«Зритель любит детективы», как говорилось в одном известном фильме. И несмотря на то, что этот жанр практически вышел из моды, преданные поклонники запутанных историй готовы с удовольствием пересматривать ленты прошлых лет. Представляем вашему вниманию подборку десяти классических детективов, вечных на все времена. «Газовый свет» (США, 1944, режиссер – Джордж Кьюкор) Красавица Пола (Ингрид Бергман) выходит замуж и вместе с супругом поселяется в доме своего детства, где давным-давно стала свидетельницей страшного преступления. Ужас постепенно завладевает девушкой, ей кажется, что свет в доме меркнет, она слышит шаги и шорохи. Пола начинает сходить с ума, не подозревая, что стала жертвой коварной интриги. Шедевр детективного жанра, снятый по пьесе Патрика Хамильтона. Построенный на игре светотени, «Газовый свет» поражает как визуальным совершенством и мрачной готической атмосферой, так и отличной актерской игрой. За эту работу Ингрид Бергман получила «Оскар». Ни в коем случае не рекомендуется модернизированный раскрашенный вариант, полностью уничтоживший режиссерский замысел. Смотреть фильм следует черно-белым. «Девушка, которая слишком много знала» (Италия, 1963, режиссер – Марио Бава) Молодая американка Нора (Летиция Роман) решила устроить себе римские каникулы. В первую же ночь пребывания в «Вечном городе» она становится свидетельницей убийства. Но наутро следы преступления исчезают. Полиция не верит Норе и считает, что девушка пала жертвой галлюцинаций. Режиссер Марио Бава вошел в историю как автор леденящих кровь триллеров и фильмов ужасов. Но в «Девушке» он отдает дань великому Альфреду Хичкоку – насыщает крайне запутанную детективную атмосферу стремительно нарастающим саспенсом. Фильм черно-белый, и этот факт дает возможность для изысканного построения кадров – картина сделана безупречно. Финал также не оставит к себе равнодушным самого взыскательного зрителя. «Смерть под парусом» (СССР, 1976, режиссер — Ада Неретниеце) Компания друзей проводит уикенд на яхте преуспевающего доктора Роджера Миллса. Утром хозяина находят с пулей в сердце. В ходе расследования становится ясно, что повод для убийства был у всех гостей. Экранизация одноименного романа Чарльза Сноу, в советские времена входившего в обязательный для чтения сборник «Современный английский детектив», была предпринята Рижской киностудией, специализирующейся на изображении «западной жизни». В контексте дефицита подобных историй в советском кино этот фильм выглядит очень органично – детективная интрига точно следует классике, а музыка Раймонда Паулса придает действию правильную загадочную атмосферу. «Смерть на Ниле» (Великобритания. 1978, режиссер – Джон Гиллермин) 30-е годы прошлого века. Богатая красавица Линнет отбивает у своей подруги Джеки (Миа Ферроу) жениха. Молодожены отправляются в круиз по Нилу на пароходе «Карнак». Оскорбленная Джеки следует за ними. Вскоре Линнет находят мертвой. В расследование вступает Эркюль Пуаро (Питер Устинов) – один из пассажиров парохода, случайно оказавшийся на месте убийства. Лучшая экранизация Агаты Кристи от автора «Кинг-Конга» (1976) представляет собой изящное ретро («Оскар» за костюмы) с мощной социальной подоплекой. Блестяще балансируя между мелодрамой и детективом, «Смерть на Ниле» отлично передает дух эпохи. И демонстрирует то самое «сочувствие к дьяволу», нередко появляющееся при виде жертвы, достойной смерти. И убийцы, чьи поступки возникает желание оправдать. «Зеркало треснуло» (Великобритания, 1980, режиссер – Гай Гамильтон) Мисс Марпл (Анжела Лэнсбери) расследует загадочное преступление, случившееся в поместье голливудской кинозвезды Марины Грэг (Элизабет Тейлор) и ее мужа-режиссера (Рок Хадсон). Этот детектив, снятый по роману Агаты Кристи, еще и великий бенефис актерства, символизирующего вторую жизнь. Вернее – ее имитацию. Дуэль двух звезд — Элизабет Тэйлор и Ким Новак – читается здесь, как последняя попытка дать высказаться кинодивам, практически вышедшим в тираж. И поэтому придает истории дополнительное измерение. Ко всему это еще наглядная иллюстрация того, как мир старой доброй Англии вступает в противоречие с американской вульгарностью, пусть даже исходящей от великосветских персон. «Два долгих гудка в тумане» (СССР, 1980, режиссер — Валерий Родченко) Гидросамолет Ан-2Э, перевозивший инкассаторские деньги, совершает незапланированную посадку на озеро. Неизвестное лицо похищает всю выручку и убивает свидетеля на борту пассажирского парохода, остановленного туманом посреди реки. Капитан должен вычислить преступника в атмосфере тревожного ожидания, усугубляемого непогодой. Советский детектив, построенный по классической схеме, – герметическое пространство, убийство, подозреваются все. Несмотря на реалии СССР, идеологически не склонного к подобным сюжетам, авторам удалось сделать кино по-настоящему захватывающим и напряженным. Не подкачал и финал в лучших традициях Агаты Кристи. Редкий пример чистоты жанра, сыгранный великолепными актерами старой советской школы. «Дьяволицы» (Франция, 1954, режиссер – Анри-Жорж Клузо) Директор частной школы Мишель Деласалье (Пол Мёррис) – очень плохой человек. Его никто не любит – ни коллеги, ни жена Кристина (Вера Клузо), ни любовница Николь (Симона Сеньоре). Женщины решают избавиться от опостылевшего мужчины и убивают его. Но тело исчезает, а Кристина начинает видеть страшные вещи и медленно сходить с ума. Снятый по мотивам романа Буало-Нарсежака «Та, которой не стало», этот великолепный фильм скорее является психологическим триллером, нежели классическим детективом. Однако ребус в картине довольно заковыристый — жертвой оказывается не тот человек, с которым изначально собирались покончить. Несмотря на то, что законы жанра соблюдены, несколько сцен рискуют вызвать у впечатлительных зрителей нешуточный ужас. «Ошибка Тони Вендиса» (СССР, 1981, режиссер – Василе Брескану) Известный теннисист Тони Вендис (Игорь Костолевский) решает избавиться от своей жены Марго (Милена Тонтегоде) и подсылает к ней убийцу. План преступления срывается – испуганная женщина пускает в ход ножницы и убивает наемника. Но Тони не собирается останавливаться на достигнутом. Экранизация остросюжетной пьесы Фредерика Нотта «В случае убийства набирайте „М“». В 1953-м году ее уже перенес на экран Альфред Хичкок. Однако молдавскому режиссеру Брескану удалось создать свою неповторимую атмосферу и снять один из самых знаковых детективов в советском кино с совершенно западными типажами — Игорем Костолевским и Миленой Тонтегоде. «Зло под солнцем» (Великобритания, 1982, режиссер – Гай Гамильтон) Эркюль Пуаро (Питер Устинов) проводит расследование подмены бриллианта и приезжает на роскошный остров посреди Адриатики. Пестрая компания отеля «У Дафны» демонстрирует общественные нравы и пороки – в такой ситуации убийство неизбежно. Актриса Арлена (Дайана Ригг) задушена в прибрежной пещерке. Подозрение падает на всех «островитян», но у каждого из них железное алиби. Еще одна экранизация Агаты Кристи с довольно серьезно переработанным сюжетом ее романа. Виртуозная интрига на фоне красивой жизни богатых, ничего не делающих людей, произвела фурор во времена СССР, когда ленту неожиданно показали по телевидению. И до сих пор обладает длительным ностальгическим послевкусием. «Кто и как?» (Индия, 1983, режиссер — Анил Гангули) Молодой фабрикант Ракеш Рой, воспользовавшись отсутствием жены (Раджита), привозит ночью домой случайную знакомую. Внезапно девушка умирает. За расследование берется амбициозный инспектор полиции (Митхун Чакраборти). Лучший индийский детектив с роскошными интерьерами, снятыми в европейской манере. Действие разворачивается в заснеженной Симле, но эстетика фильма берет свое начало во французском кино и успешно осваивает ее на своей территории. В отличие от большинства болливудской кинопродукции картина выдержана в едином стиле классики жанра «тайны запертой комнаты». Мегахит советского кинопроката 80-х.