И снова сентябрь: дети постарше идут в школу, малыши — в детский сад. Как сделать так, чтобы адаптация к саду прошла максимально мягко? Рассказывает Павел Тарунтаев, психолог «Интересного детского сада». Шаг 1. Перед детским садом Многие родители боятся отпускать ребенка от себя и испытывают большую тревогу, отдавая своего малыша в детский сад. Эти чувства совершенно нормальны. И все же, несмотря на тревоги и волнения, стоит помнить о двух вещах (хотя поначалу это может быть непростой задачей): 1. Детский сад — это совсем не страшно. 2. Детям нужно своевременно предоставлять новый уровень самостоятельности. В период адаптации для ребенка важнее всего будет обрести автономию и научиться взаимодействовать с другими детьми без чьей-либо помощи. Разница между детским садом и домом огромна, поэтому подготовку к новому этапу жизни следует начать за несколько месяцев, чтобы все прошло благополучно и новые правила игры не стали для малыша шоком. Как готовиться? • Узнайте расписание вашего детского сада и постарайтесь выстроить главные пункты в вашем графике: часы, когда ребенок просыпается, ест и укладывается на дневной сон. Первое время старайтесь придерживаться расписания даже в выходные дни. Например, для малыша может стать сюрпризом обязательный тихий час, если он привык поздно ложиться и не любит рано вставать. Если к началу учебного года разница между домашним и детсадовским расписаниями составит плюс-минус час, прекрасно. • Если есть возможность, запишитесь на дополнительные занятия в том садике, куда планируете пойти. Это позволит привыкнуть к новой обстановке и воспитателям. Ребенок сможет потренироваться «отпускать» своих родителей, немного побыть самостоятельным. Малышу будет намного проще, если он будет иметь представление о месте, в которое его отдают, и если его там будет ждать взрослый, которому он уже доверяет. • Настраивайте ребенка на положительный лад. Рассказывайте, как в садике здорово. Играйте в детский сад, используя любимые игрушки вашего ребенка, — это подогреет интерес и сформирует позитивный образ. • И помните, что не только жизнь ребенка изменится с началом учебного года, но и ваша тоже. Стоит детально продумать график и, в первую очередь, распланировать утро. Посчитайте, сколько времени потребуется на сборы ребенка и сколько потребуется вам лично. Если новый день будет начинаться в спешке и раздражении, то это обязательно скажется на малыше. Он будет приходить в садик в напряженном и взвинченном состоянии. Шаг 2. Учите общаться с другими детьми Дети не сразу привыкают к новым людям и только учатся хорошим манерам. Если им кто-то или что-то не нравится, они могут выражать свои эмоции криками или даже драться. Вы поможете малышу, если заранее будете учить его общаться, например, на детской площадке. Но не стоит ожидать, что ребенок сразу научится новым правилам. Если ваш ребенок начнет вести себя в саду агрессивно, то не следует оставлять это без внимания. Главное — выработать правильный стиль разговора с малышом, так как маленькие дети не способны воспринимать нотации и длинные поучительные речи. Ноль эффекта будет и от нравоучений воспитателя. Тут нужно поступать иначе. Самый эффективный способ корректировки поведения — действовать непосредственно на месте. Поэтому большая часть работы будет ложиться на плечи воспитателей. Отсюда вывод: всегда спрашивайте у педагогов, как они взаимодействуют с ребенком. Ваша задача — оказывать им активное содействие тогда, когда малыш с вами. Также вы можете подобрать тематические сказки, проиграть конфликтные ситуации с помощью игрушек. Шаг 3. Начало посещения садика Вот этот день и настал: вы вместе с ребенком пришли в садик. Постарайтесь сделать это событие радостным. Старайтесь не показывать вашу тревогу и беспокойство — дети все чувствуют. Постепенно увеличивайте время пребывания ребенка в садике, чтобы малыш мог без стресса привыкать к новой обстановке и окружению. Общая схема может выглядеть примерно таким образом: 1-2 неделя – ребенок остается до обеда 2-3 неделя – ребенок остается на сон 3-4 неделя – ребенок остается на полный день Конечно, многое может зависеть и от индивидуальных особенностей ребенка. У кого-то процесс адаптации проходит очень быстро, и уже после нескольких недель родители не могут «вытащить» малыша из садика, у кого-то привыкание занимает гораздо больше времени. Самое главное — как можно быстрее обозначьте границы. В любом саду есть общие зоны, где родители, воспитатели и дети могут находиться вместе, например, раздевалка. Поначалу вы можете оставаться здесь подольше, чтобы ребенок знал, что он в любой момент может выйти к вам, причем столько раз, сколько ему нужно. Постепенно вы будете сокращать ваше пребывание в «зоне доступа». Но помните, что перед тем, как уйти, надо попрощаться и сообщить точное время, когда вы вернетесь. Очень часто родители стараются сделать так, чтобы ребенок увлекся игрой с другими детьми, и в этот момент незаметно уйти. Это ошибочное поведение, которое, скорее всего, вызовет сильный стресс у малыша. Ребенок может оказаться не готов к внезапному исчезновению мамы или папы. Не бойтесь слез и капризов при расставании. Практически все дети проходят через это. Малыши еще не привыкли к новой группе, к тому, что мама или папа уходят, и так они выражают свою грусть. Взрослые тоже испытывают дискомфорт, когда сталкиваются с переменами: меняют работу, переезжают, попадают в новый коллектив. Но мы уже научились контролировать эмоции, а дети — еще нет. Подготовьте малыша и расскажите, в какое время вы отведете его в садик, когда заберете, что будете делать в течение дня. И постарайтесь ни в коем случае не опаздывать. Старайтесь не затягивать прощание и не идти на поводу у ребенка, но и не ругайте и не критикуйте его, если малыш будет вас задерживать. Будьте максимально спокойны и доброжелательны. Постарайтесь придумать «ритуал» вашего прощания. Например, целуете, говорите, когда заберете, передаете воспитателю, машете рукой и уходите. Ребенок может плакать при расставании даже несколько месяцев подряд. Но важнее то, как он чувствует себя с другими детьми. Если спустя 15 минут после прощания малыш веселится и играет, то все в порядке. Шаг 4. Как забирать ребенка из садика Когда забираете ребенка, обязательно похвалите его за то, что он повзрослел и может целый день находиться без родителей. Узнайте, как прошел его день. Расскажите, чем занимались вы. Это позволит не только «держать руку на пульсе», но и покажет, что социальный статус малыша изменился, — теперь у него тоже есть свои «дела». Обращайте внимание ребенка на то, что в саду было веселого и интересного. Будьте терпимее к капризам, чрезмерной или, наоборот, пониженной активности ребенка. Перемены абсолютно нормальны, так как ребенок адаптируется и сильно устает. Не волнуйтесь, со временем все стабилизируется. Постарайтесь в первые несколько месяцев снизить нагрузку ребенка, которая не связана с садом: ограничьте походы в театр, кино, в гости. Эти возбуждающие события не очень нужны ему в период адаптации. Обеспечьте малышу спокойную и стабильную обстановку: он и так затрачивает много ресурсов. Если вы сомневались, отдавать ребенка в детский сад или нет, или вынуждены были сделать это в силу обстоятельств, сконцентрируйтесь только на позитивных моментах и думайте о том, как много хорошего вы делаете для вашего малыша. Садик позволит ребенку стать более самостоятельным и независимым, научит общаться со сверстниками и подготовит к той жизни, которая ждет его впереди.