Последняя неделя лета в Институте «Стрелка» посвящена финскому дизайну. 30 августа в институте состоялась публичная лекция на тему «Как запустить изменения в школьном образовании». Казалось бы, как связан финский дизайн с школьниками, которые уже собрали рюкзаки и морально готовятся к новому учебному году? Оказывается, связан и еще как. Об этом увлеченно рассказывал Паси Маттила, директор образовательной компании Finpeda, инициатор национальной программы «Будущая школа Финляндии». Финская общеобразовательная школа считается одной из лучших в мире. Несмотря на это, Паси Матилла не совсем доволен уровнем обучения в стране и полагает, что традиционное взаимоотношение «учитель—ученик» очевидно устарело, бездумное использование новых технологий только усугубляет повсеместный информационный шум, а школьные пространства навевают скуку и уныние уже не только на детей, но и на педагогический персонал. По мнению г-на Маттила, основными составляющими «школы будущего по-фински» являются: Инициативность преподавательского состава. Каждая глобальная система, выстроенная вертикально, рано или поздно сталкивается с противоречием между директивами, направляемыми «сверху» и реальными потребностями исполнителей. По словам Паси Маттила, для того, чтобы изменения произошли в рамках целого государства, нам необязательно ждать, когда реформы «созреют» в министерских кабинетах. Можно уже сейчас, в рамках одной школы, в которой работает инициативный преподаватель, ввести некоторые изменения в процесс общения учителей и школьников. Похоже, пора нашим учителям открывать для себя смысл термина «проактивность», которым уже несколько лет активно пользуется бизнес- сообщество. Ориентированность обучающего процесса на ученика, а не на учителя. Здесь очень кстати пришлись слайды с фотографиями классных помещений нескольких московских школ, которые представители компании Finpeda посетили в рамках разработки проекта «школы будущего». Прекрасно знакомая всем картина: у доски стоит учитель, который объясняет материал ученикам, сидящим за стандартными партами, составленными в три ряда. А теперь представьте, что центром процесса обучения становится каждый ученик, сидящий в классе. Что же, к каждому школьнику «приставить» по учителю? Конечно, нет. Но есть возможность сформировать учащихся в группы, посадить их за несколько общих столов и позволить видеть друг друга, общаться в процессе обучения, делиться информацией друг с другом. Также в классе должна присутствовать интерактивная доска, на которую будет проецироваться обучающий материал. По мнению г-на Маттила, подобная «кооперация» способствует более динамичному усвоению знаний. Создание виртуального пространства для каждого ученика. Последняя часть презентации больше походила на кадры из фантастического фильма, но ведь и компьютеры когда-то казались нам невероятным приспособлением. Современные технологии развиваются достаточно динамично, чтобы уже в ближайшем будущем школьник мог создать своего виртуального двойника и отправить его изучать 3D-модели планет, фауну далекого океана, анатомию внутренних органов человека — любое знание будет ему доступно. Виртуальная реальность не заменит ценности человеческого общения, поэтому только эффективное сочетание технологий и развитого пространства вокруг ребенка создаст комфортную среду для его развития. Проект «Школа будущего» — это не только футуристические картины и абстрактные идеи. Уже сейчас в Финляндии несколько школ участвуют в эксперименте: часть классного пространства организована не в традиционной манере, а более интерактивно. Согласно опросам, ученики и учителя в восторге от проекта и хотели бы дальше трансформировать классы. Более того, в городе Ритахару заканчивается строительство экспериментальной школы, проект которой разработало известное финское архитектурное бюро Verstas Architects. На примере этих проектов можно наглядно увидеть, как выглядит «теория маленьких шагов», о которой в начале говорил Паси Маттила, в реальной жизни. После выступления финских новаторов последовала дискуссия с участием представителей образовательных учреждений, в том числе руководителя Управления по созданию образовательного комплекса для детей в Сколково Булин-Соколовой Елены Игоревны. Она рассказала, как планируется воплощать современные образовательные проекты в российской действительности: — Когда мы начинаем строить школу, в первую очередь мы должны понимать, что дети будут в ней делать. Если учитель в такой школе нужен только для того, чтобы прийти и ответить на вопрос, который еще не возникал и ребенок просто должен усвоить очередную порцию знаний, — для этого нужна такая среда, которая есть сегодня, ее вполне достаточно. Что-то можно добавить: правильную акустику в аудиториях, доступный чай/кофе- это будет приятно для работы, но по существу ничего не изменит. Если же мы будем мыслить школу как место, где дети собираются для того, чтобы показывать, что они думают и чувствуют, что им интересно, наблюдать и экспериментировать, размышлять, делиться мнениями, слушать мнение компетентных взрослых, пытаться высказывать гипотезы, решать задачи — тогда имеет смысл говорить о новом подходе к проектированию школьного пространства. Меняются цели и приоритеты образования, и вместе с ними меняются стандарты организации места для обучения. Сегодня учителя начинают осознавать, что первыми приоритетами является не чтение, письмо и счет, а умение действовать и принимать решение в неопределенной ситуации, учиться вместе, учиться у других, умение самостоятельно делать выводы и обрабатывать информацию. Для того, чтобы понять, какая для этого нужна среда, нужно пробовать что-то делать, если педагогические идеи идут впереди дизайнерских — тогда все получается. В противном случае мы даем учителю другой стул или предлагаем ему работать в классе, где стеклянная стена, а через месяц обнаруживаем, что на этой стене висит занавеска или что стекло в двери, которое предназначено для того, чтобы сделать школу более «прозрачной», уже заклеено скотчем или цветной бумагой так, чтобы никто не заглядывал. Мы видели подобную ситуацию в школах в Великобритании, Латвии. И это значит, что архитектурные и дизайнерские идеи идут чуть впереди сознания учителей, те просто еще не «дозрели» до работы в таком формате. Самих учителей необходимо обучать в университетах с мягкими диванами, кофе под рукой и стеклянными стенами, тогда их сознание будет меняться. Так инновации встречаются с реалиями жизни: энтузиасты считают, что главное- это сделать первый шаг и изменить пространство вокруг себя, а реалисты, которым доводится внедрять их амбициозные планы в жизнь, призывают подумать о личности каждого преподавателя, который по-прежнему является для детей главным проводником в мире знаний. Будем надеяться, что победит «золотая середина». Главное — сделать шаг. С наступающим Днем Знаний, дорогие учителя, ученики и родители! Записала Вероника Заец