Когда у ребенка начинаются проблемы в школе, обычно это провоцирует семейные конфликты. Родители чувствуют вину, страх, начинают срываться на чадо, упрекая его в бестолковости. Ищут причины друг в друге: «Это ты не доглядела!», «Что ты за отец, когда ты с сыном разговаривал последний раз?!» А ребенок в этот момент остается один на один с проблемой, с которой не в силах справиться. О критической ситуации в семейных отношениях рассказала Евгения Андреева, семейный психолог, сотрудник психологической мастерской «Хорошие отношения». Достаточно частая ситуация, с которой родители обращаются на консультацию — это изменения успеваемости или поведения ребенка в школе, а именно её снижение. Это может быть неожиданно для родителей, и за своим беспокойством и тревогой по этому поводу взрослым бывает сложно увидеть, что произошло или происходит с ребенком на самом деле. Часто они опасаются, что в жизни сына или дочери что-то происходит, а они об этом не знают. Я думаю, что есть две самые распространенные причины, которые могут влиять на поведение ребенка в этой ситуации. Первая: взросление ребенка. Если в младшей школе в большинстве своем детям важно хорошо учиться, получать хорошие оценки, похвалу взрослых, то к средней и старшей школе какая-то другая мотивация может стать ведущей. Ребенок может измениться довольно быстро, и родители не успевают к этим изменениям приспособиться. Для подростка на первый план в жизни выходит общение, и в какой-то момент оно становится более важным и значимым, чем учеба. В этот момент в его жизни происходит некая переоценка ценностей, и он чувствует, что отметки, которые он получает за контрольные в школе, для него не так важны, как, например, пойти, пообщаться с друзьями, сходить куда-то вместе потусоваться. И в этот момент у ребенка начинается снижение успеваемости — и из-за того, что программа в старших классах довольно сложная и что появились другие интересы. В этой ситуации родителям важно найти правильный подход к подростку, чтобы поддерживать и обучающий процесс, но также не обесценивать желание ребенка общаться со сверстниками, быть принятым в какой-то компании. Потому что часто родители устанавливают такую взаимосвязь: «Ты стал общаться с этой компанией и стал плохо учиться, так что теперь никуда ты не ходишь, нигде не гуляешь, а будешь сидеть дома и заниматься уроками». Таким образом, родители устанавливают некие границы, чтобы ребенку якобы можно было сосредоточиться на учебе. В этот момент ребенка, по сути, лишают чего-то очень важного для него, и это вызывает у него много эмоций, от злости на родителей до опасения, что в своей компании он больше не будет принят. На таком фоне хорошо учиться довольно сложно. Думаю, что в такой ситуации родителям важно не паниковать и не бросаться в крайности, ограничивая свободу ребенка, а учиться договариваться с ним. Здесь необходимо найти партнерский способ общения с ребенком, удержать контакт с ним, чтобы он мог прислушиваться к родительским советам. Это не директивный способ решения проблемы, а способ сотрудничества. Другой причиной ухудшения поведения ребенка может быть сложность в отношениях: резко изменившаяся ситуация в семье либо проблемы во взаимодействии с теми же одноклассниками. Возможно, ребенок где-то сталкивается с такой эмоционально сложной для себя ситуацией, что ему просто не до учебы. Например, развод в семье, когда родители скандалят каждый день, и он это слышит. Но ведь они ссорятся на кухне, когда он якобы спит, и у них есть ощущение, что он ничего об этом не знает. И когда ребенок начинает плохо учиться — они недоумевают, ведь по факту ничего в семье не поменялось, а про то, что ребенок об их ссорах все знает, родителям даже бывает неизвестно. Так возникает некая табуированная тема, которая в семье не обсуждается, но влияет на ребенка и на его успеваемость. Важно постараться увидеть ситуацию в общем, потому что родители привыкли рассматривать ее узко: «Ты стал плохо учиться, значит, ты плохо готовишься к урокам, надо интенсивней заниматься». Ситуация как будто закрывается, закольцовывается, а стоит рассмотреть ее в формате всей жизни, есть ли сейчас в жизни ребенка какие-то обстоятельства, которые вызывают у него напряжение, дискомфорт. Не обязательно дело в учебе, как правило, это связано с какими-либо отношениями. Если мы это увидим, то будет гораздо проще с ребенком разговаривать, помогать ему выражать свои эмоции. Довольно часто изменения касаются не только успеваемости ребенка, но и его поведения. Например, вежливый, спокойный ребенок может в какой-то момент стать агрессивным, задевать других детей, конфликтовать с учителем. Как правило, об этом довольно быстро становится известно родителям, и они могут очень сильно удивляться, потому что дома ребенок ведет себя совершенно спокойно и вообще, «непонятно, что вы с ним в школе делаете, что он так себя ведет». А может быть и другая ситуация, когда он такое же поведение демонстрирует и дома, и это тоже является сигналом о том, что есть какая-то стрессовая ситуация, в которой ребенок находится. Дальше сложно обобщать, потому что надо разбираться, в чем именно это напряжение. Единственное, что я могу сказать про это: если поведение ребенка стало необычно агрессивным, часто это происходит вследствие агрессивного поведения по отношению к нему самому. Если ребенок встречается с большим количеством агрессии в свой адрес, например, от взрослого, и это слишком сильная для него фигура, чтобы ей как-то противостоять или дать отпор, то злость, которая возникает в ответ, остается внутри него. Выражение этой злости обычно происходит либо через близких — братьев и сестер, либо через одноклассников, либо через учителей. Я думаю, что учителя — это такие взрослые, которые все-таки менее значимы, чем родители, поэтому с ними не так опасно выражать свою злость. Иногда реакция родителей на агрессивное поведение ребенка — наказать его, поругать, т.е. выразить еще больше агрессии в его адрес, стараясь как будто его таким образом успокоить. Как правило, это не помогает, потому что отрицательных эмоций у ребенка становится еще больше, их надо где-то выразить, и он направляет эту энергию либо вовне, либо на себя: начинает болеть, что-то с собой делать, или становится еще более агрессивным, чем был. Если родители говорят, что дома ребенок ведет себя спокойно, а в детском саду или в школе становится неуправляемым, думаю, это сигнал о том, что что-то дома не может быть выражено, похоже, там такая атмосфера, в которой какие-то чувства нужно удерживать. Либо еще один вариант: в школе происходит травля ребенка, когда одноклассники его обижают, и ему неоткуда получить защиту. Тогда ребенок становится агрессивным, потому что ему нужно просто защищаться. Сложность такой ситуации в том, что, как правило, агрессивное поведение ребенка побуждает родителей вести себя с ним строже, отстраненней, в то время как именно такой настрой и сигнализирует о том, что ребенку нужна помощь. Если родитель сможет преодолеть собственную злость в адрес ребенка и будет с ним рядом, то, возможно, получится ему помочь, иначе тот останется один на один со своей проблемой. Любое резкое изменение поведения ребенка — это повод для родителей повнимательней к нему приглядеться, попробовать не реагировать на внешнее поведение, а понять, какие обстоятельства за этим стоят. Открыть для себя, что он это делает не из желания насолить окружающим, а от невозможности выразить какие-то эмоции. Никакого удовольствия ребенку такое поведение не приносит, это просто его способ сказать, что сейчас в его жизни происходит что-то, с чем он не может справиться.