И вот опять на нашем замечательном портале разгорелись споры о необходимости хранения девственности до брака. Мнения, само собой, разделились: от «только девственность!» до «подумаешь, фигня». Хранить или не хранить девственность до брака, как быть тем, кто лишился невинности до обращения к вере, — эти вопросы стали камнем, о который спотыкаются многие. В древности Ветхий Завет не придавал такого значения девственности. Все «неловкие» вопросы решались спокойно: новобрачная, у которой не обнаруживалось девства, возвращалась в родительский дом, если муж на этом настаивал; мужчина, ненароком лишивший девицу ее главного достояния, либо принуждался к женитьбе на ней, причем без права развода, либо давал богатый откуп. Христианство мало что прояснило в этом отношении: апостол Павел прямо пишет в своем первом послании к Коринфянам: «относительно девства я не имею поведения от Господа». Подразумевалось ли, что хранение девственности было само собой разумеющимся или же возлагалось на совесть каждого персонально — так и осталось тайной. Возведение девственности в культ произошло в более поздние времена; возможно, имел место откат к языческим представлениям о ее ценности. В самом деле, почти у всех последователей языческих религий девственности придавалось особое сакральное значение. Девственница, не испорченная «посторонней» энергией, в древней Греции почиталась как особо духовная личность, которой могут быть открыты тайны будущего. Жрицами Весты — весталками — могли быть только девственные девушки, за нарушение обета их убивали. Считалось, что девственница обладает особым свойством очищать энергетику. Кровь девственниц использовалась в магических ритуалах, гадалки после нескольких сеансов просили девственницу посидеть на колоде карт. Во многих государствах, в том числе и в России, девственность девушки воспринималась как честь всей семьи. Когда факт нарушения девственности становился публичным достоянием, виновную ждал позор на всю округу. Считалось, что она опозорила семью — «отцу-матери бесчестье, роду-племени укор», «таковская», «на передок слаба», «подкладня» — это еще не самые оскорбительные эпитеты, которыми награждали девушку. Мало того, что потерявшая невинность девушка считалась испорченной и на ней никто не хотел жениться, так еще пятно позора ложилось и на ее сестер — «дурная кровь», им тоже не светило хорошо выйти замуж. Существовала масса унизительных обычаев на такие случаи: потерявшей честь могли отрезать косу — символ девичьей невинности, вымазать дегтем ворота на радость завистницам, а если она все же выходила замуж, то в некоторых областях России на свадебном пиру она на коленях должна была залезать под стол, и при каждой попытке выбраться из-под него свекровь била ее по лицу. Истязание могло продолжаться сколь угодно долго, на усмотрение жениха. А вот отношение к мужской девственности до обидного легкое. Напротив, если парень, не состоящий в браке, имел много сексуальных контактов, то он «удалой» и «хват», и вообще молодчага, времени даром не теряет. При том, что на голову той, с которой он совершал грех, выпадали самые нелестные высказывания. И практически в 100% случаев ответственность за совершившееся возлагали не на мужчину, а на женщину, достаточно вспомнить известную поговорку о том, что если одна собака не захочет, то вторая… сами знаете. Ну конечно, женщина же сосуд греха, а мужчины белые и пушистые, они тут вообще ни причем. Отношение к женщине начало меняться по мере того, как приходило понимание женской сексуальности. Женская сексуальность еще в начале ХХ века была загадкой для медиков. Ее как бы по определению не должно быть, женщин, испытывающих сладострастные ощущения во время близости с мужем, вообще желающих секса, считали психически больными и пытались лечить от истерии. Отсюда же «растут ноги» у устойчивого поверья, что женщинам переносить воздержание ну как раз плюнуть, они ж «не хотят», чего им переносить-то. Но это не так. Легче не значит легко. Неудовлетворенность приносит женщинам немало моральных и физических страданий. Ну так как же быть с девственностью? То, что желательно ее хранить — понятно. Но как быть тем, кто пришел к вере уже «после»? Как, в конце концов, быть тем, кто вступает во второй или третий брак? Мы должны поставить крест на этих людях и относиться к ним как к неполноценным? Я выскажу свое личное мнение: не стоит делать из девственности культ и идею фикс. Практика показывает, что ни ее наличие, ни ее отсутствие автоматически не делают людей счастливыми или несчастными, и воспеваемая многими ультраправославными девственность не гарант того, что семейная жизнь сложится удачно. Последнее, между прочим, часто используется в качестве аргумента в различной наставительной литературе для девиц (опять для девиц!): мол, та, которая сохранила девственность до брака, будет мужем любима и на руках носима, и будет ей счастья вагон и маленькая тележка. Однако, как показывает житейский опыт, дело не в физиологической девственности, а в душевной. В старину существовала поговорка, ныне практически забытая: телом девица, а душой блудница. Эту же поговорку можно применить и к молодым людям. Эти слова о тех, кто формально сохранил анатомическую девственность, но, напитанный зрелищами оргий, в душе страстно желает разврата. Вступление в брак для таких людей всего лишь отправная точка для реализации своих сексуальных фантазий. Вот отсюда берутся девственники, хранившие себя до брака, но затем без зазрения совести изменяющие своим супругам, причем иной раз с большим цинизмом, чем те, кто не придавал значения соблюдению девственности. И более того, люди, прошедшие через грех, часто с большим трепетом относятся к любимым, боясь потерять их доверие и их самих. И в то же время немало мужчин и женщин, имеющих семьи, но сохранивших девственную чистоту в духовном смысле, продолжающих оберегать себя от греховного. Возведение девственности в культ чревато, в случае чего, и психическими травмами. Излишний акцент на необходимости блюсти свою честь дает перекос в сознании девушки. Она начинает думать, что главное не щи научиться варить, а не допустить физической близости до свадьбы. Мне приходилось встречать женщин, переживших измену мужа, у которых больший шок вызвала не сама измена, а пренебрежение со стороны супруга тем, что эти женщины сохранили себя для своих мужей. То есть они, начитавших всяких правильных книжек, считали, что их мужья за одно это будут всю жизнь носить на руках, и все разговоры о неудачной семейной жизни сводились не к анализу своих ошибок, а к восклицаниям: «Ну как же так?! Я себя для него берегла, а он…» На этом фоне вызывают откровенные недоумения требования так называемых православных мужчин, которые, едва придя к вере, наблудившись по самое некуда, начинают искать себе девственных невест, чтобы коса ниже пояса и юбка в пол. А вдова или разведенная для них все равно что девушка с панели. Да и батюшки очень любят рассуждать о том, как же это замечательно, когда жена — девица. Но никто словом не обмолвится о том, что и мужчинам нужно хранить себя до брака. Почему-то эта почетная миссия возлагается только на женщин. А о том, что и женщинам хотелось бы видеть около себя мужчину без прошлого, проповедники упорно молчат. Плотское влечение — очень мощная сила, далеко не все люди способны ее побороть. Даже среди тех, кто причислен к лику святых, случались падения, а некоторые годами молились об избавлении от плотской страсти и не получали облегчения до глубокой старости. Воздержание это физический дискомфорт, это сопутствующие заболевания, это изменение психоэмоционального состояния, причем не в лучшую сторону. Я бы сказала о воздержании так: в современных информационных условиях это подвиг. Это настоящий подвиг — хранить себя незамужней, вдове или разведенной, когда вокруг тебя все кричит: «Отдайся! Насладись! Будь секси!», а тело стремится вдогонку за этими призывами. На подвиг способны не все, только избранные. Многие люди, длительно хранившие девственность, говорят о том, что это им удалось во многом не потому, что они какие-то сугубые подвижники, а просто не подвернулось подходящего случая. В вопросе отношений полов «это» зависит не только от твоих личных действий, но и от действий другого человека. Если запустился механизм желания, а он обычно запускается помимо вашей воли через осязательные или созерцательные стимулы, то устоять невозможно, потому что начинают работать инстинкты, а мозги отключаются. У очень малого числа людей есть сила возобладать над инстинктом. Скажу как есть: таким надо ставить памятник. В православной культуре женской девственности придают слишком большое значение, неоправданно большое. И даже пытаются объяснить, почему «нельзя» какими-то полуоккультными аргументами, доходя до настоящего кармизма: мол, если девушка была в связи с несколькими мужчинами, то все, что происходит с ними, будет на ней в дальнейшем отражаться, а ее дети будут похожи на ее первого любовника. На полном серьезе такие идеи преподаются в распространяемых в храмах брошюрах, авторы которых слишком буквально понимают выражение «двое в плоть едину». Но все гораздо проще. Есть культура общения, есть культура питания, должна быть и культура половой жизни. Как мы не общаемся с кем попало, не едим, что попало, так и в постель нельзя прыгать с кем попало. Кроме того, мужчине половая жизнь дает гораздо меньше последствий, чем женщине. Это женщине бегать по больницам, сдавать анализы на ЗППП, лечиться, чтобы не остаться бесплодной, да и вероятность беременности очень высока. А беременность это ребенок, а ребенок это на всю жизнь. Поэтому девушке, прежде чем предаться любви, надо семьсот пятьдесят два раза продумать, чем это может закончиться, ответить на самый важный вопрос: готова ли она, если что, стать матерью-одиночкой? И в заключении несколько слов о женщинах с «прошлым». Мы не подвергаем остракизму тех, кто страдает чревоугодием, не высмеиваем тех, кто курит, не тычем пальцем в завистников и лгунов. Но чужая интимная жизнь представляет для нас такой неиссякаемый интерес, мы так любим покопаться в чужих постелях и выставить на всеобщее обозрения пятна на чужой простыне, что порой забываем обо всех приличиях и неприличиях. Особенно это касается брадоносных «праведников», пишущих на православных ресурсах гадости о женщинах с прошлым. Вести или не вести половую жизнь вне брака это индивидуальное решение конкретного человека, и почему он его принял, знать окружающим необязательно, и тем более мы не имеем права осуждать и навешивать на него ярлыки: «Прежде, чем кого-то осудить, надень его обувь, пройди его путь, споткнись о каждый камень на его дороге, почувствуй его боль. И только после этого расскажи ему, как нужно жить».