С древних времён при помощи сказок маленьким мальчикам и девочкам передавалась информация о том, как надо вести себя в той или иной ситуации, на что обращать внимание в кризисах или на пороге жизненно важного выбора. Воспевались или высмеивались поведенческие сценарии, черты характера, привычки. Вместе с устным народным творчеством ребёнок получал знания, характерные для его общественного и культурного слоя. Те слова и поступки, которые помогали ему мыслить теми же категориями, которыми оперирует его «стая», его семья, его социальный класс. Вы можете заметить и сейчас, расспросив своих знакомых и друзей, что одна и та же сказка в разных семьях может трактоваться совершенно по-разному. Ну а самое интересное и увлекательное – самому разобраться со своими любимыми сказками и найти похожие сценарии поведения и убеждения. Ребёнок считает нормой всё, что принято в семье До определённого возраста ребёнок является существом правополушарным, который не научился обрабатывать информацию в виде символов и слов. Главное, что улавливает ребёнок, когда слушает сказку – это то, с какими эмоциями мама, бабушка или другой взрослый произносит те или иные фразы. От рождения маленький человечек не способен как-то оценивать слова и поступки. Все понятия из серии «хорошо-плохо» ребёнок получает от родителей и принимает их безусловно, как истину в последней инстанции. И первое, на что обращает внимание чадо – это то, с какой эмоцией произносится то или иное слово, с каким настроением начинается то или иное дело. Например, если в семье родители ругаются матом, то ребёнок воспринимает эту ситуацию нормой. И как потом родители не ругают ребёнка за то, что он сказал «такое страшное слово» – он просто не способен понять, в чём его проступок. Он не делал ничего такого, он научился этим словам от своих родителей. А родители обычно произносят бранные слова с удовольствием, выпуская ненужные гнев, злость и агрессию. В то же время, если мама рассказывает дочке о том, как хорошо и правильно держать в порядке свою комнату и убирать игрушки, а сама при этом свои привычные домашние рутины выполняет с ненавистью, то девочке передастся этот дикий ужас перед домашними делами, ведь она усвоила не правильные слова мамы, и связку «понятие-эмоциональный подтекст». Ребёнок действительно учится не только слышать слово, но и закреплять у себя в голове связь слово-эмоция. Вот почему многие девочки, воспитанные матерями-одиночками или в семье, где мама была несчастлива в браке, подсознательно боятся мужчин и воспринимают их как нечто потенциально опасное. Читая дочке сказку, мама и бабушка могли передать много прекрасных установок относительно и мужчин, и собственной женственности. Кроме того, советская пропаганда убрала из наших детских сказок любой намёк на эротическую составляющую жизни. В СССР, как известно, секса не было, и под запрет попадало всё, что могло хоть как-то навести ребёнка на мысль о том, что дети не в капусте растут. В то время как в традиционных русских сказках огромное внимание уделялось сексуальной составляющей женской природы. В результате по многим причинам, но в том числе и благодаря сказкам, мы имеем огромное количество «маленьких принцесс», которые одновременно не отлепились от материнской юбки, не прошли через все этапы взросления, но при этом по своему физическому возрасту сами являются супругами, родителями, руководителями… Вынуждены брать на себя ответственность, которая не всегда соответствует их психологическим навыкам. Это не хорошо и не плохо. Это – факт. Инфантилизм стал эпидемией нынешнего века и продолжает являться причиной неудач, разводов, перекосов в воспитании и рабочем процессе. Но человек не просто так застревает в инфантилизме. Это говорит не о том, что он плох, а о том, какие задачи для него посильны, а для каких нужно ещё поработать над собой. Сказка как способ диагностики Но хочу вас обрадовать. Выход есть! И если вы сейчас читаете эти строки, то по крайней мере вы берёте на себя ответственность за свою жизнь и понимаете, что ваше счастье, ваша жизнь, ваши способности, эмоции и поступки находятся в зоне вашей компетенции. Действительно, желание меняться, развиваться, взрослеть, брать на себя ответственность (а не вину и жалость) могут горы свернуть. И сказка в этом случае несёт как диагностическую составляющую, так и терапевтический эффект. Благодаря любимой сказке можно много что понять про себя и свои привычки, про ту изменяемую действительность, которую мы привыкли воспринимать непреложной истиной. Благодаря разбору архетипов в сказках можно воспитать в себе женщину и вместе с героинями детских книжек пройти этот нелёгкий, но увлекательный путь от маленькой девочки, слушающей волшебную историю и плачущей из-за собственной беспомощности, до королевы-женщины, которая сама по себе является волшебством и умеет наслаждаться своей женской природой, своим мужчиной, своим положением в обществе и своей свободой. Фото: foto-skazka.ru Попробуйте сами! Вспомните свою любимое детское повествование (сказку, повесть, фильм, сериал – всё что угодно) и поразмышляйте об этом на досуге (а может, в транспорте по пути с работы или за мытьём посуды). Для удобства можете воспользоваться приведённым ниже опросником: — Как называется сказка? — Какие события в ней произвели на вас самое сильное впечатление? — Какое место вызывало самые негативные эмоции? — Какое место вызывало радость? — С кем в этой сказке вы обычно ассоциировали себя? — Что бы хотелось изменить в самой сказке или её финале? Научи меня быть счастливой Я предполагаю, что в ответ получу много вопросов из серии: «Представила. Поняла свои сценарии. И что мне делать дальше? Как измениться-то?» Волшебные слова, которые любой психолог слышит в начале терапии. А вот здесь я вас немного огорчу. Я не знаю, что делать дальше конкретно вам. Я не знаю ваших сценариев, вашего призвания и ваших сильных и слабых сторон. В конечном итоге, каждый человек эти важные вещи знает только про себя. Каждый человек настолько уникален, что его личный путь к себе неповторим, второго такого пути просто не существует. Да, у нас у всех есть похожие защиты, которые помогают прятаться от своей истинной сущности. Есть одинаковые болезни, есть похожие симптомы недомогания. При этом один и тот же симптом в жизни разных людей играет разные роли. Допустим, кто-то избегает замужества из солидарности с тяжёлой женской судьбой своего рода, а кто-то потому, чтобы не омрачать свою жизнь детьми, которые могут не слушаться, спиваться и умирать. Свои сценарии можно исследовать. И делать это хотя бы потому, чтобы научиться действовать не так, как раньше. Чтобы понять те причинно-следственные связи, которые действуют в наших жизнях, и научиться их обходить, изменять и действовать исходя из своих истинных потребностей. В любом случае – процесс изменения интересен, хоть и сопряжён с множеством проб и ошибок. Когда мы ищем совета, ценных указаний и точного маршрута о том, как выйти из точки нашей действительности в точку «где я буду счастливой», то мы пытаемся перейти речку так, чтобы выйти из воды сухими. Но так не бывает. Сухими остаются только те, кто так и не рискнул войти в воду и что-то изменить. Рискнём?