Читайте также: Давать и просить взамен

Мы продолжаем публиковать отрывки из книги «Мама, перестань читать нотации! И ты, папа, тоже!» греческого педагога и организатора «школы родителей» Кики Дзордзакаки-Лимберопулу, перевод которой выполнен монахиней Екатериной специально для портала Матроны.РУ.

Первые дни в первом классе ‑ самое подходящее время для того, чтобы начать постепенно учить ребёнка быть ответственным, самостоятельным и проявлять инициативу.

Когда мы идём со списком учительницы в руке покупать школьные принадлежности, лучше всего дать ребёнку возможность исполнить главную роль, а себе оставить роль советчика в том, насколько подходит по качеству и цене та или иная вещь. С этого дня мы будем всякий раз поощрять ребёнка к тому, чтобы в тех вопросах, которые уже находятся в его компетенции, он решал и выбирал сам. Ответственность и самостоятельность воспитываются поэтапно, при помощи ежедневных усилий как взрослого, так и ребёнка.

Чтобы ребёнку было удобно заниматься, чтобы он мог сконцентрироваться, а его занятия были эффективными, ему необходимо собственное рабочее место. Не стóит позволять ребёнку таскать учебники из угла в угол, заниматься каждый день в разных местах или лёжа на кровати либо на ковре. Постоянное рабочее место даёт детям чувство безопасности и уверенности.

Как только мы вместе с ребёнком организовали его рабочий уголок ‑ с подходящим освещением, хорошими и удобными столом, стулом и всеми письменными принадлежностями, можно переходить к самому сложному: организации его времени. Некоторые ребята всю вторую половину дня пытаются заниматься, но в результате практически ничего не делают.

Большинству детей необходима помощь взрослых, чтобы научиться правильно организовывать своё время ‑ успевать сделать уроки, поиграть, сходить на прогулку, поговорить и посмеяться. Иногда родители так сильно волнуются по поводу занятий своих детей, что лишают их естественной детской жизни, заставляя их жить без игры, без смеха и развлечений…

Часы-будильник и личная ответственность

Одним из важных подарков маленькому школьнику на Первое сентября будут часы-будильник. Отныне они станут другом и помощником вашего ребёнка. Конечно, надо показать ему, как ими пользоваться и определять точное время. Как только он научится управляться с будильником, можно поощрять первоклассника к тому, чтобы он сам вовремя просыпался утром.

Скажем ему, что он уже достаточно взрослый и ответственный человек, поэтому утреннее пробуждение и ежедневная подготовка к школе находятся в его ответственности. В то же время это должно происходить не только на словах, но и на деле, то есть взрослым не стóит явно контролировать ребёнка, неусыпно следя за каждым его шагом и постоянно находясь в боевой готовности.

Действительно, наш маленький школьник станет серьёзно относиться к этому поручению, только когда убедится, что мы действительно не собираемся его будить. Он научится слышать будильник и вовремя вставать, когда поймёт, что за него это никто не сделает. А если мы будем по несколько раз приходить утром в его комнату и кричать: «Ты вставать собираешься? Будильник уже давно прозвонил!», то он доживёт до восемнадцати лет, но так и не сможет просыпаться по будильнику, потому что будет уверен, что кто-нибудь позаботится о том, чтобы он проснулся.

После утреннего пробуждения следуют умывание, небольшая зарядка и одевание. Для того чтобы утром не было никаких задержек, лучше приучить первоклассника собирать свой портфель с вечера, а также заранее обсуждать с ним, какую одежду он наденет завтра, и помочь ему складывать её аккуратно на стуле.

Подготовка ранца должна находиться целиком и полностью в компетенции школьника. Конечно, поначалу это делается при участии родителей или других старших членов семьи. Пока ребёнок не умеет читать, взрослые могут прочитать ему расписание и список вещей, которые необходимо сложить в ранец. Но именно ребёнок должен находить все эти вещи и складывать их в свою сумку. Возможность проявлять инициативу нужна ребёнку, чтобы он смог научиться ответственности. Инициатива ‑ это участие в самых простых повседневных делах. Поточить карандаш, проверить, не закончилась ли тетрадь, найти упавший на пол ластик, достать с полки необходимый учебник, не забыть в школе кроссовки или куртку.

Ответственность и выполнение определённых обязанностей большинству ребят очень нравятся, потому что таким образом они чувствуют себя взрослыми и необходимыми людьми. Но некоторые дети так сильно боятся любой ответственности, что стараются избегать всякой инициативы.

Дети до определённого возраста не умеют правильно и ясно формулировать свои чувства и объяснять испытываемые ими трудности. Они часто используют какие-нибудь косвенные способы, которые взрослые не всегда могут сразу понять и разгадать. Например, чтобы избежать ответственности за утренний подъем и не идти в школу, они уверяют, будто у них разболелся живот. Эта «болезнь» довольно часто представляет собой не что иное, как так называемую психосоматическую «школьную боль». По этому поводу лучше всего посоветоваться с педиатром и детским психологом.

По мнению специалистов, состояние пищеварительной системы человека ‑ это зеркало его психического здоровья. Стрессы, волнение, боязнь контрольной работы, чувство небезопасности, сложности в повседневной жизни, неприятные мысли очень часто «материализуются», выражаясь в желудочных и кишечных коликах.

Родители нередко считают, будто их дети живут в состоянии блаженства и беззаботности, но ведь происходит как раз наоборот. У детей свои проблемы, свои страхи и стрессы, просто они ещё не умеют всё это высказывать и показывать напрямую.

Что такое общение?

Большинство родителей утверждают, что хотят хорошо общаться со своими детьми. Но что такое общение? В данном случае это попытка понять эмоции, скрывающиеся за словами, поступками и, в целом, поведением ребёнка. Многие ли из нас умеют и стараются понять своих детей на эмоциональном уровне?

Родителям необходимо при этом защищать свою родительскую роль и не превращаться в родителя-надзирателя или родителя-репетитора. Как же помочь первокласснику в его школьной жизни, не разрушая при этом эмоциональную связь с ним? Достаточно убедить самого себя руководствоваться доверием в общении с ребёнком. Если спросить себя, доверяем ли мы своим детям, каков будет ответ?

У ребёнка, растущего в атмосфере уважения и доверия со стороны родителей, появляются крылья, и он буквально летает. Он собирает все свои силы, всем интересуется, преуспевает, потому что хочет быть достойным этого уважения и доверия. Чем больших успехов достигает ребёнок, тем больше доверяют ему родители, и эта связь упрочивается.

Но представьте себе, что родители не доверяют ребёнку. Эта внутренняя отрицательная позиция не поощряет его, а разочаровывает и лишает смелости. Как ему интересоваться чем-то, сосредотачиваться, показывать хорошие результаты в учёбе, как заниматься и прилагать усилия в жизни, раз всего этого от него не ожидают родители, а если даже они и обратят внимание на его старания, то никак не отметят их? Вполне естественно, что в подобной атмосфере у ребёнка формируется отрицательное и пораженческое отношение к школе, к учёбе, к учителям, да и в целом к жизни.

Научить ребёнка действовать самостоятельно

Пока ребёнок посещал детский сад, мы вполне естественно считали его совсем маленьким и незрелым, а поэтому не могли иметь по отношению к нему какое-либо доверие. Но теперь, когда он пошёл в школу, настало время изменить своё отношение к нему. Наступил час научить своё чадо всему тому, что мы раньше делали сами из-за спешки или нетерпения, а также поручать ему многое из того, чему он постепенно научается. Есть один простой способ подтолкнуть себя самого к этому, на первый взгляд, непростому пути.

Надо взять чистый лист бумаги, разделить его на два столбца. В одном записать все хорошие и сильные черты своего ребёнка, его умения и таланты, а в другом ‑ недостатки и слабости. Скорее всего, сильных сторон окажется больше. Над ними мы в первое время и поработаем, ведь легче развивать положительные качества и дарования, чем бороться с недостатками. Но вот что интересно: развивая хорошие стороны ребёнка, мы вдруг обнаружим, что его недостатки становятся со временем всё слабее и незаметнее.

Одобрение и уважение, с которым мы относимся к ребёнку, воистину творят чудеса! Они выводят на поверхность всё хорошее, что есть у него в характере и в душе, развивают его внутренний мир, помогают ему захотеть быть достойным и хорошим человеком как дома, так и в школе. Доверие к ребёнку делает его более зрелым, улучшает его способности к обучению и ведёт к ответственности и независимости.

Вместо того чтобы подавлять ребёнка, относиться к нему неуважительно и с пренебрежением, гораздо лучше и проще обратиться к его честолюбию. Давайте будем говорить с нашими детьми спокойно, ласково, вежливо и с улыбкой, как если бы говорили с дорогим другом, прося его сделать что-то или исправить какой-нибудь недочёт. Но мы нередко обращаемся с ребёнком так, будто он наш враг или какое-то низшее существо, которое мы изо всех сил пытаемся сломать, унизить, смирить… Неудивительно, что дети в таких случаях всячески нам противодействуют и прекословят, инстинктивно стараясь от нас защититься.

Итак, в последующие дни ребёнок начнёт выполнять домашние задания. Это подходящий момент, чтобы помочь ему организовать свои занятия во второй половине дня. Постепенно мы доводим до его сознания, что школьные уроки находятся исключительно под его ответственностью, но мы, родители, всегда будем рядом с ним, когда ему понадобится помощь.

План на день

Уже с первой недели школьной жизни необходимо помочь маленькому первокласснику составить расписание своих занятий. Расписание, режим дня, сильно укрепляет в маленьких детях чувство уверенности и безопасности. Разумеется, в каждой семье есть свои особенности, и режим дня нашего школьника будет во многом зависеть от уклада жизни семьи. Во сколько ребёнок возвращается из школы? Его забирает кто-нибудь из взрослых или он приходит сам? Дома его ждут мама, бабушка или ещё кто-то? В какое время он обедает?

Составляя план занятий ребёнка, лучше всего отправной точкой считать обед. После него ребёнку необходимо некоторое время — около сорока пяти минут или часа ‑ на отдых или спокойные игры, чтобы дать организму возможность переварить еду. Во время переваривания пищи кровь приливает к желудочно-кишечному тракту и отливает от мозга, поэтому, когда желудок полный, мы не в состоянии активно умственно трудиться и чувствуем некоторую сонливость. Поэтому у ребёнка есть время после обеда немного отдохнуть ‑ погулять, посмотреть телевизор, послушать музыку, почитать журнал или внешкольную книгу, а возможно, и поспать.

После этого ребёнок приступает к подготовке домашнего задания на завтра. Перед тем, как садиться за письменный стол, было бы неплохо, чтобы он попил и сходил в туалет, потому что дети часто используют это как предлог, чтобы каждые пять минут отвлекаться от занятий.

Объясним ребёнку, что приготовление домашних заданий и школьные занятия ‑ это его работа. Он трудящийся и достоин всяческого уважения, если трудится сознательно, добросовестно и ответственно. Взрослый человек несёт ответственность за свою работу, а школьник ‑ за успехи в учёбе. Конечно, в ребёнка необходимо вселить уверенность, что мы обязательно поможем ему и поддержим во всех трудных ситуациях. Но мы не станем сидеть рядом с ним во время его занятий. Если он будет сопротивляться и скажет что-нибудь вроде ‑ «а мама моего одноклассника делает уроки вместе с ним», можно ответить, что у каждого родителя свой способ показать своему ребёнку заинтересованность и оказывать ему помощь, и что мы считаем свой способ самым правильным.

Расскажем своему чаду и о том, что у каждого человека есть как права, так и обязанности. Делу время, а потехе ‑ час. Сначала надо выполнить всё, что входит в круг твоих обязанностей, то есть приготовить уроки, а уже потом можно играть, поскольку имеешь на это полное право. Не стóит бояться, будто все эти сложные слова означают некие недоступные ребёнку отвлечённые понятия. На самом деле, дети в 6-7 лет уже очень хорошо их понимают. Если же ребёнок постоянно отвлекается, валяет дурака и никак не может закончить своё домашнее задание, притом что речь не идёт о сложных задачах, которые он не понял, то необходимо спокойно и доброжелательно, но строго объяснить ему, что дети имеют право играть только, когда закончили свою работу. И чем скорее и результативнее он справится с домашним заданием, тем больше у него останется времени на игры.

Постарайтесь не оставлять включённым телевизор, хотя бы пока ваш ребёнок делает домашнее задание. В некоторых домах телевизор практически не выключается и работает сутки напролёт. Это очень плохо для маленьких детей, поскольку постоянный поток информации и образов не даёт им сосредоточиться, вызывает у них скрытое беспокойство, их внимание всё время рассеяно. И, конечно, совершенно не допустимо, чтобы телевизор работал, даже без звука, в комнате ребёнка.

В то же время в часы детских занятий жизнь семьи должна продолжаться, и не надо никому ходить на цыпочках и говорить шёпотом. Наоборот, специалисты утверждают, что так называемый фоновый шум, например, тихая музыка или радио, работающее где-нибудь в дальней комнате, разговор, включённая стиральная машина, звуки, доносящиеся с улицы, ‑ всё это помогает человеку сохранять внимание. А детям необходимо научиться сосредоточенно работать в акустических условиях современного города.

Итак, покупаем разноцветное расписание дня или рисуем его сами. А потом заполняем его при активном сотрудничестве и согласии ребёнка. Всё время спрашиваем его: «Ты согласен?», «Тебе это нравится?», «Сначала лучше сделать математику или чтение?» Сознательное согласие ребёнка очень важно, поскольку следующим шагом будет его обещание выполнять соглашение. Готовое расписание можно повесить над рабочим столом нашего чада. У детей всё, что написано, вызывает бóльшее уважение, чем просто сказанное устно.

Действовать с привычной скоростью

Пусть ребёнок сам открывает свой портфель, достаёт письменные принадлежности и раскладывает их в нужном ему порядке на рабочем столе. Пусть он сам открывает свои тетради, дневник и ищет домашнее задание, которое ему необходимо сделать. Если он медлительный, то надо это уважать. Ведь он ребёнок, который сейчас только формируется, а не взрослый, как мы. Наше спокойное и дружеское отношение помогает ребёнку преодолеть стресс и беспокойство, почувствовать себя в безопасности, а это так важно для маленького первоклассника, особенно в первые недели и месяцы его школьной жизни! Если же мы станем себя вести с ребёнком грубо, резко, будем всё время поторапливать и подгонять, то его уверенность в себе очень быстро испарится, как и всякое желание учиться.

К тому же каждый человек учится с разной скоростью. Если другой ребёнок уже научился читать, а ваш ещё еле-еле разбирает слоги, то не надо впадать в отчаяние. Это не означает, что другие дети умнее и сообразительнее или что ваше чадо не станет отличником.

Очень важно постоянно подбадривать своего ребёнка и вселять в него уверенность в том, что всё у него обязательно получится. «Я уверен, что ты справишься!», «Попробуй и увидишь, как хорошо ты это напишешь», «Я тебе полностью доверяю», «Я знаю, какой ты внимательный и аккуратный», «Вот видишь, как ты замечательно прочитала стихотворение!», «Молодец, ты сразу понял объяснение», «Какая ты сообразительная!», «Какая же ты умница!» и т. д.

Между родителями и детьми протянута невидимая эмоциональная ниточка, поэтому они нередко догадываются о тайных мыслях и эмоциях друг друга. Значит, дисциплинируя самих себя и заставляя вести себя терпеливо и с пониманием, мы придаём тем самым уверенности и своим детям.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Похожие статьи