Я уже давно не рискую писать в социальных сетях на церковно-бытовые темы, разве что для узкой группы под глубоким замком. Потому что задашь вполне невинный, на первый взгляд, вопрос, например: «А не знает ли кто-нибудь проверенный рецепт постных оладий из кабачков?», а в ответ получишь целый ряд гневных отповедей. Сразу напомнят и о том, что «Царствие Божие не пища и питие…» и что «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма…» Думать о еде, пусть даже и строго постной, — это, по мнению немалого числа современных верующих, вообще не духовно. Эту тенденцию в наши дни отмечают и психологи, и врачи, и тренеры по фитнесу, и все, кто по роду своих занятий имеют дело с человеческой душой, облеченной в плоть, или с человеческой плотью, в которой обитает душа. Современный человек «ушёл в голову». Он потерял контакт со своим телом, с землёй, с живой природой и простыми её радостями. Из своей каменной городской цивилизованной оболочки он едва реагирует на смену времён года, мимо него проходит живая жизнь с её лиловыми закатами и розовыми рассветами, пением птиц, шелестом листвы и прозрачным воздухом после дождя. С каждым годом я встречаю всё больше верующих людей, в которых заметен резкий контраст между продвинуто-воцерковлённым умом и расслабленно-анархическим телом. Ум начитан в Священном Писании и святых отцах, утончённо богословствует, упражняясь в экзегезе и герменевтике. Тело в то же время затягивается сигаретой и заправляется пивом из баллона, хаотично ест всякую гадость, любит возлежать на мягком диване с ноутбуком на животе, а часто ещё состоит в «неканонических» сексуальных отношениях с другими телами, не находя в этом для ума особой проблемы. Секс — это же про какое-то там тело, служанку души. Пусть служанка развлекается, как хочет — главное, чтобы в царице-голове не было ересей. Если тело его хозяин однажды и решает поднять с дивана и как-то оздоровить, то к православию это обычно не имеет никакого отношения. Тело ведут в обычный материалистический спортзал или на восточные практики, сопряжённые с эзотерической духовностью и открытием чакр, сажают на модную диету или приучают к вегетарианству, умащивают эфирными маслами и отдают в умелые руки массажиста. Тело вообще современные люди очень любят доверять кому-нибудь: тренеру, гуру, светилам медицины. Выше пояса — это к стоматологу, ниже — к гинекологу, а сама я, что со своим телом делать, даже и не знаю, пусть врачи за него несут ответственность. Современные городские офисные люди смеются над народным названием сегодняшнего праздника «Яблочный Спас», над простыми бабушками с корзинками фруктов и захожанами, зашедшими освятить что-то съедобное и не знающими, что такое нетварный Фаворский свет. «Ушедшим в голову» вообще смешно религиозное почитание того, что вещественно и что можно потрогать: святых мощей — фу, это же человеческие кости, — башмаков, которые носил святой, сухариков из котелка и цветочков с могилки. Если мы приедем в старинный, традиционный, желательно никогда не закрывавшийся монастырь, то обязательно увидим там очень много быта. Там будет трапезная с едой по уставу: с маслом, без масла, с рыбой, с молоком и яйцами. Будут хранимые на протяжении веков кулинарные рецепты какого-нибудь особенного монастырского кваса, или печенья, или ликёра, или солёных бочковых огурцов. Будет огород, грядки, скотный двор, куры и коровник. Братия или сёстры в рабочих подрясниках и фартуках, перепачканных грязью. Близость земли. Укоренённость в ней, которая оказывается вполне совместимой с самой неотмирной и возвышенной молитвой. Видение божественного света, явленного во время Преображения на Фаворе, — цель молитвенников-исихастов. В интеллигентских тусовках мы называем «исихастами» людей, оторванных от телесного и земного. «Он-то в девяностые ушёл из института и поехал трудником в Оптину…» А ведь на самом деле исихазм, учение паламитов — это в очень большой степени про тело. Это поклоны, ощущения во время молитвы в сердце и даже в такой приземлённой области человеческого тела, как живот. Конечно, было бы неверно называть исихазм «православной йогой», но это именно что духовно-телесная, а не «умственно-бестелесная» практика. Может быть, древним подвижникам во времена оны приходилось много трудиться над «усмирением плоти». Для многих же из современных людей, «ищущих горнего», прежде, чем начать свою плоть усмирять, было бы очень хорошо сначала просто осознать, принять тот медицинский факт, что эта плоть у них есть. Что я — это не просто голова, читающая умные книги и ведущая высокоинтеллектуальные беседы, а ещё и шея, которая эту голову носит, и руки-ноги, и спина, и живот. И перестать пытаться жить так, как будто тела у тебя совсем нет, как будто ты дух бесплотный, всё бытие которого происходит только в мире идей. Попытка «убежать в голову» — это один из трусливых способов бегства от себя настоящего, с твоими слабостями, желаниями и недостатками. Если ты хорошо чувствуешь своё тело, и молишься, и постишься им тоже, а не только воспарившим умом, то тело не обманет и не предаст. Не будет с душой в конфликте и в разводе, не отомстит тебе за невнимание болезнью и не пустится во все тяжкие тогда, когда уму этого меньше всего хотелось бы. Тело будет другом, а не презренным рабом, потребности которого можно просто проигнорировать, а за непослушание всыпать плетей. Просто замечательно, что у нас жива такая традиция, как освящение яблок. И что глобализация добавила во фруктовую корзину ещё виноград, персики, бананы. Можно прийти в церковь, услышать запах спелых фруктов, подержать их в руках и осознать, что ты человек. Да, живой, не бесплотный, не идеальный, живущий в мире и носящий тело из мяса и костей. И Церковь — она как раз для таких как ты, живых и кающихся. Пытаться заниматься в ней преображением души без изменений в теле никак не получится, это дело пустое. Так что лучше подкрепиться на праздничной трапезе румяным яблоком и вкусной разрешённой рыбой, чтобы были силы для оставшейся части поста, его бдений, поклонов и радости.