Почитав комментарии к предыдущей статье, я увидела, что самым волнующим моментом для многих родителей является наличие в населенном пункте хороших кружков, музыкальной школы, да и просто возможностей для полноценного развития ребенка. Еще мой духовник успокаивал мое волнение на эту тему: и из деревень поступают в хорошие вузы, и в Москве вырастают те, кто не хочет ни учиться, ни работать, все зависит от вас. Переехав сюда, я расценила обстановку: действительно, кружками не пахнет, в музыкальную школу берут с 6 лет, а девочка, которая занималась с детьми на приходе, уехала в Белоруссию, и я поняла: или я, или никто. Знаете, если в городе я со спокойной душой отдала бы ребенка на какие-нибудь развивалки и ждала бы результата, то здесь я результат могу получить только сама, вкладываясь в ребенка. Поэтому я закупилась пособиями, выделила часы занятий, и начала сама заниматься с детьми. Это не сложно делать любой маме, главное любить проводить время со своим ребенком. Мне понравилось пособие «Школа семи гномов», которое состоит из комплекта книг на один год ребенка от самого рождения до семи лет. В каждый комплект входят красочные тетради для занятий по математике, логике, географии, развитию речи и т.п. Собираю детей одного возраста и каждый день занимаюсь. Наш уголок с поделками Мне всегда казалось каким-то неправильным читать с ребенком про курочек-зайчиков-козочек, особенно всякие русские-народные потешки и сказки, и объяснять на пальцах, а что это вообще такое. Зато тут раздолье – покормить капустой кроликов, вырвать морковку с грядки, наравне со взрослыми набрать грибов в лесу, здесь жизнь не лубочно-картинная, а настоящая: пойманную рыбу сразу в уху, костер развести, даже помочь снег почистить возле дома – для пятилетнего ребенка все это под силу. Между прочим, есть безусловный плюс в том, что ребенок воспитывается не отстраненно-равнодушным относительно того, откуда берутся продукты на его столе и одежда в гардеробе, но наблюдая и даже принимая участие в деятельности по снабжению семьи. И тут большой вопрос, кто будет более конкурентоспособен в том же вузе, ребенок, мышление и характер которого формировались в условиях смоделированного мира или живого, настоящего? Детский досуг И все-таки недаром же переезд городских жителей в деревню называется дауншифтингом. Да, безусловно, это сознательное понижение уровня жизни, но в чем? О да, наша семья не путешествует в выходные по молам, не ходит в театры, музеи, на выставки и концерты. Однако у меня вопрос к многодетным мамам погодок с грудничками: в городе вы часто использовали возможность пойти в такие места? Я вот за то время, что у меня рожались дети, была в театре всего трижды, и то, потому что нас приглашал на свои спектакли знакомый режиссер… Но я не исключаю возможности целенаправленных вылазок в Москву для культурных программ, вы ведь слышали мнение о том, что провинциалы чаще бывают в музеях, чем москвичи? Так и есть, ведь москвичам все некогда… А как же на селе с медициной и другими социальными институтами? В последнюю беременность я встала на учет в поселке. Вы, наверное, помните кипу направлений на анализы, обследования и к различным специалистам, выдаваемые беременным? Конечно, в каждой женской консультации эти вопросы решаются, где лучше, где хуже. В моей выхинской поликлинике анализы, как и специалисты, были по записи, я уж молчу про то, что встать на учет сначала в женской консультации, а потом в поликлинике (находились они в разных местах) можно было только через кабинеты главврача и экономический, после предъявления копии паспорта мужа и свидетельства о браке. И это я проделывала трижды. Приехав сюда с подмосковным полисом, я была готова к чему угодно, но только не к тому, что полис вообще не спрашивали, а анализы, обследования и всех врачей я прошла за один день. Неожиданно порадовал детский врач, не торопившийся назначить ребенку антибиотик, свойское и даже дружественное отношение в поликлинике, библиотеке и других инстанциях, где нам уже приходилось побывать. Интересная реакция была у моего ребенка на детский сад. Он как-то сказал мне, что в садике их любят, когда я спросила, почему он так думает, он ответил: «А нам говорят: идите кушать, ребятки», а в Москве, как же вам говорили»? «А в Москве говорили — идите есть»! Утренник в детском саду Так что с садиком проблем у нас нет, но передо мной встает более сложный вопрос со школой. Дело в том, что классические деревенские школы с двумя-тремя учениками в классе кое-где еще остались, но общая тенденция такова, что такие школы постепенно закрывают, и учеников с окрестных сел собирают в большую поселковую школу. Согласитесь, преподать материал гораздо легче в классе с четырьмя учениками, нежели с тридцатью, почти индивидуальный подход. Да и дисциплина в таких школах обычно на уровне – дети на переменах ходят размеренно, на уроках невозможно заниматься чем-нибудь иным, кроме учебного процесса, под носом-то у учителя! И совсем иное положение, как мне видится, в школе рабочего поселка. Однако для нас эти трудности еще впереди, в начальную школу мы собираемся в маленькую сельскую, а там посмотрим… В общем, в городе, в деревне ли, а родительская обязанность быть рядом и стараться дать своим детям все возможное для их развития никуда не денется, что мы и стараемся делать в новых, на мой взгляд, более благоприятных для детей условиях.