Письмо нашей читательницы хорошо описывает один из наболевших вопросов современных молодых людей: для чего я родился, в чём моё призвание, чего на самом деле хочу именно я, а не моё окружение? Отвечает ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус. «Что делать? С точки зрения обывателя я — реализовавшаяся женщина. У меня есть муж, дети, решён квартирный вопрос. Я могу ходить в церковь, заниматься детьми, у меня достаточно денег на еду, нет войны, ничто не угрожает. Но есть какая-то проблема… В общем-то, мне нравится моя жизнь, но мне постоянно кажется, что жизнь проходит мимо, и я упускаю что-то важное. Как будто я живу по книжке, но мне нужно что-то другое. Я не знаю, чего я хочу. А чему я тогда могу научить своих дочерей?» Социальные стереотипы – реализация чужого замысла Это то, что мы называем социальным стереотипом. Нередко стереотипом называют некую социальную программу, которую человек должен выполнить: окончил институт, получил хорошую работу, женился, родил детей, купил машину-квартиру-дачу. Вроде бы всё есть, и всё хорошо. На самом деле – это не его судьба и не его призвание, а только некая установка, которая сейчас принята и пользуется социальной лояльностью. И для многих людей нарушить эту лояльность, то есть попытаться идти своим путём – это целая революция. Для того, чтобы человек осмелился реализовать свою судьбу, а не социально выверенный стереотип, нужно иметь изрядную смелость и быть готовым к социальному одиночеству. Таких не любят. Но тем не менее, почти каждый человек сталкивается с ощущением пустоты, потому что реализация стереотипа к этому человеку не имеет отношения. Если это не моя жизнь и не моя судьба, если я реализую как будто бы чей-то замысел, то я теряю ощущение себя самого. Я даже не знаю, каков я сам, потому что у меня даже времени не было подумать, какой я сам. К сожалению, результат такой судьбы – это ощущение пустоты, ощущение жизни, отданной кому-то в найм, как будто не я, а кто-то другой живёт моею жизнью. Кому-то я её отдал, кому-то я подчинился, кому-то должен был доказать, что я не хуже чем другой, лучше чем другой. Или мне очень хочется, чтобы я был частью общности, частью некоего социума, а для этого я должен быть таким же, как члены этого самого социума. Я должен иметь высшее образование, я должен иметь престижную работу, я должен иметь семью, детей, машину, дачу: в общем, всё по списку. Люди жертвуют собой ради подобных социальных сценариев. Сегодняшний можно представить так: приехать в Москву, получить работу, вступить в ипотеку, жениться, родить, потом уехать за границу, там получить работу, там вступить в ипотеку… И так до бесконечности. Сначала Москва, потом Европа, потом – Америка или ещё что-нибудь. К сожалению, многие подобные судьбы заканчиваются депрессией (вплоть до клинической), алкоголизмом или наркоманией. Я наблюдал несколько подобных судеб среди моих прихожан и среди обратившихся ко мне как к психологу молодых людей, которые действительно так и поступили. Приведу пример: молодая женщина из провинции получила хорошее образование в престижном московском ВУЗе, вышла замуж за француза, получила очень значимую высокооплачиваемую работу в Лионе, но, спустя некоторое время, отказалась от работы, и от мужа. И вернулась в Россию, где живёт с русским мужем и тремя общими детьми. И ей пока ещё плохо. Она потихонечку выкарабкивается из этого морока, из этого тумана, потому что в этом тумане она себя потеряла полностью, приобрела устойчивое отвращение к себе. У неё было ощущение, что она как будто бы была изнасилована, причём собою! Вот так нередко заканчивается служение социальным стереотипам. Это вовсе не значит, что уехать в Европу не призвание. Для кого-то – может быть призвание, но как стереотип социального достижения – нет! Выход – познакомиться с собой заново Путь выхода из этой ситуации один – и это путь познания себя. Каков ты? Каковы твои желания: интеллектуальные, эмоциональные, религиозные, творческие? Желания семейно-родовые – часть природы человека, его характер и привычки. Кстати говоря, здесь важна одна вещь. Когда люди уезжают с родины, они нередко при этом испепеляют в своей душе то место, которым они к своей семье «природнились». Как веточку отрывают от дерева, листочек срывают с веточки, и он один не живёт. В фильме «Обломов» очень хорошо был сыграно: беседа в бане, когда Обломов говорит Штольцу: «Ты представляешь, Андрей, я вдруг почувствовал себя оторванным листочком, который ветер куда-то забросил, он улетел, и неизвестно, где то дерево, на котором он вырос». Ощущение одиночества, ощущение пустоты, утрата корней. А без этих корней жизни нет, и нет познания себя, потому что мои корни – это часть меня. И я не могу себя познать хорошенько, не зная судьбы своих отцов, своих дедов, своих прадедов. Я же на них похож! И часть моей судьбы – это их судьба. А их судьба – часть моей судьбы, хотя она немножко другая. Иными словами, выход из опустошенности – это путь к себе, возврат к себе. Если я утратил ощущение себя, то моя задача – это медленно, постепенно, последовательно, неуклонно и кропотливо, бережливо возвращаться к себе. Шаг за шагом открывать в себе себя, свой характер, свою природу, свои привычки. И свои недостатки. Путь к покаянию, путь к Богу, лежит – только через себя, через личность, через Образ и Подобие.