«Срочно нужна книжка про то, что и сатана может влюбиться!» — крик души в филологическом паблике во «Вконтакте». Эта просьба — просто-таки средоточие острой духовной жажды, и не этой конкретной школьницы, а тысяч и тысяч женщин: романтичных студенток, изысканных бизнес-леди и домохозяек в возрасте. Всех тех, кто мечтает о плохом парне, садисте с яхтой, вампире с высокими скулами. Всех тех, кто сделал «50 оттенков серого» бестселлером мирового уровня, тираж которого перевалил за 50 миллионов экземпляров. Кстати, об оттенках серого. Меня лично хватило на пять строчек, прочитанных через плечо в метро у серьезной сорокалетней дамы. Это было что-то такое невинное в своей шаблонности типа «я стонала, дрожала, и вот он впился мне в губы яростным поцелуем». Но ругать такую литературу — это, по-моему, снобизм. Помню, лет в 12 мы с подругой зачитывались целой литературной серией таких вот опусов. В те времена «Оттенки» пошли бы у меня на ура. Это просто такая «детская» литература (в данном случае — подростковая), она для определенного периода развития. И — соответствующего художественного уровня. Очередная романтичная сказка о красавице и чудовище (тоже, заметьте, насильно в замок притащил!). Вам же не придет в голову всерьез судить стишки про капустку и помидорки в картонной книжке для двухлеток? Не каждому же автору детских стишков быть Маршаком. А рынок требует больше книжек про капустку. Такие дела. Такую литературу надо не ругать, а анализировать. Ведь очень интересно, почему эротическая сказка для девочек превратилась буквально в фетиш для женщин всех возрастов! С тех пор, как я в 12 лет читала такие книжки и замирала от всех эти «я стонала, а он яростно…», я «постарела», мое понимание любви эволюционировало, и мне стали интересны совсем другие книжки. А у дамы в метро понимание любви и эмоциональные потребности остались, видимо, на уровне 12 лет. Кстати, качество текста тут — дело десятое. Заветная мечта о загадочном плохом парне породила не только тонны макулатуры про эвардов калленов всех оттенков серого, но и много вполне приличной литературы вроде «Гордости и предубеждения» и прочих грозовых перевалов. Да что там — вся литература романтизма, она о таких готических демонах с мятущейся душой и вредными привычками. Потому что вообще-то романтика в своем изначальном понимании это не про конфеты-букеты-рестораны, а как раз про темных личностей, стреляющих глазками из-под густых бровей и опаляющих млеющую даму своей страстью. А раз так, то кто бросит в читательниц этих книг камень? Кто из нас не вздыхал в юности над романтическими персонажами? Кто не любил профессора Снейпа? Почему же женщины выбирают плохих парней не только в книжном магазине, но и в жизни? Они такие «не такие»! До 25-ти мне тоже очень нравились загадочные и «сложные» парни — короче, те самые демоны из любимых книг, только доморощенные. Романтики, поэты, гитаристы, раздолбаи с красивыми челками. Ведь они же такие «особенные»! Меня, с моим комплексом отличницы, вовсю захватил подростковый бунт. Если ты привыкла чувствовать себя хорошей девочкой, то, конечно, будешь фантазировать о плохих мальчиках. Тебе кажется, что оригинально быть мизантропом, курить, пить дешевый портвейн и ругаться матом. Мне казалось, что все это «ломает устои» и невероятно круто. А потом во мне кое-что изменилось. Я поняла, что я не такая уж хорошая девочка, а самая обыкновенная дрянь, истеричная и эгоистичная, да еще и сноб. А когда ты такое про себя понимаешь, то плохие мальчики, которые, по существу, тоже просто снобы, истерики и эгоисты, перестают казаться такими уж интересными и оригинальными. Ты понимаешь, что по-настоящему оригинально в наше время это быть вежливым, любить родителей и ходить в спортзал. Эмоциональная наркомания Что такое любовь? Ну-ну, хватит нудеть про поддержку и взаимопонимание, начитались психологической литературы. Всем девчонкам понятно, что любовь — это замирание в груди, накал чувств, свиданья при луне и безумный страстный секс! Очень часто женщина, как госпожа Бовари, скучает рядом с равномерно (скуууууучно!) любящим мужчиной. Как ни странно, быть счастливым — сложно! Это еще надо научиться радоваться каждый день верности, преданности и стабильности. Быть несчастным в любви гораздо удобнее. Страдания — это гарантированные сильные эмоции. А плохой парень обязательно посадит вас на эмоциональные качели — то он любит-пылает, то холоден, аки айсберг в океане. А вам уже хочется еще дозу страстей! Все, как в песне «Флер»: «Полетела вниз с высоты, и теперь мне гораздо хуже, а я-то думала, ты — тот укол, который мне нужен!» И вообще, если судить по всей мировой литературе, идеальная любовь — несчастная. И правда, ну что писать и снимать о любви счастливой? Скууууучно. Как ни печально, но эта романтическая установка оставляет сильный отпечаток в женской душе. Одним словом, не стоит удивляться, что женщины любят подонков. У них и разрез глаз привлекательнее, и повадки игривее — с ними не соскучишься. Демоны не ходят в «Ашан» Обаятельный и сумрачный романтический герой, который ходит с коляской в «Ашан»? Нонсенс. Но часто мы, женщины с непростой судьбой, выбираем именно его, а потом, в интерьерах «Ашана», наша любовь как-то перестает ладиться. Одним словом, любовный «Титаник» махом разбивается о быт. Что, собственно, и делает нас женщинами с непростой судьбой. Вздыхая в маршрутке в ожидании «темного принца», лирическая героиня обычно и сама не представляет, как можно продолжить отношения за пределами встреч под луной. Но вечно жить в подлунном состоянии не получается. Суровая реальность всегда даст отрезвляющего пинка — в ней всем, даже самым литературным героям надо кушать, застилать постель, звонить маме, ездить в маршрутках. Кстати, во всех книжках реальный мир исключен из уравнения самым простым способом — наш темный принц, как правило, материально обеспечен. Точнее — фантастически богат. Да, он богат не потому, что мы, женщины, очень жадные и мечтаем непременно на его деньги в новой шубе в Турцию, а потому что богатство переносит героев в мир, где нет места «Ашану». А в реальности ему место есть. Да еще какооооое! Я со своими возлюбленными «демонятами» ломалась именно при столкновении с реальностью: они либо не могут найти нормальную работу, либо проводят время с друзьями в репетиционном подвальчике, либо вообще женаты и у них двое детей. «Темный принц» хорош только в романтической игре, а в реальности он частенько просто неудачник, алкаш, манипулятор со своими комплексами. Почему же женщины ищут такого обаятельного гада, которым им ничего не может дать, кроме краткого фейерверка эмоций с последующим ударом об асфальт? Да потому что они и сами в душе не знают, что могут дать, помимо возвышенных чуйств и эсэмэсок по ночам. И кроме истерик, эгоизма и снобизма, само собой. Остается только расставаться, страдать, впадать в депрессию — а из нее снова переходить в маниакальную фазу, дышать духами и туманами и искать нового романтического, придуманного и искусственного от начала до конца. Потому что настоящие люди — они обыыыыычные. Плохие парни красиво упакованы Думаю, кое-кто из вас уже видел новость о том, что женщинам нравятся лица мужчин «темной триады» — то есть психопаты, манипуляторы, нарциссы. Одним словом — те самые хрестоматийные «козлы», которые относятся к людям, как к вещам, и уже точно не способны на любовь. Для тех, кто не видел: женщинам показали фотографии разных мужчин, и они в итоге выбирали именно подонков. Почему? Вроде как это эволюционно объяснимо — подонки пробивные, большего добьются в жизни, дадут больше потомства. Короче, опять гормоны и биология виноваты. Но это только гипотеза. Самое интересное в том, что если копнуть интернет-пространство чуть глубже, то окажется, что объяснение тяги к подонкам «биологией» сомнительно. Когда участникам эксперимента предложили оценить фото ПОСЛЕ того, как все модели убрали волосы в хвостик, расчесали красивую укладку, надели белую футболку и смыли макияж — то оказалось, что у подонков (и стерв — женщины тоже были на этих фото) преимуществ не осталось. Их популярность не превысила популярность нормальных парней (и девушек). Стало быть, все дело в том, что плохие ребята просто умеют себя красиво подать! Хорошо постричься и уложиться, удачно подобрать одежду. Одним словом, выходят на охоту во всеоружии. Психологи вам расскажут, как нарциссы красиво ухаживают: из них бьет фонтан страстей, исторгается мильён алых роз и прогулки под луной (а потому что они сами собой любуются и играют). А манипуляторы такие отзывчивые, все понимают (конечно, им же надо манипулировать). А психопаты такие загадочно-холодные, ага… Такому парню хочется понравиться, да? Именно поэтому в интернетах интересуются не только тем, почему девушкам нравятся плохие парни, но и тем, какие девушки нравятся плохим парням? Самый честный (на моей памяти) ответ неизвестного юзера разбивает на мелкие осколки всю романтичную картинку: «Плохим парням нравятся лохушки, чтобы их разводить на секс и на баблосы». Се ля ви. Такая реальная ви. Плохие парни — «настоящие мужчины» Но самое главное, что толкает женщин в объятия плохих парней и в литературе, и в жизни, — это стереотипы. Да—да, не бунт, а те самые стереотипы о «настоящей женственности» и «настоящей мужественности». Представления о мужском как сильном и активном — и даже агрессивном — и о женском как о слабом, податливом и на мягких лапках. Помню, один мой знакомый ехидно замечал в фейсбуке после волны протестов против широкого российского проката «50 оттенков»— мол, консерваторы бы толпами ходили на этот фильм, если бы только герои в конце поженились. Знакомый прозрачно намекал на то, что «вся такая бунтарская» садо-мазо-концепция отношений героев подозрительно напоминает домостроевские каноны. Она — вся такая хорошая, тихая и скромная, и он — весь такой плохой, властный и подчиняющий. Ну, разве что без бороды. И мой знакомый был во многом прав. Современная семья — все эти равенство, открытость и коллегиальность — это же так буднично и совершенно не возбуждает (хотя такая ли «современная»? — она гораздо больше похожа на описание христианских семей первых веков, чем посконный домостроевский вариант). Другое дело — эротический накал игры во власть и подчинение, в «таких разных» мужчину и женщину, которые в вечной борьбе, но вдруг соединяются в любовном порыве. И конечно, в центре — образ ЕГО, такого сильного, который за тебя постоит, за которым ты как за каменной стеной. С решеткой на окне. И в наручниках. Так, я не об этом. Условный «плохиш» гораздо больше похож на стереотипного «мужика». Мужественный, уверенный в себе, бунтарь. Кому на этом фоне нужен «нормальный», чуткий, добрый, который тебя слушает, — одним словом, БАБА! Так и чувствуешь, как он, только оторвавшись от маминой юбки, уже лезет к тебе под каблук! Отметим, что мечта о домашнем вампире или обаятельном БДСМ-щике — это мечта уже современная, мечта «сильных и независимых» женщин, у которых права, работа и ответственность. А так хочется эти трудовые будни, ответственность и права куда-нибудь спихнуть! Нет, чтобы насильно отняли, заковали бы! Чтобы из начинающей журналистки не идти долгим путем идти в высокооплачиваемые через череду съемных квартир, доширака и истеричных начальниц — а чтобы сразу стать продвинутой и дорогой секс-игрушкой в красивых интерьерах. Для условной патриархальной овечки в патриархальном вакууме любой мужчина с проявленными вторичными половыми признаками был бы достаточно мужественным. А если ты женщина «сильная и независимая», то, чтобы «соответствовать», нужен мужчина не просто сильный, а сильный до жестокости, агрессивный, прямо скажем — брутальный, чтобы на его фоне убедительно притвориться овечкой. Не мужчина, а мечта. Редкий самородок в куче слюнятев и хлюпиков. Ну и пусть он «плохой». Это просто неограненный алмаз! У любой втайне скребется тщеславная мыслишка — уж со мной-то станет хорошим! Такой матерьял бы только влюбить, привязать и захомутать — он останется злым для всех, а для меня будет паинькой, и получится идеальный мужик. С большой буквой «Ы». Моя сестра мне как-то сетовала, что в «Гордости и предубеждении» и «Грозовом перевале» девушек учат плохому: не работать над собой, а пассивно ждать прынца (тоже с большой буквы «Ы»). А теперь редактор этого портала сетует, что после «50 оттенков» каждая начинает считать, что достойна только миллиардера, не меньше (Сетует, факт — прим. ред.). И обе они по-своему правы. И да, дело в том числе все-таки в деньгах. Но не потому что мы, женщины, настолько меркантильны. А потому что мы романтичны. Деньги— это лишь способ создать в сказке пространство «иного мира» и одновременно неотъемлемый атрибут сильного, властного, но такого обаятельного Чудовища. Власть сейчас связана с деньгами гораздо сильнее, чем грубая физическая сила: качок — это тренер или охранник, а реальная сила — она у того, кого качку платит. А самое главное, что дело даже не в пассивном ожидании большой любви. Этот миф — просто наглядная иллюстрация ожиданий женщины, что мужчина заменит собой ВСЕ. Наполнит жизнь смыслом и все за тебя решит. И ты вдруг получишь от него ощущение собственной особости, самореализуешься через него, ведь на тебя обратил внимание кто-то Особенный! Все те же истории про темных личностей со скелетами в шкафу и про добрых и правильных, но никому не нужных серых мышек, которые — бух! — вдруг становятся особенными и значимыми, став объектом привязанности Особенного Мужчины. Я никакая, а он такооооой! Он богатый, умный и вообще! Как его пара и «светлая половинка» я получаю ценность и значимость. Ожидание принца на белом коне трансформировалось в ожидание принца с темным прошлым, который придет и отменит твою скучную жизнь с проблемами и обязанностями, метро и маршрутками, где съемная квартира и институт, экзамены, сессия. Вот ты лежишь на диванчике и фыр-фыр-фыр, грустить и не хотеть идти туда, куда идти надо… И тут на помощь приходит активный и агрессивный Прынц, приковывает тебя наручниками к диванчику и насильно осчастливливает. Приходится со вздохом уступить грубой силе, хоть ты вся такая современная и независимая. Ну и славно. Потому что, если честно, все равно с диванчика вставать не хотелось… В материале использованы кадры из фильмов «Пятьдесят оттенков серого» (реж. Сэм Тейлор-Джонсон, 2015) и «Дориан Грей» (реж. Оливер Паркер, 2009)