Ох, и поругались же мы с товарищем главным редактором из-за статьи Анны Чертковой! Этот неловкий момент, когда мнение редакции не совпадает с мнением автора, потому что… И у членов этой самой редакции тоже между собой не совпадает. Лика говорит: «Мальчики и девочки должны с детства иметь представление о том, что они _мальчики_ и _девочки_». А я возражаю: «В современном мире никто, по сути, не знает, что такое быть этими самыми _мальчиками_ и _девочками_». В каком-то адекватном текущей реальности смысле обоих слов. В итоге сошлись на том, что я непременно должна написать колонку. (Лика тоже напишет на эту тему колонку, — прим. главреда). Тематическую. Потому что на дворе 8 марта, праздник ну очень неоднозначный и очень гендерно окрашенный. В этот день женщинам несут цветы и постоянно напоминают им, что они «представительницы слабого пола» и «прекрасная половина человечества». А между тем, праздник 8 марта ООН отмечает как Международный день борьбы за права женщин и за международный мир. Кстати, о мире. Современный мир меняется так быстро, что старые гендерные стереотипы, живущие в наших головах, не успевают их догонять. И с губ все еще слетают не очень-то актуальные штампы. А самая большая проблема состоит в том, что мы часто путаем два понятия — гендер и пол. Гендер — это социально одобряемое половое поведение. Я утверждаю, что в полной мере «мальчиками» и «девочками» мужчины и женщины в современном мире быть еще даже не начинали. Да сами понятия маскулинности и фемининности сейчас находятся в пространстве если уже не войны полов (война окончилась шатким перемирием), то едва наметившегося полноценного диалога. Сторонам после долгих и упорных боев (например, за равноценную оплату труда или за избирательное право) предстоит, наконец, встретиться и сесть за стол переговоров. Перезаключить договор о гендере. Потому что гендер — это, конечно, социальный договор, если хотите. Как мы договоримся, так и будет. Мужчины сильные и не плачут, женщины слабые и трепетные. (Много ли вы видели таких мужчин? Таких женщин?) Мужчинам можно проявлять агрессию, женщинам нельзя. Технические вузы полны мальчиков, гуманитарные забиты филологинями. Мальчики не показывают эмоций. Девочки не кричат и не бегают. Голубое и розовое. И точка. Согласитесь, в текущей реальности гендер, как мужской, так и женский, выглядит довольно увечно. Потому что в детстве в твою голову вложили тонну шлака и оставили его там тлеть. Так тлеют помойки. О, я знаю, что такое гендер. Запах роз в этот день, 8 марта, лишь ненадолго заглушает удушливый смрад. Гендер — это когда он поднимает на тебя растерянные глаза и говорит: я не знаю, что чувствую (мужчины так себя не ведут, нельзя показывать, что ты слаб). Или когда слезы на глазах, но он отворачивается, скрывает, сжимает зубы. Когда лучший друг помогает выбрать платье и произносит: «Никогда не подумал, что смогу такое сказать: «Мне не нравится завышенная талия. О, я знаю, что такое завышенная талия! Что со мной не так?» Когда выбирают тех, кто глупо хихикает. Потому что это одобряемое поведение. Красивая или умная, да? Когда девочку, расшалившуюся на улице, малютку лет трех, мама грубо одергивает: «Брось немедленно эту палку, успокойся, ты же девочка!» Когда в детском саду хочется играть с мальчишками в мушкетеров, но тебя сажают в деревянный грузовичок к остальным девочкам, нянчащим кукол. И попробуй только выйди. Это все гендер. «Скоро не останется ни мужчин, ни женщин!» — кричат испуганные. Помилуйте, а вы точно уверены, что мы знаем, как быть хотя бы людьми в отношениях между полами, не говоря уже о том, чтобы быть мужчинами или женщинами в этих самых отношениях? Быть с кем-то это значит разделить истину о нем самом. А говорим ли мы друг другу правду? Вся история нашей цивилизации — это чудовищное расщепление на м и ж по самым лубочным признакам. Жанна Д’арк спасла Францию от англичан, а судили ее в том числе и за ношение мужской одежды. И вот эту дичь вспоминают сейчас с ностальгией те, кто утверждает, что раньше трава была зеленее. А между тем сейчас у нас наиболее благоприятная ситуация за все времена, чтобы поговорить друг с другом, а не воевать. Обменяться опытом. Спросить друг у друга — каково это, быть нами, мужчинами и женщинами, и не стоит ли что-то изменить в самих наших ожиданиях от себя и визави, чтобы стало лучше? В США с 2001 года проходит интересная акция – Walk a Mile in Her Shoes (Пройти милю в её обуви), направленная на привлечение внимания к проблеме сексуального насилия над женщинами. Название произошло от старой американской пословицы, которая говорит: «Чтобы узнать человека, надо пройти милю в его обуви». Для привлечения внимания к проблеме ежегодно устраивается эпатажная акция: самые разные обычные мужчины обучаются хождению на каблуках и устраивают дефиле и пробеги прямо в городе, на глазах удивленных прохожих. В процессе акции участники собирают деньги, которые перечисляются в реабилитационные центры помощи пострадавшим женщинам. Мужчины в туфлях! Ужасно? Возможно, это выглядело бы действительно странно, стань мужчины ходить таким образом каждый день. Но ведь не туфли делают женщину женщиной. Более того, добровольное ношение обуви на каблуках на постоянной основе — занятие мягко говоря не очень полезное с точки зрения физиологии, но входящее в тот самый набор стереотипов. Так что женские туфли могут выступать в качестве символа гендерного насилия, не более того. И уж лучше хоть такой диалог, чем напряженная тишина в эфире.