Конечно же, речь пойдет о Новом Иерусалиме – монастыре, основанном патриархом Никоном неподалеку от современного города Истра. Лучшее описание дороги к монастырю – здесь (да и вообще на этом портале много актуальной информации). От себя добавлю, что пешая прогулка от станции Ново-Иерусалимская до обители занимает примерно полчаса. Также посоветую отправляющимся в паломничество позаботиться о «хлебе насущном»: в самом монастыре ничего съестного не продается, а в качестве питья – только вода из святых источников. Горячий чай можно купить, например, в палатке у автостанции, а пирожки и фрукты – в супермаркете по дороге (он упоминается в описании). Это, кстати, тот редкий случай, когда название полностью соответствует сути – ассортимент очень приличный. Наконец, предупрежу: в монастыре реставрация. Так что если хотите увидеть его во всем блеске – придется приехать лет через пять (по плану работы завершат в 2017 году). Пока же обитель порадует не столько благолепием, сколько возможностью порассматривать строительные технологии как 17-го, так и 21-го веков. И помолиться, конечно. Мужской Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь был основан патриархом Никоном в 1656 году. Его замысел перекликался с популярной в середине 17 столетия идеей «Москва-Третий Рим». Обитель должна была стать городом-храмом, крупнейшим центром всего православного мира, воссоздающим образ Святой Земли. «Новым Иерусалимом», по одной из версий, монастырь впервые назвал царь Алексей Михайлович, побывавший здесь в 1657 году на освящении деревянной Воскресенской церкви. Филипп Москвитин «Новый Иерусалим» Топонимика монастырских территорий повторяет названия святых мест Палестины: река Истра здесь переименована в Иордан, вблизи монастырских стен журчит Кедронский поток, холмы вокруг – Елеонский и Фаворский. Также и храмы здесь расположены и названы по образу Иерусалимских. Огромный одноглавый крестово-купольный Воскресенский собор построен по образу главной христианской святыни — храма Гроба Господня в Иерусалиме, к нему пристроены шатровая часовня Гроба Господня, Успенская церковь и подземная церковь святых Константина и Елены. В соборе воспроизведены подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места погребения и воскресения Иисуса Христа. Большая часть монастыря построена в конце 17 века. Над главным храмом трудились в разное время Карл Бланк, Бартоломео Растрелли, Матвей Казаков, Андрей Воронихин, Константин Тон. В конце 19 века — начале 20 века монастырь стал важным центром паломничества (число богомольцев особенно возросло после постройки Рижской железной дороги). К 1913 году в Воскресенский монастырь ежегодно приезжали около 35 тысяч паломников. В 1919 году монастырь упразднили, открыв здесь историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим». Также большую часть территории подмосковной Палестины сейчас занимает город Истра. Больше всего монастырь пострадал не в революцию, а во время Великой Отечественной войны. В течение двух недель территория, на которой находится монастырь, была оккупирована. Уходя, фашисты заложили две авиабомбы и несколько тонн взрывчатки в Воскресенский собор, взорвали его, а также колокольню и башни. С тех пор монастырь пытаются восстановить. Реставрация началась еще во время войны, в послевоенные годы ей руководил знаменитый архитектор Петр Барановский. К шестидесятым годам завершились основные работы, а к Олимпиаде 1980 года монастырь стало можно показывать иностранным туристам. Но потом выяснилось, что проведенных работ недостаточно. С середины 1990-х годов в монастыре возобновились богослужения и монашеская жизнь. Однако Церковь делит территорию обители с музеем (подробная информация о нем тут). Итак, на сегодняшний день паломники и туристы, приезжающие в Воскресенский монастырь, оказываются одновременно в музее, на стройке и, собственно, в обители. Тут стенд, повествующий о выставке, там – бетономешалка, за ней – грядки петрушки. Воскресенский собор забран строительными лесами так, что похож на космический корабль. Но войти в него можно – внутренние переходы закрыты, зато с улицы можно войти отдельно в пещеру Гроба Господня, в центральную часть храма, к святому источнику. Попутно можно рассмотреть вскрытую старинную кладку и увидеть, как идет реставрация. Хорошо гулять в парке вокруг монастыря – Гефсиманском саду. Тут никаких работ пока не ведется, поэтому очень тихо и спокойно. Находятся даже желающие окунуться в Кедронский поток.