Мы начинаем публиковать курс лекций о проблемах детей, воспитанных в верующих семьях. О том, что же такое синдром «ДВР», рассказывает священник Пётр Коломейцев – психолог, сурдопедагог, коррекционный психолог. Декан Психологического факультета РПУ им. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Клирик храма Космы и Дамиана в Шубине. Соучредитель Центра реабилитации детей инвалидов ДЭЦ «Живая Нить» и духовником Образовательного Центра Равных Возможностей для детей сирот «ВВЕРХ». Автор докладов на различных богословских конференциях и регулярных публикации в журнале «Решение». Основные темы: биоэтика, психология, диалог науки и религии. Автор книги: «Почему мир не делается раем».

Синдром ДВР (дети верующих родителей) – это название и похоже на какую-то шутку, вроде распространённого штампа ХБМ (хочу быть матушкой). Тем не менее, проблема детей верующих родителей реальная, и известна она очень давно.

В известном романе Ивлина Во «Возвращение в Брайдсхед», который относится к первой половине XX века, как раз рассказывается о проблемах, связанных с верой одного из членов семьи. Действие происходит в старинной английской католической семье, и вот эта атмосфера религиозности, тон которой задаёт мать семейства, буквально выталкивает её мужа и детей из церкви и способствует развалу семьи. При этом, оказавшись вне церкви, герои романа не могут себе представить жизнь без веры, и, в конце-концов, после долгих блужданий возвращаются и даже находят себе последнее пристанище в одном из католических монастырей.

Для нас эта проблема была не очень понятной, потому что верующих в последнее время было не так уж и много. На протяжении XX века в церковной среде воспитывались дети священников или глубоко верующих родителей, и молодое поколение традиционно воспринимало те ценности, которые транслировала их семья. В  те времена существовало определённое давление на церковь и верующих, и родители помогали своим детям жить в обществе, заведомо не разделяющем их ценности, оставаясь при этом при своих взглядах не смотря на все различия между общественным и их собственным мировоззрениями.

Но вот когда у нас началось второе крещение Руси (в 1988 году), и не редки были случаи, когда в день в храме крестились по сто или даже двести человек, при этом не будучи не просто воцерковлёнными, но даже и катахизированными. Этот порыв стал таким массовым исходом из советского прошлого, но куда они при этом идут, люди себе не очень представляли.

В практике зарубежных стран мы тоже наблюдаем, в каком кризисе оказались традиционные принципы воспитания, когда выясняется, что поведение и образ жизни пасторов, священников, духовных лидеров становятся искушением для всей общины. Нередко можно видеть и вариант, когда дети, воспитанные верующими родителями, проявляют какую-то вялость, исполняют посты и молитву скорее по обязанности, чем по вере, и тогда их называют БМВ – более-менее верующие. Встречаются и такие активные карьеристы, но  при этом очень циничные. Бывают же и те, кто занимает редко протестную позицию и уходят из церкви – и это далеко не самые худшие дети!

В католичестве и протестанстве проблема ДВР встречается чаще не как ситуация вокруг просто детей, а именно детей церковных лидеров. То есть выходит, что воспитывая паству, священник что-то упускает в своей собственной семье, и в результате мы сталкиваемся с такими вот явлениями охлаждения, а то и ненависти к церковным канонам и обрядам.

В России как раз с семьями священнослужителей или церковнослужителей всё более-менее в порядке, если мы говорим о традиционной семье, где не одно поколение священников или воцерковлённых родителей. Специфика нашего синдрома ДВР в том, что у нас много неофитов (в том числе и священников-неофитов), а неофитство – это явление очень серьёзное.

Вообще, без него  нельзя обойтись. Придя в церковь, человек неизбежно проходит этот период, и длится он как минимум год (имеется в виду весь годовой круг церковных праздников: пост, исповедь, Пасха, куличи, яблоки и т.п.). Но вот когда это затягивается на срок более трёх лет, то это уже опасно.

Приходя в церковь, неофит понимает, что надо всё менять. Но что? Можно поменять город на деревню, да? Телевизор можно выбросить, работу можно поменять. Очень многие начинают практиковать этот дауншифтинг, то есть переходят на езду на пониженной передаче. Был начальником – стал дворником? Запросто! Такой вот синдром Диоклетиана.

Работу поменять можно, жену тоже можно поменять, в принципе. И остаётся две категории родственников, которых поменять нельзя – это родители и дети. Даже при смене супруга остаются те же родители, те же дети.

Если родители неофитов восприняли уход в веру своих детей как такой протест, то они начинают спасать хотя бы внуков, пытаясь защитить их от деспотизма и фанатичности родителей. Таким образом, у детей верующих родителей могут появиться союзники в лице дедушек и бабушек. Бывает, что и второй супруг, не разделяя нового мировоззрения своей второй половины, тоже становится на сторону детей, и таким образом детям транслируются такие противоположные чувства. У ребёнка с детства закладывается этот конфликт, и вера ассоциируется с чем-то очень нехорошим.

Но, допустим, оба родителя благополучно ушли в веру, дедушка и бабушка под давлением тоже сдались, и в семье вообще все уверовали. И тогда проблема детей, может быть, ещё сложнее, потому что поддержки у них нет вообще.

Типичным примером ДВР был Антон Павлович Чехов. Смотрите, он на свои деньги отремонтировал церковь в Мелихово. И после праздничной службы в честь открытия храма он вышел и прочитал Шестопсалмие без Часослова. Чехов был, в общем-то, очень христианским моралистом. Очень чутко чувствовал ложь и неправду. Но посмотрите, каким антицерковным человеком он был. Никогда не ругая и не критикуя церковь, для себя он сделал однозначный выбор. Вот это стояние в детстве в углу на горохе навсегда отбило у него любовь к церкви. Хотя, конечно, в глубине души он оставался верующим христианином.

Проблемы вокруг детей верующих родителей у нас уже выражены очень сильно, и в дальнейшем мы будем иметь с ним дело всё чаще и чаще, потому что у нас действительно произошёл очень резкий количественный рост верующих. И протестное поведение детей, выросших в семьях церковных родителей, стимулируется именно проблемами родителей, не изживших своё неофитство.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные

Давить в себе неофитство! О-хо-хонюшки.

Таня

Ох, сложная тема для меня… мои родители своим неофитсвом сломали мне всю жизнь… Мне было лет 13, меня насильно водили на исповедь, вдолбили в голову, что нельзя просто жить, а нужно "спасать Душу" Родители били и метерили меня, причем продолжая читать вечерние правила и держать посты. А служб он не пропускают никогда, даже ради отдыха, дня рождения и т.п…. Дома окна не помыты, им некогда, они Богу служат…. Я не знаю, как я выжила. Сейчас мне 24. Довела себя до депрессии мыслями: ну почему нельзя просто жить?! Мне так в 15 лет хотелось гулять, общаться с друзьями, но блин нельзя,… Читать далее »

Engy

Как-то прочла слова одного священника. Не помню, к сожалению, его имени. Но речь вот о чем шла. Как детей нужно приучать к веру. Ни в коем-случае ни силком. священник вспоминал, как в детстве он жил далеко от храма. И родители детей нечасто туда водили. Но каждый поход, каждое причастие, каждая исповедь — были ПРАЗДНИКОМ, чудом, которого ждали. В статье говориться о семьях протестантских церковных лидеров и они противопоставляются нашим, православным. Я, к сожалению, знаю обратные примеры из личного жизненного опыта. Когда вся семья батюшки полностью ушла из веры, только один сын пошел по стопам отца. Меня лично в веру привела… Читать далее »

Ю...

Моя свекровь привила своим сыновьям, мягко говоря, не любовь к Церкви, когда те еще были подростками. Развелась с мужем. Потом попала в психушку. Все на религиозной почве. И мне кажется, что она до сих пор не осознает этого..

MaryNightingale

А Вы знаете, бывает у человека психическое расстройство без всякой религиозной почвы, наследственность или другие факторы, он или она не виноват в этом. Просто при приходе к религии оно начинает выражаться в неумеренном фанатизме, производящем даже на религиозных людей болезненное впечатление. Мне знаком такой пример.

Ю...

Да, скорее всего так и было.

Саша

"В католичестве и протестанстве проблема ДВР встречается чаще не как ситуация вокруг просто детей, а именно детей церковных лидеров. То есть выходит, что воспитывая паству, священник что-то упускает в своей собственной семье, и в результате мы сталкиваемся с такими вот явлениями охлаждения, а то и ненависти к церковным канонам и обрядам" — о какой семье католического церковного лидера может идти речь?

Engy

Ага, тоже резануло! У нас в городе наоборот, все семьи протестантских пастырей — очень религиозные. Как и нынешних священников. У одного — все сыновья стали священниками, у другого — дочки очень замечательные и светлые девочки. А вот католиков у нас нет. И по идеи, семей у их лидеров быть не должно. Они же монашествуют, или нет?

Ю...

Они не монашествуют, у них целибат. Постриг не принимают. "Цель-для-бат."))))))))))))

ninon

У нас тоже целибат, в сане священник, диакон уже не могут вступать в брак. С одной поправкой: на момент принятия сана он может быть (и чаще всего бывает) женат.

ninon

В церкви 12 лет, но до сих пор не знаю чем отличется неофитство от "фитства"… Мне кажется, если вера и любовь к Богу у родителей искренние, если они любят своих детей и молитва их тоже искренняя, то детям передастся положительное отношение к церкви. Здесь виновата не Вера родителей, а их грехи — ложь, фарисейство, маловерие и главное — нелюбовь.

MaryNightingale

По себе трудно судить, а на примере ближних — в период неофитства человек склонен отрицать светские цености (нерелигиозное искусство, культуру, не говоря уже о развлечениях — при том что сам может быть не чужд искусству))), при разговоре на такие темы склонен давать слишком однозначные и слишком "правильные" трактовки ("такая-то проблема поднята в западной литературе — ну да они все безбожники, оттого и проблемы"))), может увлекаться теориями заговора и т.п. Со временем эти перегибы сглаживаются, а вера остается, и более того, человек больше уделяет внимание внутренним вещам чем внешним (так, если в период неофитсвта кажется, что у человека резко испортился характер,… Читать далее »

Антизападничество — это вообще, к сожалению, какая-то составная часть нашей культуры, которая с окончанием периода неофитства может и не закончиться.

MaryNightingale

Ага, и у Запада тоже, кстати, к нам неравнодушие). Как-то с одной полькой заспорили в интернете об истории наших непростых отношений — и наши взаимные упреки сводились, в общем-то, к тому что "Ну за что вы нас так не любите, мы же к вам со всей душой))"

MaryNightingale

В сети где-то есть лекции о. Андрея Лоргуса, там и про неофитство целая лекция была.

Больная тема… Для меня — матери 8-летней девочки, очень важно вырастить ее в правильном духе — не отвратить от Бога своей назойливостью в обращении к церковной жизни. И с такими же проблемами сталкиваются, думаю, многие педагоги православных школ. Спасибо, буду ждать обещанный цикл лекций!

Я начала воцерковляться, когда мне было 18 лет, без давления со стороны семьи. И в первые годы я очень переживала, что 18 лет прожила без веры, в то время как многие люди в церковь ходят с детства, вырастают там практически. Мне казалось, что у них "стартовые возможности" лучше, меньше шансов совершить ошибку, более цельное мировоззрение (для меня в каком-то смысле слова церковная жизнь до сих пор не является чем-то целиком естественным, органичным). И только со временем я стала понимать, что прийти в Церковь осознанно, осознанно начать менять свою жизнь — это ничуть не менее важно, чем быть там с детства… Читать далее »

Tanika

И я так же думаю насчёт "стартовых возможностей"..И, пока ещё не увидела преимуществ "взрослого" воцерковления.

Natalya Natalya

Мне кажется, со "взрослых" меньше спросится.

Ярослава Ш.

Для меня это тоже важная (больная) тема. Воспитание старших дочерей проходило в период моего воцерковления. Теперь пожинаю кислые плоды. В храм на службу не хотят, на исповедь и Причастие и подавно. Спасает только восресная школа, в которой все-таки довольно интересно. Да еще по-человечески жалко деток: шесть дней в неделю учеба и кружки, хоть в воскресенье пусть выспятся. Мы с мужем разрешаем "прогуливать" литургию, но на душе кошки скребут. Если у кого-то есть положительный опыт — поделитесь, буду признательна.

Елена

Поменьше кружков — и будет время для служб.. Я стала больше воцерковляться когда оставила все "кружки" и стала ходить в церковный хор — очень полезное занятие для детей и подростков!

Оля

"Передавить" а направлении религиозного воспитания — это, конечно, плохо. Но никак не пользоваться родительской властью и предоставить событиям развиваться по принципу "как получится" — это тоже попустительство.

Polly_S

А как можно родительской властью заставить ребенка верить в Бога? Это же не зубы заставлять чистить или запрещать шоколад перед обедом. Вера — дело индивидуальное, и ребенок тут не исключение. Надо, как мне кажется, быть для него примером, показывать, почему именно я хожу в церковь и верю, а уж он сделает свои выводы.

Оля

Заставить верить, конечно, нельзя. И разная форма общения может быть с ребенком, которому 3 года, 8 лет или 15, — разными способами родитель будет убеждать и свою систему ценностей стараться ребенку привить. Проблема, о которой говорит Ярослава, действительно, существует.

Оля

И один из ее аспектов — это то, что родители слишком рано передают ребенку больше полномочий, чем он может в своем возрасте брать. Но, опять же, я не знаю, что конкретно имеете в виду Вы, сколько лет Вашему ребенку, и сталкивались ли Вы с той проблемой, о которй говорит Ярослава.

Оля

У меня почему-то большие комментарии не вставляются, приходится писать частями. Может быть, Вы когда читали мой ответ, на который дали комментарий, прочитали только одну часть (ответ был разбит на 3 части)

Polly_S

Да, я все прочитала, я вашу мысль поняла. Дело вот в чем — я с проблемой ДВР знакома хорошо, так как знаю изнутри жизнь православной гимназии. И видела множество детей, который в детстве вроде тянутся за мамой и папой, а потом — оп, и все. И в храм не хотят, и вообще им ничего уже не надо. И я сделала выводы, что попытка привить веру именно как нечто хорошее и полезное — удается крайне редко. Это именно тот случай, когда человек должен учиться на ошибках, выстрадать свою веру, понять ее сам, сердцем, душой принять. Это не тот случай, где нельзя… Читать далее »

Оля

Тащить, конечно, не нужно. А дети в православной гимназии — это, наверное, вообще отдельная тема. Вчера читала размышления вл. Пантелеимона (о.Аркадия Шатова) на эту тему.

Polly_S

Но вы-то писали именно о родительской власти — то есть, это в любом случае, получается, "тащить", просто в жестком или мягком варианте)

Оля

Он говорит, что детям должно быть интересно с родителями. Если интересно все делать вместе, то и в вопросах веры может быть единство. Если же контакт утрачен чисто в человеческом смысле, то могут возникнуть проблемы и на религиозном уровне.

Polly_S

Мне вот кажется, что это основная ошибка — сводить веру к области душевного (интересов, увлечений и тп).
Интересы и привычки, действительно, могут быть воспитаны.
А вот воспитать веру, по моим наблюдениям, невозможно. Можно привить только некие внешние вещи — пост, молитва, службы. Но будет ли в них наполнение? Я знаю многих детей, которые ходили в храм ради мамы. И к Причастию тоже — ради мамы. На самом деле это ужасно, на мой взгляд. Это в каком-то смысле кощунственно, наверное — приступать к Таинствам, только чтобы не расстроить родителей. Получается такая профанация Таинства.

Оля

Если Вы предоставите ребенку право выбирать — ходить или не ходить в школу, на кружок, или остаться дома — что он выберет? Или в вопросах чем питаться — Вы же можете настоять на том, что нельзя питаться гамбургерами и чипсами.

Оля

Мне кажется в этом смысле интересно обратиться к опыту людей, которые имеют успешный опыт воспитания детей в христианском духе. Очень интересна с этой точки зрения книга Натальи Николаевны Соколовой "Под кровом Всевышнего".

MaryNightingale

Есть еще хорошая книжка ее однофамилицы Александры Соколовой, "Две моих свечи". Там про современные условия, и про семью где мама верующая, а папа — нет.

fatiniya77

Ярослава, вы не пробовали попросить детей приходить хотя бы к причастию и постоять на службе минут 15-20. У нас в храме тоже действуют занятия для детей Дети после тайнства причастия целуют крест и идут на занятия. Конечно старшим ,если 10 или 13 лет много не навяжешь своего мнения. Но всеже летом стараемся приходить на всю службу. Можно прийти на всенощное к помозанию, а бывают службу с литией, мой даже младшие любят когда при помозании дают освяшенный хлеб. Всё приходит со временем. Помоги Вам Господь.

Оля
ninon

В средние века человек знал, что самое лучшее место на земле — это церковь. Сейчас появилось много других интересных мест и занятий, особенно для ребятишек, и ни в коем случае нельзя ограничивать их в светских увлечениях, если они откровенно не вредоносны. Пусть читают, играют, гуляют, смотрят кино, занимаются с компьютером, занимаются спортом и т.д. Быть на литургии — это счастье, если пришлось прогулять — наказание. Маленьких малышей не надо заставлять стоять всю службу (если они не хотят сами), знакомить с храмом постепено, приходить сначала не в праздник, когда много народа, а в будни, показать иконы, познакомить с батюшкой, а детям… Читать далее »

Похожие статьи