Для нормальной жизни нет ничего хуже стереотипов. А если пытаешься под эти стереотипы подстраиваться, то вообще тяжко. Всегда ты будешь не такой как надо –недостаточно худой, недостаточно благочестивый, недостаточно умный. Вот есть некий идеал «женственности», внешний идеал, под который особенно «благочестивые» люди желают подогнать всех подряд женщин в обычном и уже привычном стремлении всех постричь под одну гребенку. Что это такое? И почему это идеал, к которому надо стремиться? Кто установил эти самые нормы «женственности», которым непременно должна соответствовать всякая приличная и уважающая себя благочестивая гражданка? Именно православные особенно почему-то любят упирать на то, что женщина обязана быть «женственной», заодно ставя отсутствие ее («женственности») в ряд основных причин, из-за которых разваливаются семьи. Не удивляйтесь, что слово «женственность» я ставлю в кавычки. Потому что эти внешние стереотипы никакого отношения к настоящей женственности не имеют. Внешнее, оно и есть внешнее. Если разобраться, то понятие это очень эфемерное и размытое. На чем мы основываемся, когда говорим о «женственности»? На образе девушки-дворянки, которая шьет-вышивает-говорит по-французски-играет на музыкальных инструментах? Или на образе деревенской девушки в сарафане и с длинной косой и румянцем во всю щеку? Или это Венера-Афродита? А в смысле характера – это тихая, смиренная, молчаливая и хозяйственная или улыбчивая, приветливая и живая? На самом деле, конечно, каждый вкладывает в понятие женственности что-то свое, какие-то свои критерии. И в глобальном смысле по двум основным параметрам – внешность и манера поведения. К внешним признакам пресловутой «женственности» я бы отнесла некий «мягкий» стиль одежды, ближе всего тут стиль романтический, желательно, конечно, юбки и длинные; в некоторых особо тяжелых случаях предпочтение отдается псевдоскромному стилю одежды «серая мышь». Еще предпочтительны длинные волосы и минималистичные прически. В поведении это тихий приятный голос, вообще внешняя скромность и молчаливость. Желательно бы еще, чтобы лишний раз рот не открывала при посторонних, а если и открыла, то изрекает пусть сплошные истины, и чтоб не вперед мужчин. И, конечно, безусловное послушание и подчиненность мужчине (мужу или тому, кто может им стать), смиренное приятие всего, что от него исходит. Разве идеально «женственная» женщина может позволить себе не согласиться с мужчиной-хозяином, а уж, тем более, спорить с ним или того хуже, руководить? Я, конечно, сейчас намеренно слегка утрирую. Немного из серии предпочтений мужчин с православных сайтов знакомств. Но ведь идеал он всегда такой, немного утрированный. И почему, почему среди моих знакомых прекрасных женщин именно самые женственные (причем не натужно, не по «примеру», а по природе своей!) оказываются брошены и буквально измучены православными мужьями? Не буду делать выводы, просто констатирую факт. Но даже, если не соблюдать все критерии, то, например, женщине с атлетической фигурой и любовью к спортивной одежде (да если еще и с короткими волосами и громким голосом) вписаться в идеал «женственности» никак не светит. А уж если она к тому же обладает сильным характером, то и тем более. Такая женщина не станет прогибаться, будет спорить, если с чем-то не согласна, отстаивать свое мнение. Возможно, она будет даже руководить, а это уж вообще ни в какие ворота. И никаким нормам в манерах поведения «женственности» не соответствует. Именно подобные критерии, желание всех постричь под одну гребенку провоцируют неприятие этого, в общем-то, не плохого, а очень даже положительного (в основном) образа женственности. Но с другой стороны положителен такой образ будет только в том случае, если он естественный, а не натужный, не внешний, надетый как маска. Почему-то сразу вспоминаются многочисленные голливудские фильмы, в которых герои и героини, дабы понравиться кому бы то ни было, начинают из себя изображать что-то, соответствующее идеалу. И чем это кончается обычно? Как говорится – тайное всегда становится явным. К тому же наличие этого, преподносящегося как единственно правильного и идеального, образа сразу же ставит под сомнение все остальные женские типы внешности и поведения. И выходит, будто женщины не соответствующие данному шаблону, какие-то неправильные, «недо-». Желание же соответствовать, вызывает необходимость подавлять свои естественные, данные Богом и внешние и внутренние качества. Ну, например (так уж, совсем грубо) – идет тебе короткая стрижка, но ведь это неженственно! Отпустим волосы, сделаем аккуратный пук и станем выглядеть лет на 10 старше. Зато «женственно». Или обладаешь ты атлетической фигурой. Спортивный стиль? Ни в коем случае! Скрыть свои мышцы немедленно! Уж не говорю о характере… Не согласна с мужем, считаешь, что в каких-то вопросах разбираешься лучше, можешь взять их под свой контроль? Сиди и молчи в тряпочку скромно, смирение и послушание твой удел. Веселая и говорливая, любишь шутить, привлекаешь к себе внимание в компании – заклей рот пластырем и тихо сиди в углу. Чем кончаются такие ломки себя, можно не рассказывать. Есть такая поговорка – где родился, там и пригодился. А мне хочется ее переиначить – кем родился, тем и пригодился. Всем нам Господь дает что-то свое. Посмотрите, каждый ребенок уже в самом раннем возрасте обладает индивидуальными чертами характера, темпераментом. И что есть у одного, того может никогда не быть у другого. Ну нет, и не надо! Зачем ломать себя? Мне в этом смысле ярким примером всегда вспоминаются монахи, афонские (да и, например, киево-печерские, да вообще любые) святые – один строитель и деятельный администратор, другой отшельник и молчальник, один от людей бежит, другой идет к людям и т.д. Каждому свое. Не нужно стараться подогнать себя под шаблоны, нужно развить свои лучшие стороны, использовать их, не зарывая свои таланты. Конечно, мы знаем, что надо работать над собой и стараться перебороть свои дурные качества, избавиться от недостатков. С этим не поспоришь. И в глобальном смысле это больше относится к общечеловеческим качествам, чертам характера, врожденным и приобретенным. Но и к нашей женской сущности это может относиться тоже. С одной стороны, представьте – какой ужас, если все вдруг станут одинаковыми! Взять хоть любую утопию, в которой люди приведены к единому образу поведения, послушания неким правилам и т.д. Есть, кстати, прекрасный фильм именно как женский вариант этой темы – «Степфордские жены», где была предпринята попытка подогнать, переделать всех именно согласно этому самому идеальному образу «женственности». Жуткое зрелище, а главное – в чем смысл? Жить с роботом, который будет идеален и во всем послушен? Какая тоска… не говоря уж о том, что вообще-то, слава Богу, мужчины тоже все разные, и нравятся им разные женщины, с разными характерами и темпераментами, с разными типами внешности. С другой стороны, нельзя не отметить, что как не идеальны мы все с точки зрения наших человеческих качеств, нашей духовной жизни, так же мы далеко не идеальны как женщины/мужчины. Всем нам есть к чему стремиться, честно говоря. Главное только правильно выбирать ориентиры, а не стремиться к конфетно-пряничному идеалу женственности и мужественности. Какого бы направления конфетности он ни был – гламурного или суперблагочестивого. Вот собственно и дошли до вопроса, а что же считать настоящей женственностью, без кавычек? Честно говоря, не думаю, что тут найдется хоть два одинаковых мнения. Я раздумывала-раздумывала над этим вопросом и пришла к мысли, что о женственности (так же как и о мужественности) можно говорить только в связке с противоположным полом. Т.е. женственность – это наличие таких качеств и черт характера, которые дополняют мужские черты, мужчину, который рядом. Соответственно, чем больше мужских черт будет в мужчине, тем меньше их будет в женщине. Даже если изначально, в силу природных свойств характера, или воспитания, или среды, в которой выросла женщина, этих мужских качеств ней было много. Лично мое видение женственности в общих чертах таково: женщина должна уметь наладить быт. Совершенно необязательно делать это идеально, достаточно уметь сделать так, чтобы мужчину (и ее саму, конечно) этот быт устраивал. Но при этом, конечно, стремления к совершенству в вопросах устройства быта никто не отменяет; женщина не должна быть жесткой, ворчливой и злой. В ней должна быть мягкость и теплота, хоть в какой-то степени. Что может быть хуже злой и ворчливой жены? (Впрочем, конечно, то же и к мужу относится… так что это остается под вопросом); женщина должна следить за собой! Вот тут как раз кардинальное различие – мужчине можно простить неухоженность (до определенной степени, конечно), небрежность в одежде и прочее, это в глобальном смысле не портит его мужественности (когда она есть…). А неухоженная женщина теряет в своей «женскости» очень сильно. Речь не идет непременно о стильности в одежде, или модности, или эталоне фигуры, а именно о том, чтобы держать себя в форме; женщина не должна быть глупой. Это только на словах мужчины любят глупых блондинок. Жениться-то приличные мужчины предпочитают на умных). Впрочем, опять вопрос – глупый мужчина тоже незавидная пара… Так что, наверное, это снова общечеловеческое. Честно говоря, на этом мои требования к женщине и заканчиваются. Дальше, чего бы ни пришло мне в голову, все идет у меня в разряд «общечеловеческого». Наверное, потому, что сама я не сильно женственна, ни по каким параметрам, и вообще с детства мечтала быть мужчиной. И, несмотря, на вполне счастливую женскую судьбу на данный момент, временами продолжаю завидовать мужчинам и представлять, каким бы мужчиной могла стать 🙂 Ну и конечно, я рассуждаю только с точки зрения женщины, связанной с мужчиной, и не могу не то что говорить, а даже и представить все это со стороны женщин, например, не ориентированных на семейную жизнь. И в абстрактном смысле (без связи с мужчиной) у меня тоже не получается рассуждать о чертах, присущих настоящей женственности… Поэтому предлагаю вам, дорогие дамы, дополнить список атрибутов женственности, женственных черт. И кстати, мнение мужчин было бы особенно интересным. А в перспективе можно было бы объединить множество мнений в единое определение женственности, так сказать, в идеальный женский портрет.