«Зритель любит детективы», как говорилось в одном известном фильме. И несмотря на то, что этот жанр практически вышел из моды, преданные поклонники запутанных историй готовы с удовольствием пересматривать ленты прошлых лет. Представляем вашему вниманию подборку десяти классических детективов, вечных на все времена.

«Газовый свет» (США, 1944, режиссер – Джордж Кьюкор)

Красавица Пола (Ингрид Бергман) выходит замуж и вместе с супругом поселяется в доме своего детства, где давным-давно стала свидетельницей страшного преступления. Ужас постепенно завладевает девушкой, ей кажется, что свет в доме меркнет, она слышит шаги и шорохи. Пола начинает сходить с ума, не подозревая, что стала жертвой коварной интриги.

Шедевр детективного жанра, снятый по пьесе Патрика Хамильтона. Построенный на игре светотени, «Газовый свет»  поражает как визуальным совершенством и мрачной готической атмосферой, так и отличной актерской игрой. За эту работу Ингрид Бергман получила «Оскар». Ни в коем случае не рекомендуется модернизированный раскрашенный вариант, полностью уничтоживший режиссерский замысел. Смотреть фильм следует черно-белым.

«Девушка, которая слишком много знала» (Италия, 1963, режиссер – Марио Бава)

Молодая американка Нора (Летиция Роман) решила устроить себе римские каникулы. В первую же ночь пребывания в «Вечном городе» она становится свидетельницей убийства. Но наутро следы преступления исчезают. Полиция не верит Норе и считает, что девушка пала жертвой галлюцинаций.

Режиссер Марио Бава вошел в историю как автор леденящих кровь триллеров и фильмов ужасов. Но в «Девушке» он отдает дань великому Альфреду Хичкоку – насыщает крайне запутанную детективную атмосферу стремительно нарастающим саспенсом. Фильм черно-белый, и этот факт дает возможность для изысканного построения кадров – картина сделана безупречно. Финал также не оставит к себе равнодушным самого взыскательного зрителя.

«Смерть под парусом» (СССР, 1976, режиссер — Ада Неретниеце)

Компания друзей проводит уикенд на яхте преуспевающего доктора Роджера Миллса. Утром хозяина находят с пулей в сердце. В ходе расследования становится ясно, что повод для убийства был у всех гостей.

Экранизация одноименного романа Чарльза Сноу, в советские времена входившего в обязательный для чтения сборник «Современный английский детектив», была предпринята Рижской киностудией, специализирующейся на изображении «западной жизни». В контексте дефицита подобных историй в советском кино этот фильм выглядит очень органично – детективная интрига точно следует классике, а музыка Раймонда Паулса придает действию правильную загадочную атмосферу.

«Смерть на Ниле» (Великобритания. 1978, режиссер – Джон Гиллермин)

30-е годы прошлого века. Богатая красавица Линнет отбивает у своей подруги Джеки (Миа Ферроу) жениха. Молодожены отправляются в круиз по Нилу на пароходе «Карнак». Оскорбленная Джеки следует за ними. Вскоре Линнет находят мертвой. В расследование вступает Эркюль Пуаро (Питер Устинов) – один из пассажиров парохода, случайно оказавшийся на месте убийства.

Лучшая экранизация Агаты Кристи от автора «Кинг-Конга» (1976) представляет собой изящное ретро («Оскар» за костюмы) с мощной социальной подоплекой. Блестяще балансируя между мелодрамой и детективом, «Смерть на Ниле» отлично передает дух эпохи. И демонстрирует то самое «сочувствие к дьяволу», нередко появляющееся при виде жертвы, достойной смерти. И убийцы, чьи поступки возникает желание оправдать.

«Зеркало треснуло» (Великобритания, 1980, режиссер – Гай Гамильтон)

Мисс Марпл (Анжела Лэнсбери) расследует загадочное преступление, случившееся в поместье голливудской кинозвезды Марины Грэг (Элизабет Тейлор) и ее мужа-режиссера (Рок Хадсон).

Этот детектив, снятый по роману Агаты Кристи, еще и великий бенефис актерства, символизирующего вторую жизнь. Вернее – ее имитацию. Дуэль двух звезд — Элизабет Тэйлор и Ким Новак – читается здесь, как последняя попытка дать высказаться кинодивам, практически вышедшим в тираж. И поэтому придает истории дополнительное измерение. Ко всему это еще наглядная иллюстрация того, как мир старой доброй Англии вступает в противоречие с американской вульгарностью, пусть даже исходящей от великосветских персон.

«Два долгих гудка в тумане» (СССР, 1980, режиссер — Валерий Родченко)

Гидросамолет Ан-2Э, перевозивший инкассаторские деньги, совершает незапланированную посадку на озеро. Неизвестное лицо похищает всю выручку и убивает свидетеля на борту пассажирского парохода, остановленного туманом посреди реки. Капитан должен вычислить преступника в атмосфере тревожного ожидания, усугубляемого непогодой.

Советский детектив, построенный по классической схеме, – герметическое пространство, убийство, подозреваются все. Несмотря на реалии СССР, идеологически не склонного к подобным сюжетам, авторам удалось сделать кино по-настоящему захватывающим и напряженным. Не подкачал и финал в лучших традициях Агаты Кристи. Редкий пример чистоты жанра, сыгранный великолепными актерами старой советской школы.

«Дьяволицы» (Франция, 1954, режиссер – Анри-Жорж Клузо)

Директор частной школы Мишель Деласалье (Пол Мёррис) – очень плохой человек. Его никто не любит – ни коллеги, ни жена Кристина (Вера Клузо), ни любовница Николь (Симона Сеньоре). Женщины решают избавиться от опостылевшего мужчины и убивают его. Но тело исчезает, а Кристина начинает видеть страшные вещи и медленно сходить с ума.

Снятый по мотивам романа Буало-Нарсежака «Та, которой не стало», этот великолепный фильм скорее является психологическим триллером, нежели классическим детективом. Однако ребус в картине довольно заковыристый — жертвой оказывается не тот человек, с которым изначально собирались покончить. Несмотря на то, что законы жанра соблюдены, несколько сцен рискуют вызвать у впечатлительных зрителей нешуточный ужас.

«Ошибка Тони Вендиса» (СССР, 1981, режиссер – Василе Брескану)

Известный теннисист Тони Вендис (Игорь Костолевский) решает избавиться от своей жены Марго (Милена Тонтегоде) и подсылает к ней убийцу. План преступления срывается – испуганная женщина пускает в ход ножницы и убивает наемника. Но Тони не собирается останавливаться на достигнутом.

Экранизация остросюжетной пьесы Фредерика Нотта «В случае убийства набирайте „М“».  В 1953-м году ее уже перенес на экран Альфред Хичкок. Однако молдавскому режиссеру Брескану удалось создать свою неповторимую атмосферу и снять один из самых знаковых детективов в советском кино с совершенно западными типажами — Игорем Костолевским и Миленой Тонтегоде.

«Зло под солнцем» (Великобритания, 1982, режиссер – Гай Гамильтон)

Эркюль Пуаро (Питер Устинов) проводит расследование подмены бриллианта и приезжает на роскошный остров посреди Адриатики. Пестрая компания отеля «У Дафны» демонстрирует общественные нравы и пороки – в такой ситуации убийство неизбежно. Актриса Арлена (Дайана Ригг) задушена в прибрежной пещерке. Подозрение падает на всех «островитян», но у каждого из них железное алиби.

Еще одна экранизация Агаты Кристи с довольно серьезно переработанным сюжетом ее романа. Виртуозная интрига на фоне красивой жизни богатых, ничего не делающих людей, произвела фурор во времена СССР, когда ленту неожиданно показали по телевидению. И до сих пор обладает длительным ностальгическим послевкусием.

«Кто и как?» (Индия, 1983, режиссер —  Анил Гангули)

Молодой фабрикант Ракеш Рой,  воспользовавшись отсутствием жены (Раджита), привозит ночью домой случайную знакомую. Внезапно девушка умирает. За расследование берется амбициозный инспектор полиции (Митхун Чакраборти).

Лучший индийский детектив с роскошными интерьерами, снятыми в европейской манере. Действие разворачивается в заснеженной Симле, но эстетика фильма берет свое начало во французском кино и успешно осваивает ее на своей территории. В отличие от большинства болливудской кинопродукции картина выдержана в едином стиле классики жанра «тайны запертой комнаты». Мегахит советского кинопроката 80-х.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Православная христианка. Родилась в Николаеве, выросла на берегах Южного Буга и Чёрного моря. Сейчас живёт и работает в Москве, замужем. В прошлом автор текстов группы "Лайда". Последние десять лет пишет о культуре и кинематографе, работала редактором журнала "Мир Индийского Кино", ставила камерные балеты. Кинорежиссёр, создатель нескольких короткометражных и полнометражных художественных фильмов.

Другие статьи автора
новые старые популярные
5julia68

это интересно! смотрела только "Ошибка Тони…". в то время это было так круто! посмотрим, как будет восприниматься сейчас

Людмила

Обожаю старые детективы — еще есть фильмы студий ДЕФА, Баррандов, Сирена, болгарский "Что может быть лучше плохой погоды"… Спасибо за подборку, некоторые не видела, предвкушаю отдых на выходных…

Cordelia1981

Один из лучших детективных фильмов, которые я видела, это "Десять негритят", наш фильм по детективу Агаты Кристи опять же. Он прямо вот осязаемо передает ощущение жути, которая происходила на Негритянском острове,

Лика

Питер Устинов — не самый лучший Пуаро, в то время как Давид Суше — бесподобен.

Наталья

Девид Суше — единственный, как Ливанов — Холмс)))

Galkka

"Газовый свет" всем рекомендую. После этого фильма в англоязычной культуре слово gaslight стало нарицательным, и обозначает тип психологической манипуляции, показанной в фильме.

Екатерина

Если говорить о лучших детектиках, то без Холмса-Ливанова и Ватсона-Соломина не обойтись!

Екатерина

В списке говорится о фильмах «Смерть на Ниле» и «Зло под солнцем» с Устиновым в роли Пуаро и «Зеркало треснуло» с Лэнсбери в главной роли. Но ведь Агата Кристи вообще очень активно экранизировалась. Лучший Пуаро — это Дэвид Суше, а лучшая Марпл — это Джоан Хиксон (только режиссёров не помню).

Екатерина

Детективы Кристи с Суше и Хиксон — это целый сериал, в который вошли и "Смерть на Ниле", и "Зло под солнцем", и "Зеркало треснуло". Красота этого сериала состоит, в частности, в попытке воссоздать атмосферу книг Кристи с минимальными изменениями текста.

Анна

Я против фильмов с Питером Устиновым, они какие-то очень нелепые, а сейчас и вообще смотрятся странно, как дурной капустник. Лучше "Мальтийский сокол" и "Головокружение" — старые американские фильмы, они и сегодня смотрятся с интересом. Вообще, старые американские черно-белые детективные фильмы — это всегда целое событие. Смотришь — и забываешь, что это снято давным-давно.

Похожие статьи