ответственность». Не уговаривала только директриса. С молчаливого согласия классной и завуча она дала свое благословение на перевод, еще раз напомнив, что в любой момент, когда я захочу, я имею право вернуть недоросля в стены альма-матер. Пообещав в случае чего воспользоваться этим правом, я отправилась в УНО. В УНО ко мне отнеслись неплохо, но настороженно. Опять последовал ряд вопросов о причинах, о том, понимаю ли я ответственность, которую взваливаю на себя, смогу ли я в полном объеме дать ему необходимые знания и т. д., затем специалист стала беседовать с моим сыном. Видите ли, с 14 лет у российских детей наступает частичная правовая дееспособность, и на перевод на семейное обучение в обязательном порядке испрашивают их согласие, причем в письменном виде: на моем заявлении он написал, что согласен и поставил свою подпись. Как выяснилось, в нашем городе всего восемь детей находятся на такой форме обучения. Мы стали девятыми. На следующий день я опять нанесла визит директрисе, от которой получила приказ об отчислении моего старшего сына из школы. Да, если вы переводите ребенка на «семейку», то его вычеркивают из состава учащихся, и вы отправляетесь в свободное плавание. Где, у кого и как вы будете получать знания — полностью зависит от вас. Будете ли вы учить его сами, будете ли нанимать репетиторов — ваши проблемы. Школа с момента его отчисления не несет никакой ответственности за его культурный и научный багаж. Вас только прикрепят к выбранной вами школе для сдачи полугодовой и годовой аттестации, на время которой вы подаете заявление «Прошу зачислить моего ребенка _ФИО_ для сдачи». По окончании аттестации вы опять свободны как ветер. И еще — учебники вы тоже должны покупать сами. Но нам повезло — из сострадания к нам директриса разрешила нам пользоваться нашими учебниками, полученными в начале учебного года. Трудовые будни Итак, мы вернулись домой. Первую неделю сын никак не мог поверить своему счастью: ему не надо вставать в семь утра и собираться в школу. Это был просто какой-то праздник. Он отсыпался, он отдыхал, и зловещее «пора в школу!» больше не висело над ним, как дамоклов меч. На зависть двум другим сыновьям, которые по-прежнему каждый день топали учиться. Дав ему прийти в себя от внезапно обрушившегося на него счастья, я приступила, собственно, к процессу обучения. Впрочем, приступила — громко сказано. Попыталась приступить. Рассказывать об этой войне можно долго и нудно, и я думаю, что вам, дорогие читатели, это будет не интересно. Я расскажу лишь о полученном опыте, о подводных камнях, о плюсах и минусах домашнего обучения и о том, как мы со всем этим живем. Итак, самое главное: учиться дома гораздо лучше и легче, чем в школе. В школе 50% урока проходят то в приструнивании какого-нибудь Васи, то в отчитывании какой-нибудь Маши, то в выяснении, кто и почему не сделал домашнее задание. То есть из всего урока в лучшем случае 15-20 минут дети заняты, собственно, учебой. Дома же у ребенка есть только он сам, и теоретически все время он может посвятить самообразованию. Огромный плюс: ребенок не утомляется, как от учебы в школе. Он высыпается, он спокоен, ему никто не мотает нервы, если он неважно себя чувствует, он может спокойно не учиться, не переживая по поводу справок и пропущенных уроков. И — что немаловажно — родители тоже не нервничают. Все уроки есть в видеовариантах. Непосредственно урок занимает всего 20 минут. И чем хороши именно видеоуроки — ребенок может просматривать их хоть 50 раз, если он чего-то не понял. Кроме того, я всегда рядом и всегда готова ответить на возникающие по ходу вопросы. А вопросы возникали самые глупые. Например, просматривая урок по дробям, где преподаватель говорит «числитель Пи и знаменатель Ку», он спросил: «Почему Пи и Ку?». Я объяснила, что это условность. В школе ему никто не будет отвечать на подобные вопросы, а ведь они откладываются, нарастают, как снежный ком, получаются пробелы. Кстати, о пробелах. Внезапно выяснилось, что у сына из-за частых болезней и пропусков огромные пробелы за шестой и седьмой классы. Пришлось наверстывать и их. И это тоже плюс. После очередного урока он сказал: «Я только сейчас понял, как решать эти дроби». И тогда я поняла, что не ошиблась. Теперь я на самом деле контролировала учебный процесс. Многое он учил сам, кое-что разбирали вместе. Я вспомнила весь школьный курс алгебры и всю геометрию, а заодно химию, физику и биологию. И скажу честно: мне было интересно. А потом стало интересно и ему. Мы вместе проводили часы за видеоуроками, разбирая каждое действие, каждую скобку, каждую цифру и букву, обсуждали, спорили, выясняли, кто умнее. Это был прекрасный опыт общения. И это был прекрасный опыт ответственности. Мой сын наконец-то понял, что учеба в школе это не хи-хи-ха-ха с приятелями, а серьезный труд. Я первый раз за восемь лет увидела своего ребенка желающим получить знания. Минусы А теперь о минусах. Самое сложное во всем этом — донести до отпрыска мысль, что тот факт, что он не ходит в школу, не означает, что он может не учиться. Поэтому если ваш ребенок неорганизованный, не может взять себя в руки, не обладает достаточной ответственностью, то, на мой взгляд, ему лучше продолжать обучение в школе. Еще один весьма значимый минус: переводя ребенка на домашнее обучение, вы полностью принимаете на себя ответственность за уровень его знаний. И, если что — виноватой в его неуспеваемости будете только вы, и поверьте мне — вас заклюют. Третий минус: учеба на дому отнимает у родителей массу времени. Потому что теперь вы и химичка, и физичка, и биологичка, и физрук, и историк в одном лице. И если он что-то не понял, то вы откладываете все дела, садитесь с ним и разжевываете материал. Еще минус: для учителей обучение на дому является непривычной формой, она вызывает у них недоверие, им трудно понять, как мать может дать ребенку необходимые знания, минуя стены школы. И не только мы одни столкнулись с предвзятым отношением некоторых преподавателей: раз ты учишься дома, априори ты ничего не знаешь, и выше тройки оценку не получишь. Имеет место быть. Поэтому если вы психически неустойчивы и не готовы выдержать и отразить все это, то лучше оставить ребенка в школе. Первые результаты Предвижу вопросы: ну и как? Каков результат моего эксперимента? Отвечаю: в декабре мы сдали аттестацию. И его оценки за полгода оказались на одном уровне с его успеваемостью, когда он посещал школу. Но — эти оценки гораздо важнее и ценнее, потому что они отражают истинный уровень его знаний, а не то, сколько он успел списать на перемене в туалете. И вся эта история получила неожиданное продолжение. На днях я сказала среднему сыну, что на следующий год переведу и его на семейное обучение, на что он ответил категорическим «нет». — Почему? — удивилась я. — Потому что мне тогда точно придется учиться, — последовал ответ.