Мы продолжаем публиковать курс лекций о проблемах детей, воспитанных в верующих семьях. О причинах, по которым дети, воспитанные в верующих семьях, уходят из Церкви, рассказывает священник Пётр Коломейцев – психолог, сурдопедагог, коррекционный психолог, декан психологического факультета РПУ им. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, соучредитель Центра реабилитации детей инвалидов ДЭЦ «Живая Нить» и духовник Образовательного Центра равных возможностей для детей-сирот «ВВЕРХ». Автор докладов на различных богословских конференциях и регулярных публикаций в журнале «Решение». Основные темы: биоэтика, психология, диалог науки и религии. Автор книги «Почему мир не делается раем». Многие дети, воспитанные в верующих семьях, испытывают негатив по отношению к Церкви ещё и потому, что из-за родительских представлений о «христианском» воспитании они фактически были лишены детства. Более того, все эти постоянные напоминания о грехах детям просто непонятны! А фразы из серии «Вот Боженьку не обманешь, Он всё видит! Меня можешь обмануть, папу или бабушку, но Господь воздаст тебе за твои проступки». Когда Бог выступает такой карающей инстанцией, которая всегда на стороне родителей и их правды, можно довести до уныния не то что ребёнка, но и взрослого человека. Да, существует несколько типов представления о Церкви, о христианской среде. И далеко не всегда детям транслируется то, что является правдой. Так получилось, что в нашу церковную среду проникли стереотипы советской культуры, только немножко поменяв окраску. Вера была воспринята не как другой, принципиально новый образ жизни и отношение друг у другу, а как смена некоторой идеологической начинки. И тогда родители продолжают транслировать те же самые советские ценности и взгляды, но вдобавок ещё и получают такую мощную дубинку в лице веры. Конечно, такое отношение или помогает человеку стать циником, или уйти из Церкви, столкнувшись с безвыходностью этой ситуации. Ребёнку самому очень трудно вынести свой образ веры и с помощью этого нового образа начать каким-то способом коррекцию заблуждений своих родителей. Можно составить список выражений и фраз, которые не должны исходить из уст родителей ни в коем случае! Например: «Потому что я — мать», «Как ты относишься к отцу?», то есть ребёнку говорят, что он – никто. Что он только должен, должен, должен. И вообще, главная задача – вырастить из него человека и «сбить» врага. Вообще же с приходом христианства отношение к детям изменилось. Раньше ребёнок считался собственностью родителей. Даже в Ветхом Завете возмещение за телесные повреждения, нанесённые ребёнку, родителям должны были быть возмещены в том же объёме, как при порче имущества или скотины. Сам ребёнок считался таким недоделанным человеком, недееспособным и умственно незрелым. В общем – недочеловеком. И потому его ценность как личности ещё не была известна. Ещё непонятно, выйдет из него толк или нет. А вот Господь перевернул эти представления о детях. Он сказал: «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Лук.18:15-17) И ещё про Него: «И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием». (Малахия 4:6) То есть мы видим совершенно иное отношение к детям – это полноценная, Богоданная личность, а устройство его души ещё чисто и безгрешно настолько, что надо стремиться к этой чистоте, к этой непосредственности, к этой вере в смысле доверия. Ведь ребенок бесконечно доверяет взрослым, родителям. Этот кредит доверия, кажется, подорвать ничем невозможно. Вот именно это Господь ставит в пример. И, конечно, вот этот тип отношений в семье, когда родители понимают, что надо уважать каждого (отца, мать, ребенка) является наиболее верным. Важно учитывать интересы каждого. И вообще, когда все члены семьи стремятся угождать друг другу, а не себе – это и есть тот климат, в котором человек понимает, что вообще-то он — ценность у Бога, а значит, не следует этой ценностью пренебрегать, не следует с этой ценностью обращаться, как с последним хламом. Зачастую в отношениях между детьми и родителями, между старшими членами семьи как раз и демонстрируют эту позицию, что ты никто, и имя твоё – последняя буква в алфавите. И это приводит к тому, что не научается ребёнок себя беречь, собой дорожить. Он относится к себе так же, как в своё время к нему относились родители, и в конце-концов может пустить под откос всю свою жизнь. Система, при которой существует жёсткое подавление одних другими, при которой властвуют авторитеты, в Евангелии описана очень хорошо. Речь идёт о фарисеях. Быть может, нам кажется, что это всё было давным-давно, две тысячи лет назад, и настоящих фарисеев уже и нет, но это далеко не так. Фарисейство – это абсолютно неистребимая болезнь, которая поражает любую церковь, и которая до сих пор живет здесь и сейчас среди нас. И вот Христос никогда не позволял себе обрушиться с какой-то гневной филиппикой против грешников: «Горе вам, грешники, горе вам, разбойники, горе вам, мытари, горе вам, прелюбодеи»… Никогда! Но сколько раз он говорил: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Mф. 23:13) — самым приличным людям, праведникам, соблюдающим закон. И вот какой пафос направлен против них. Почему? Вот от таких рождаются дети с синдромом ДВР. Вот такие фарисеи в конце концов делают самое худшее. Они не только не привлекают людей в церковь, они настраивают людей против церкви. Такие берут себе монополию на истину и в конце концов всегда готовы сказать: «Распни его!», если он отбирает у них эту власть, эту монополию. Поэтому можно сказать так: есть две системы отношений. Сложившиеся традиционные системы отношений (фарисеи) и та система, которую закладывает Господь. Это община, маленькая, вот это ученики Христа — 12 апостолов. Апостол Павел потом пишет о Церкви — что это единое тело, что один орган болит у человека, (допустим, мизинец он ушиб), а все равно больно, всей голове, и лекцию уже читать не может, только и думает о больном мизинце. Хотя, казалось бы, лекцию читает не мизинец-то, а голова или даже рот, можно сказать. Но рот не болит. Апостол Павел говорит, что страждет один член — вся Церковь страждет. И вот это совсем другой тип отношений. Вот если мы внимательно просмотрим эти два типа отношений, то потом можно их попробовать спроецировать на семью и посмотреть: это семья какая? Семья фарисеев или семья учеников Христа? И тогда будет понятно, почему дети начинают протестовать и уходить из Церкви. — Но вот мало кто из фарисеев может сказать про себя, что он фарисей… — Так в этом и заключается основная трудность работы с детьми верующих родителей, покинувших Церковь. Сложно бывает объяснить им, что на самом деле Церковь совершенно другая, вера совершенна иная. В беседах мы таким людям давали специальное упражнение: а какую бы Церковь построил бы ты? Что хотел бы видеть в этом сообществе? Какие отношения? Каких людей? И когда человек начинает описывать Церковь своей мечты, то оказывается, что он говорит как раз о том, что указано в Писании. И сразу становится понятно, что ушедший из Церкви вчерашний ребёнок на самом деле жаждет видеть настоящую Церковь, какой она должна быть! Чтобы воспитать детей, которые захотят остаться в Церкви не из послушания или страха, а из любви, прежде всего родителям надо уметь видеть фарисея в себе. А признать это в себе нелегко. Поэтому и все притчи Господа именно об этом: про сучки, которые так хорошо видны в глазу брата, а бревна в своём не видны. Поэтому все так драматично, потому что у верующих родителей есть арсенал средств, что б доказать, что они правы. И если родители меняют свою позицию и просят прощения, и говорят, что были не правы, это как раз есть то, с чего отношения в семье могут обновиться.