Вот и начался Великий пост. Длится он сорок дней, к которым присовокупляется еще семь дней Страстной седмицы. Конечно, все мы знаем порядок богослужений и череду седмиц. Но, кроме «официальных» установлений, есть еще и народные, сложившиеся за многие века. Большинство их носит нерелигиозный характер, скорее, бытовой. Они помогают нам чуть легче пройти сквозь нелегкое время 47-дневного поста и немного скрасить его печальные дни. Традиция первая. Грибной рынок Наши предки, в распоряжении которых не было круглосуточных супермаркетов, предпочитали закупаться продуктами сразу на длительный срок и за один раз. Закупка на пост была важнейшим ритуалом, неотъемлемой частью поста. Первая неделя поста отводилась для таких вот закупок. Тысячи людей устремлялись на рынки, куда к началу поста свозили несметное число постной еды: сырые, моченые, квашеные, сушеные, вяленые, соленые овощи, ягоды, крупы, и, конечно же, «лесную говядину» — грибы. Закупались каждый от своего достатка, богатые люди брали товар возами. Это сейчас постные продукты дороже, чем скоромные, а в то время квашеная капустка с клюквой да соленые огурчики стоили гроши. Основу постного стола составляли грибные блюда, поэтому постные рынки называли грибными. На базарах продавали грибы маринованные — закусочные, предназначенные для угощения «в прикуску», и похлебные, которые шли на похлебку, а так же сушеные и соленые. Из грибов готовили всевозможные солянки, икру, гуляши, фарши для пирогов, добавки для каш, щей и множество других блюд — практически все. Разве что десерты из грибов не готовили. «Постный рынок», В.А. Копняк Традиция вторая. Великопостное печенье — «кресты» Его пекут из постного песочного теста с цукатами, изюмом или миндалем в воскресенье Крестопоклонной недели. Как можно понять из названия, печенью придают крестообразную форму. Часто из изюма или цукатов на перекладинках делали «гвоздочки», а сами перекладинки поливали сахарной глазурью. «Кресты» были первым угощением в это день. Считалось, что их надо есть натощак и запивать святой водой — это должно было прибавить здоровья. Так же был и обычай по форме вынутых из печи крестов узнавать свою судьбу: если доставался крест ровненький, без изъянов, то человека ждали успех и благополучие. Если же крест был с трещинами, вздувался, или, еще хуже — разваливался, то жди беды и всевозможных тягот. Традиция третья. «Жаворонки» «Жаворонки» — это тоже вид постного печенья, приготовление которого связано с памятью сорока мучеников Севастийских, которую празднуют 22 марта по новому стилю. Со временем название праздника «сорок мучеников» плавно трансформировалось в «сороки» и в народном сознании соединилось с ожиданием весны и возвращением перелетных птиц. Поэтому печенье пекли из дрожжевого или песочного теста, придав ему форму птички с глазками из изюма или других ягод. Считалось, что в этот день зима окончательно уходит прочь, и прилетает первая весенняя птица — жаворонок. В некоторых губерниях печенье называли «кулики», в некоторых «воробушки», а на севере — «тетёры». «Тетёры» из всего великопостного печенья имели самый загадочный вид: их делали из жгутов теста, которые переплетали между собой, получая причудливые орнаменты, схожие с древними рисунками солнца, животных, религиозных символов. Число «жаворонков» должно было быть не меньше 40. «Жаворонки» были в основном детским лакомством. Сладких птичек раздавали детишкам, а те насаживали их на длинные тонкие палки, бегали с ними по деревне и зазывали весну песенками-веснянками. Вдоволь набегавшись, дети съедали «птичек», хвастаясь, у кого вкуснее да красивее мамка печет. Традиция четвертая. Печенье «Лестницы» Это печенье, как вы уже могли догадаться, пекут в воскресенье четвертой недели Великого поста, отмечая таким образом память Иоанна Лествичника. Для этого печенья использовали песочное постное тесто. Само собой, угощение должно было иметь вид лесенки. Чаще всего печенье формировали из двух жгутов, соединенных между собой перекладинами, но в некоторых областях «лестницы» выполняли в виде тонко раскатанной длинной лепешки, на которую лепили перекладинки. Число перекладин в такой съедобной лестнице могло быть разным, но символичным: 7 — потому что считалось, что есть семь «небес», 12 — по числу апостолов, 20 — по числу мытарств и так далее. Лесенки с большим числом ступеней могли иметь вид не печенья, а конструкции из двух длинных жгутов теста, между которыми в качестве перекладин укладывали небольшие пирожки. В отличие от «жаворонков», «лестницы» не оставляли себе: часть отдавалась в храм для причта, а остальное предписывалось раздать нищим. Традиция пятая. Вербное воскресенье На Ближнем востоке этот праздник называю Пальмовым воскресеньем, потому что в этот день вспоминают вхождение Господа Иисуса Христа в Иерусалим и торжественную встречу, которую устроили Ему горожане, выйдя на дорогу с пальмовыми ветвями в руках. Поскольку в России пальмы повсеместно не растут, а праздник приходится на раннюю весну, и единственным растением, которое к этому времени подает признаки жизни, является верба, то у нас принято в день праздника быть в храме с веточками верб. Сейчас каждый приходит со своим букетиком, прежде же обычно вербу рубили возами и с вечера доставляли в церковь, где после освящения раздавали верующим. Освященные веточки берегли со всей тщательностью, так как народная вера придавали им большую «силу». Пучком освященной вербы обметали углы дома, чтобы прогнать нечистую силу, на Юрьев день (день Георгия Победоносца) традиционно происходил первый выгон скота на пастбище, и коровушек с козочками да овечками погоняли в это день освященной вербочкой. В некоторых областях было принято класть веточку вербы в руки умершему, чтобы он «на том свете Господа встретил». Если случалась беда — корова или лошадь заболевали, то им давали попить водичку, в которой предварительно держали освященную вербу. Во многих губерниях было принято освященной вербой хлестать друг друга, а наипаче — собственных детей, приговаривая при этом: «Верба — хлыст, бей до слез. Будь здоров, как верба». Существовало также поверье, согласно которому неплодной женщине надлежало съесть почку от освященной вербы, и тогда в скорости у нее должна была наступить беременность. Прутья старались сохранить до следующего Вербного, после чего меняли на новые, а старые сжигали в печи. Традиция шестая. Четверговая свеча В Страстной четверг во второй половине дня в храмах читается двенадцать Евангелий страстей Христовых. Это двенадцать отрывков из Евангелий, повествующих о тех муках, которые перенес Спаситель после ареста и вплоть до крестной смерти. По обычаю слушают это чтение с зажженной свечой в руках, поэтому такую свечку еще называли евангельским огнем, «страшной» (страстной) свечей. Для этого старались купить самую большую свечу, чтобы ее хватило на все богослужение, и еще на то, чтобы ее можно было донести до дома. Огонек берегли с особой тщательностью, нередко для того, чтобы сохранить его, свечку помещали в выскобленную тыкву. Войдя в дом, с горящей свечой обходили все комнаты, все помещения, все углы, а над дверными и оконными проемами ее копотью рисовали кресты, чтобы нечистая сила не проникала в дом и не пакостила. Считалось, что если свеча не погасла на ветру, а с ее огоньком удалось обойти весь дом, то семью ожидает благополучие в текущем году, болезни и горе будут обходить ее стороной. Традиция седьмая. Чистый четверг Это второе, народное название Страстного четверга. В этот день люди стремились омыть душу исповедью, а тело — баней. Хозяйки после литургии затевали генеральную уборку в избе: мыли окна и полы, выметали всю паутину из углов, перемывали всю посуду, стелили чистую скатерть на стол, меняли рушники на иконах с постных на праздничные, украшали иконы красными искусственными цветами. Вечером вся семья шла в баню как следует попариться, «смыть грехи». В этот же день традиционно заканчивали последние приготовления к Пасхе: пекли куличи, красили яйца, делали масляных барашков и творожные пасхи. И, окончив все бытовые хлопоты, вступали в два самых напряженных дня: Страстную пятницу и Страстную субботу, чтобы в молитвенном усердии встретить Светлый Христов день.