Вы начинаете новый проект: открыли свою студию, организовали серию мастер-классов, завели интересный блог на близкую вам тему… И вот, буквально в первые же пару месяцев получаете резко негативные отзывы. Из них можно сделать вывод, что вам стоило бы все бросить и подыскать себе другое занятие. Почему так происходит, и можно ли считать это конструктивной критикой? Вот вы, окрыленная первыми шагами, заходите на свой сайт или страничку в социальной сети и читаете что-нибудь, обидное до слез. Что вы просто дура, и это еще мягко сказано. Что вы заигрались в начальника (организатора, психолога, преподавателя, журналиста — подставить нужное), явно ничему не учились, ничего не понимаете в теме и вообще для выбранного дела не подходите. Нормальна ли эта ситуация? Нет, совершенно ненормальна. Будет ли она происходить? К сожалению, да. Такое может случиться с каждым с большой вероятностью — и увы, с новичками, которым больше других нужна поддержка и похвала, она происходит чаще всего. Однако это не означает, что себя не нужно защищать. И не слушайте доброхотов, которые будут говорить вам о «принятии критики» и праве каждого свободно высказывать свое мнение. Цивилизованная критика принципиально отличается от обесценивания, оскорбления и гадостей. И, кстати, даже конструктивная критика далеко не всегда полезна. Отличить критику от обесценивания и принижения Критика может быть болезненна или не очень, конструктивна или не конструктивна. Об этом — в следующих пунктах. Но прежде всего нужно различать критику и банальное унижение. Все, что содержит переход на личности, — это обесценивание и унижение. «Не понимаю, почему разведенная женщина пишет об отношениях, чему у нее можно научиться?». «С такой внешностью работать стилистом? Она себя в зеркало видела?». Это бессмысленные оскорбления, и ничего больше. Все, что содержит принижающие оценочные суждения с позиции сверху: «Автор словно ребенок», «Боже, как наивно!», — обесценивание. Все, что содержит ярко негативные эмоциональные суждения без каких бы то ни было отсылок к фактам, — не ваша проблема. Пример: «Увидел это и захотелось плакать». Вы не можете отвечать за чувства другого человека, а если он не объяснил, как именно его слезы связаны с вашей деятельностью — такие отзывы вообще можно пропустить. Это манипуляция чистой воды. Про бранные слова можно, наверное, и не говорить. Что делать с такими отзывами? По максимуму оградите себя от унижений. Вы не обязаны их терпеть. Игнорируйте, забаньте, покиньте помещение как можно скорее. Это лучший выход. Переход на личности, оскорбления, попытка унизить — это все признаки полной социальной неадекватности. Зачем вам неадекватный человек поблизости? Если можете — заблокируйте, нет — игнорируйте. При онлайн-общении не вступайте в дискуссии, не отвечайте на комментарии. В реальной ситуации как можно скорее уходите и, если есть такая возможность, постарайтесь больше не пересекаться. Контакт нужно прервать, он токсичный и просто не может ничем быть оправдан. Хорошего сотрудничества у вас не выйдет, даже если это потенциальный инвестор и он предлагает вложить деньги в ваш проект. Человек неадекватен уже на этом этапе, с ним нельзя выстраивать никакое сотрудничество. Хуже, конечно, если это ваш начальник на постоянной работе, родственник, близкий знакомый. Все равно — ищите способ сменить работу или не обсуждать свой проект с конкретными людьми. Дело не в том, что проект плох. Это с людьми, которые ведут себя подобным образом, что-то не так. Вам не обязательно находиться с ними рядом. Когда критика вроде бы рациональна …это все равно не значит, что к ней непременно нужно прислушиваться. Если вы начинаете новое дело, критики будет много. И вот в чем фокус: совершенно необязательно она поможет вам стать лучше и развить свое дело. На начальном этапе она скорее подрежет вам крылья и собьет собственное чутье. Самые частые фразы, которые может услышать человек на старте нового проекта: «Для этого нужно много умений (денег, связей)». Предполагается, что у вас этого нет, даже если собеседник не говорит об этом напрямую. Это тоже своего рода обесценивание, только скрытое. Еще один распространенный комментарий: «Это сейчас все делают, ты просто сделаешь еще один клон». И что? Вполне возможно, у вас будет много клиентов (учеников, читателей, покупателей), которым по каким-то причинам подойдете именно вы. «Сейчас такого много» еще ничего не значит. Сделанный с душой магазинчик кофе или научно-популярный лекторий привлечет свою аудиторию. А как же выглядит правильная обратная связь? Во-первых, она конкретна. Если вы делитесь своей идеей, а человек в ответ начинает рассказывать, что у вас ничего не выйдет — это по определению не конструктивно. Другое дело, если вы попросили дать обратную связь: не слишком ли оптимистичен ваш план, не понадобится ли больше денег или времени, что еще можно улучшить, как привлечь людей? Второй признак «хорошей» обратной связи — она направлена на доработку и улучшение вашей идеи. То есть не имеет скрытой цели напугать вас и заставить от всего отказаться, потому что это слишком долго, слишком сложно и вообще — вчерашний день и никому не интересно. Еще один признак: грамотная обратная связь, даже если содержит элемент критики, скорее вдохновляет. Вы чувствуете, что вас и вашу идею приняли всерьез. Собеседник уважает ваше видение и вашу цель и готов помочь. С таким подходом критика не ранит, она превращается из негативного отзыва в помощь. Все, что заставляет вас чувствовать себя бессильным и неумелым, не заслуживает внимания. Есть один случай, когда грамотная обратная связь может быть болезненна: в том случае, если вы допустили серьезную ошибку. В работе с людьми это связано с тем, что вы намеренно или случайно кого-то обидели или обошли вниманием, человек почувствовал себя плохо. В текстах это может быть дискриминация некой группы людей, неудачное слово или выражение, которое является принижающим, или невольное раскрытие личной истории, которого человек не хотел и не ждал от вас, и так далее. В таком случае отзыв может быть достаточно резким, но его стоит принять к сведению. Отличие этой ситуации от обесценивания: даже если обиженный сильно уязвлен, он будет писать о конкретной ситуации и о своих чувствах в этот момент, а не о вашей затее в целом. Если вы сомневаетесь, действительно ли обидели кого-то или человек, как говорят, пришел «обидеться об вас» — можно пересказать ситуацию одному или двум близким людям, мнению которых вы доверяете. Такой отзыв стоит принять всерьез и учесть на будущее. Но разрушать ваше чувство самоценности он не должен. Ошибки делаются для того, чтобы учиться на них в дальнейшем, но не для того, чтобы отчаиваться и все бросать.