«Орда» (Россия, 2012, режиссёр – Андрей Прошкин, в ролях – Максим Суханов, Роза Хайруллина, Андрей Панин, Иннокентий Дакаяров) На экраны страны вышел новый фильм Андрея Прошкина (сына создателя «Холодного лета 53-го») с лаконичным названием «Орда». Сценарий написал известный сценарист Юрий Арабов, взяв за основу реальные события XIV века. Дремучее средневековье. В столице татаро-монгольской орды Сарай-Берке борьба за власть развивается не менее жгуче, чем в европейских метрополиях. В ходе государственного переворота задушен хан Тинибек (Андрей Панин). Преемник и убийца – брат погибшего, Джанибек (Иннокентий Дакаяров). Его мать — ханша Тайдула (Роза Хайруллина – приз за лучшую женскую роль на недавнем Московском кинофестивале) живет странной отрешенной жизнью, ее внутренний мир скрыт за каменным лицом шекспировской героини. Тайдула благословляет преступного сына на царство и вскоре оказывается сражена тяжелым недугом — слепотой. Любящий сын Джанибек отдает приказ доставить в Орду колдунов и шаманов из разных земель, но их магия оказывается бессильна. Тогда, под угрозой сжечь Московское княжество, хан призывает в ставку митрополита Алексия (Максим Суханов), друга и наставника преподобного Сергия Радонежского. Тот отправляется в путь с неуверенностью в душе и упованием на высшие силы. Ордынцы воспринимают священнослужителя как очередного шамана, но попытки исцелить ханшу оканчиваются полным фиаско. Алексий, чувствуя свою вину, сознательно подвергает себя тяжелым испытаниям. Изначально фильм носил название «Святитель Алексий». Но видимо, посчитав это название некоммерческим, создатели картины переименовали ее в «Орду». Шаг более чем верный. С первых кадров зритель погружается в сложный мир азиатского хаоса, показанный со скрупулезными подробностями и нюансами. Для отечественного кино – случай редкий. Прежде столь тщательно выстроенные исторические конструкции можно было увидеть только в китайских и корейских блокбастерах. Бюджет в 12 миллионов на сей раз не был выброшен на ветер. Редкий случай в нашем кинематографе, когда ставка сделана не на коммерческий эффект, а на художественное мастерство. Поначалу «Орда» поражает видеорядом, этнографической достоверностью, реализмом драматургии, а также вниманием к деталям, что нечасто встречается в российском кино. Затем, по ходу развития действия, зритель начинает обращать внимание на сюжет. И здесь у православного человека возникают вопросы. Оказывается, в центре интриги лежит не вера в возможность совершения чуда, а совершенно другие – магические – реалии. Тем более что Прошкин с Арабовым не преминули заявить, что сделали современную картину о «хождении интеллигента во власть». Причем же тогда святитель Алексий, реальное историческое лицо? В столь сложное для Церкви время стоит только чуточку сместить акценты, и восприятие будет совершенно иным. В образе митрополита Алексия в исполнении Максима Суханова сложно разглядеть не только православного святого, но и вообще служителя веры. Настолько его поступки расходятся с христианским пониманием миропорядка. Светский и граждански активный человек теоретически имеет право выражать свое отношение к вопросам веры как угодно. Главное обойтись без радикализма, иначе громкие судебные процессы станут для обитателей России обыденными. Но если автор берется рассказать историю реально существовавшего русского подвижника, следует быть более внимательным к канонам. Если Бог в понимании сценариста Арабова есть высшая правда, то митрополит Алексий на экране предается самой что ни на есть ритуальной магии. Сознательно стремится себя уничтожить. Ощущает то состояние души, когда человек перестает верить в себя, а значит и ждать Божьей помощи. Низведение себя до состояния животного – одна из сторон ложного самоощущения, носящего в православии название «духовная прелесть». Именно с помощью этих магических практик и происходит «чудесное» исцеление мрачной ханши Тайдулы, к слову, драматургически решенное крайне невнятно – Арабов просто не представляет себе иную трактовку. В результате зритель не переживает сильных эмоций, так как не верит в правдивость происходящего, не понимает его духовную суть. Чудо достигается не путем веры, а с помощью шаманских практик, замаскированных под молитвенный подвиг. Задавая очень современный для нынешних либералов вопрос: все ли духовные иерархи находятся на определенной морально-этической высоте, Арабов идет на поводу модной критики. Если в гораздо более мистически тонком фильме Павла Лунгина «Остров» речь шла о гипотетическом старце (а тема старчества вообще далека от светского общества, многое в ней современного неверующего человека может всерьез ужаснуть), в «Орде» мы имеем дело с личностью исторической, чьи морально-этические и духовные качества сложно подвергнуть сомнению, не перечеркнув прошлое. Для рядового зрителя все эти премудрости ничего не значат. Привлеченный в кинотеатр безукоризненным качеством картинки, он в первую очередь будет обращать внимание на визуальный эффект. Но, несмотря на ложное представление о православии, зритель все-таки получит возможность увидеть на экране положительный образ священнослужителя, пусть и далекий от истинного духовенства.