Иногда мы искренне пытаемся правильно повлиять на ситуацию, но итог получается неожиданным. ЖЖ-пользователь 4-soglashenia разбирает 5 известных воспитательных приемов, которые приводят к совершенно иным последствиям.

Чтобы ребенок успокоился, нужно его отвлечь

Цель: помочь ребенку справиться с негативными чувствами.

Результат: отвлеканием мы способствуем тому, что негативные чувства остаются внутри ребенка и не находят выхода. Даже если внешне он при этом успокаивается, вероятнее всего, они дадут о себе знать при первом удобном случае, а мы будем удивляться, почему это из-за какой-то ерунды ребенок закатил часовую истерику. Эмоции — это энергия, ее необходимо как-то использовать. Почему-то мы наивно полагаем, что они могут просто исчезнуть.

Пожалуй, нет больше в мире вещей, от которых мы ожидали бы подобных чудес. Мы прекрасно понимаем, что чувство голода никуда не денется от того, что мы займемся работой (да, про него на время можно забыть, но организм будет прилагать все усилия, чтобы сообщить нам, что пора подкрепиться). Мы не думаем, что бардак в квартире рассосется, если мы из нее на какое-то время уйдем. Наконец, мы не тешим себя иллюзией о том, что позывы в туалет пройдут сами собой (навсегда и бесследно!), если отвлечься на что-то другое, только потому, что они возникли не вовремя. Мы просто ищем способ ответить на эти сигналы самым цивилизованным способом.

Эмоции требуют от нас того же. Они возникают не от дурной наследственности и не от природной склонности детей быть манипуляторами и вредителями — они сообщают нам о том, что что-то пошло не так. И даже если невозможно это что-то исправить, их необходимо выразить, прожить, чтобы они не накапливались и не создавали эффект неразорвавшейся бомбы.

Если ребенок кусает — нужно укусить в ответ

Цель: показать ребенку, что укус — это больно, развить в нем сочувствие.

Результат: мы демонстрируем таким образом много всяких идей ребенку, но только не то, что кусать нельзя, потому что это причиняет боль. Например, мы показываем, что кусать все-таки можно, раз сами себе это позволяем. Также мы демонстрируем, что побеждает сильнейший. Еще — что нам его не жалко, и мы готовы причинить боль. Что надо мстить. Что от нас можно ожидать всякого.

Почему мы рассчитываем на то, что отзеркаливание действий ребенка приведет к появлению сочувствия? Потому что надеемся на то, что ребенок сделает простой математический ход: меня укусили и мне больно — следовательно, когда я кусаю, укушенному тоже больно. Мне не нравится, когда мне больно — следовательно, и другому человеку это не понравится. Я люблю своих родителей — следовательно, я не хочу, чтобы им было больно, потому что боль — это плохо.

В голове все это звучит гораздо короче, а если пытаться оречевить – получается, что ход вовсе не один. А еще, рассчитывая запустить в голове ребенка этот алгоритм, мы не помним, что:
а) у него еще нет словесно-логического мышления для такой многоходовки,
б) в дело вмешиваются чувства – в такой момент ему, например, страшно. Или обидно. Или все вместе. И еще и доверие подрывается к воспитателю. Тут уж не до логики.Так что если цель подобного приема — заставить ребенка перестать кусаться, возможно, этот вариант сработает. Если же цель — научить сочувствию, эмпатии — стоит подыскать другой вариант.

Чтобы ребенок не вырос жадиной, надо настаивать, чтобы он делился

Цель: научить ребенка быть щедрым.

Результат: самый что ни на есть противоположный! Как правило, нам хочется делиться в двух случаях:
1) мы уверены, что того, чем мы делимся так много, что нам не придется себя ущемлять,
2) нам очень хочется сделать приятное близкому человеку, и мы готовы даже пожертвовать чем-то, чего нам и самим хочется. Есть еще вариант — делиться с каким-то расчетом, например, с тем чтобы добиться расположения. Или потому, что мы боимся, что о нас плохо подумают.

Вот как раз последний вариант «щедрости» — частое следствие такой тренировки. А первые два требуют определенной степени зрелости, готовности смешивать чувства (я хочу это сам, но мне хочется сделать приятное) и созревания пространственно-временных представлений (я знаю, что я смогу получить это снова). До определенного возраста не стоит этого ожидать от ребенка (уж точно не надо требовать этого от малышей в песочнице — именно там главное средоточие «педагогики щедрости»).

Как же помочь ребенку быть щедрым? Все банально — личный пример (искренней щедрости, а не вынужденной, показной). И перед тем как стать щедрым, надо прочувствовать, что такое собственность. То есть если у ребенка просят игрушку — надо признать за ним право отказать.

Чтобы ребенок не стал плаксой, надо указывать ему на незначительность его проблем

Цель: научит ребенку легко справляться с переживаниями.

Результат: приблизительно такой же, как и с отвлеканием. Единственный способ справиться с эмоциями — выпустить их наружу. Другое дело, что можно делать это по-разному: рыдать, кричать, кусать себя, пинать кошку, проговаривать чувства, нарисовать их, написать письмо. Но для того чтобы овладеть разными способами, нужно время и опыт. И хорошо бы, чтобы это сопровождалось принятием и поддержкой взрослого.

Почему взрослые не плачут над каждой царапинкой? Отнюдь не потому, что им сказали, что это ерунда, — потому, что они САМИ знают, что это ерунда, и это следствие опять-таки развитой интеграции и временных представлений. Они знают, что боль от царапины скоро пройдет, что она быстро заживет. К этим знаниям их привело неоднократное проживание этой ситуации в сочетании с постепенным развитием мозга. А вот те, кто, следуя примеру настойчивых взрослых, стал запрещать себе испытывать эмоции «из-за ерунды», нередко взваливают на себя непосильную работу, терпят неуважительное отношение или затягивают с решением проблем со здоровьем, потому что им сложно понять, что стоит слез, а что нет.

Чтобы ребенок был вежливым, надо от него с раннего возраста требовать соблюдения правил приличия

Цель: научить ребенка быть внимательным и заботливым.

Результат: может и не противоположный, но мало коррелирующий с заботливостью и внимательностью. Все зависит от того, сколько эмоций и труда мы вкладываем в работу над вежливостью. Если ребенок из-за наших требований чувствует, что мы не готовы принимать его «букой» (а то, придет ли ему эта идея в голову, зависит не только от того, подразумеваем ли мы это, но и от чувствительности ребенка), вряд ли для него это станет приятной процедурой и проявлением заботы. Это будет обременяющей обязанностью.

Если просто время от времени подсказывать, не настаивая, — вероятно, это не приведет к противоположному результату, но лучше понимать, что вы это делаете ради благополучия окружающих, а не ради развития детской морали. Забота и внимательность раскроются в ребенке сами в условиях теплого, принимающего и доброжелательного окружения, транслирующего ему ощущение безопасности от окружающего мира.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
Елена

ИМХО, заботливоть- вниманиек другим и вежливость это слишком из разных сфер… не коррелирует никак.
А чтобы деть не плакал часто у нас тьесть место для "поплакать" и я стараюсь быть внимательной к любой просьбе без слез… а вот на крик не реагирую (ну кроме очевидно опасных ситуаций, когда вопли и плач с перепуга и от сильной боли). ИМХО, капризов у нас мало, даже с 2,5 до 4 было терпимо.

Анастасия

Как не надо воспитывать — понятно. А как надо?

Мария Мышкина

А этого ведь толком никто не знает:))) Я воспитатель, заканчиваю учиться на психолога и воспитываю двоих детей. Пришла к такому выводу, что легче сказать, как не надо. А еще есть гениальные высказывания о том, что главное в воспитании — личный пример (становимся все срочно идеальными!) и правильно выбранный муж (срочно ищем идеального мужа, неидеального — прячем куда-нибудь подальше:))

Ежик

И вдруг сам подтянулся,мужа неидального спрятал,идеального нашел,а выросло непойми-что. Абыдно,столько стараний почем зря…

Мария Мышкина

Опять же даже "идеальность" семейной пары ничего не гарантирует.

Гоблинище

А что же все-таки делать, если ребенок кусается? Мать моего крестничка отучила его кусаться именно так. Он с первого раза понял.

Ежик

Ага,у меня месяцев в 8 пытались кусать за титьку-уй…По носику чуть-чуть щелк-и сразу передумали…

Елена Д.

Вот-вот-вот… и меня так отучили (правда, со словесным комментарием "видишь, тебе больно — и маме было больно — больше так не делай" — т.е. проговаривая эту логическую цепочку). Тоже поняла с первого раза.

Neta

Двое из моих детей вообще не кусались, одного отучили строгим "нельзя" с легким хлепком по губам, а вот с еще одним не могли справиться очень долго: лет до 4-х, он вообще мало реагировал на слова, а в ответ на физические меры впадал в состояние берсека: кусался, дрался, бил ногами и крушил все вокруг (в двух-трехлетнем возрасте переворачивал накрытый к обеду стол, срывал с петель дверцу книжного шкафа, разбил головой стекло в кухонной двери прочие "подвиги", которые в нормальном состоянии не смог бы повторить даже за награду из-за недостатка физических сил).

Елена

Папа говорил, что я так кусалась… от любви… пришлось учить целовать и обниматься… и до моих 3 лет ходил в синяках и терпел.

Татьяна

Эти воспитательные приемы каким воспитателем придуманы???

Таня

Не первую статью встречаю, где пишут, как делать не надо, а рекомендаций конкретных не дают, как все-таки будет правильно. Еще много раз читала, что справиться с истерикой помогает именно отвлекание. Где же правда? Наверное, все очень индивидуально

оля

не соглашусь. эмоции надо сдерживать и ребенка действительно отвлекать, чтобы не развить страсть . об этом все св. отцы пишут. а уж они знатоки душ. Его отвлекаешь, он успокаивается, и страсть потухает . очень спокойные дети вырастают

Eugenia

Ну вот не согласна почти ни с чем, кроме четвертого пункта. Я считаю, что не достаточно просто личного примера, нужно проговаривать, что хорошо делиться игрушками, хорошо говорить спасибо и т.д. Конечно ждать от маленького ребенка безупречной вежливости и великодушия не приходится и кричать на ребенка, который отбирает игрушки и никакой вежливости не демонстрирует — глупо. Но спускать это на тормозах и делать вид, что это нормальное поведение и ребенок все поймет сам по вашему примеру тоже как-то не очень. Насчет укусить ребенка, когда он кусается. Я пробовала все — отбирала на время грудь, объясняла, увещевала, демонстративно плакала — ноль. Когда… Читать далее »

Eugenia

Насчет отвлечь. В год-полтора я не представляю, как иначе можно прекратить истерику. Ребенок не хочет одеваться — он истерит, не хочет на улицу/спать и т.д. — истерит. Я обычно отвлекаю на куклу/книжку/игру и делаю, что нужно. Если дать ребенку пережить горе переодевания, то это перейдет в длительную неконтролируемую истерику.
Я может чего-то не поняла или статья касается более взрослых детей, но я не вижу, как к моему, которому меньше года, это можно применить.

Юлали

Современная концепция воспитания в том, чтобы не прекращать истерику, а дать ребенку выплакаться. Это называется "слезы тщетности". Нельзя трогать провода- хоть и очень хочется, и этот запрет воспринимается как настоящая трагедия. Но — нельзя и все. Слезы помогают пережить это "нельзя" и с ним смириться.

Елена

Ну на первое нельзя истерика, на второй — ну поплакать для порядка, вдруг оне сдадутся, а на третье уже разворачиваемся и мирно топаем в другую сторону… Проверено на 2-х очень упертых детях… Но у нас запретов не много…но жестко.

Юлали

Спорно… 1. Мой младший мог себя накрутить до истерики. если например ему приходила поздно вечером идея, что он хочет торт. Сначала спокойно об этом говорил, потом требовал, потом начинал плакать и злиться. при этом аргументы, что в доме тортов нет, никто ночью тортов не ест и вообще у нас пост — не действовали. А бабушкино "ой. смотри в окошко, там птичка" — прекрасно переключала его на другие мысли и другое настроение… 2. То же самое. Не все дети аудиалы и изначально склонны к эмпатии. Мама говорит — кусаться больно и неприятно. А по-моему очень весело — вон как все бегают,… Читать далее »

Похожие статьи