Всё началось с фильма… Как-то в один из вечеров по каналу «Россия» был показан фильм режиссера Андрея Звягинцева «Елена» – призер Каннского фестиваля-2011. Фильм произвел отталкивающее впечатление, оставил горечь послевкусия, тяжесть внутри и серость мироощущения…

Сюжет фильма и банален, и сложен. Жена богатого человека и мать неработающего сына от первого брака, семья которого живет за счет  ее пенсии, ради денег для своего внука решается на преступление…
Впрочем, если говорить о фильмах режиссера, имя которого в последнее время все чаще и чаще на слуху, то конек их успеха именно в показе трагизма психологического умирания человека. Отсутствие любви между двумя близкими людьми, бездуховность при видимой духовности (главная героиня фильма проявляет милосердие, ходит в церковь, молится, ставит свечи…). Но, пожалуй, самое страшное, что так умело демонстрирует Звягинцев в своих картинах, — хладнокровие («дух теплохладности», как говорят святые отцы Церкви), с которым человек позволяет своему рассудку принимать мысли смертных грехов и поступать соответственно — убивать…
И предыдущие фильмы Звягинцева («Возвращение» (2003 г.) и «Изгнание» (2007 г.)  также построены на этой «больной точке» страшной реальности нашего времени – бездуховности. После его «Изгнания», где показано неумение человека прощать и любить (а параллельно со сценой убийства звучит мотив Жизни: девочка читает вслух Послание к Коринфянам апостола Павла, где говорится, что «Любовь долготерпит, милосердствует… не ищет своего…»), и после «Елены», которую по аналогии русского эпоса никак не назовешь прекрасной,  внутрь сердца заползает мертвецкая пустота… И эту пустоту, эту удрученность не оправдывают ни-ка-ки-е «христианские мотивы» выдающегося режиссера, пособствующего изгнанию Христа из сердца зрителя.

Несколько дней я не могла отделаться от назойливой мрачности, удивляясь, какой тяжелой может быть пустота! Понимала, что ее необходимо заполнить светом: открыть окна в заколоченном доме… Только ничего у меня не получалось. Серость (цветовое впечатление от всех фильмов Звягинцева), страх и апатия (в смысле — безразличие и бездействие) давили так сильно, что казалось…  «Господи, имя Тебе – Любовь! не отвергни меня, заблуждающуюся… Господи, имя Тебе — Свет: просвети мою душу, омраченную житейскими страстьми…»,  — повторяла и повторяла я слова молитвы Иоанна Кронштадтского…

Телефонный звонок раздался в пик рабочего дня: «В субботу, 12 ноября, в Жировицах – первая общебелорусская встреча с архимандритом Ефремом, наместником Ватопедского монастыря на Святой горе Афон. Есть место в машине. Хочешь поехать?..»

о.Ефрем (справа) во время встречи в Жировицкой Свято-Успенской обители. 12.11.2011 г.

Машина едет мягко. Через два часа уже видны голубые купола Свято-Успенской Жировицкой обители. В главном храме древнего белорусского монастыря нас встречает икона Божией Матери «Отрада и Утешение» — точный список афонской святыни, привезенный греческими монахами в дар Ляденскому Свято-Благовещенскому мужскому монастырю, что под Минском. Мы, обласканные первыми знаками Любви, подходим к иконе, молимся, прикладываемся… Затем кланяемся и молимся у своей святыни – Жировицкой Богоматери. А еще через час я с интересом слушаю мягкую греческую напевность афонского старца, внимая каждому слову (с помощью переводчика), делая пометки, которые кажутся сказанными «для меня»…
«Если только предположить, только на одну секунду представить жизнь монаха (человека) без Христа?.. Наша жизнь без Христа – ноль. Монах (человек) как Симон Киринейский — для поднятия креста наших чад (ближних)»…
«Смиренномудрие – соль и лимон, которые придают вкус еде…».
«Монах (человек, христианин) обязан во всем иметь образ Христа. Один из последних святых нашей эпохи, недавно канонизированный Сербской Православной Церковью, Иустин Попович говорил, что у нас должны быть Христомысль, Христосердце, Христоволя, Христосовесть. И тогда мы имеем образ мышления Христа…».

…Осторожно осваиваю горнюю высоту, не совсем еще понимая, «зачем?», «для чего?» и «почему?» дана мне эта встреча. Не знала я толком, кто такой отец Ефрем, и мало что читала об Афоне… Но то, что я два с половиной часа, безотрывно и взахлеб, дышала чистым воздухом Любви — однозначно…
Уже потом, по возвращении домой, я найду на книжной полке «Сияние Святости» и «Старца Силуана» и, перелистывая странички, буду вспоминать и переосмысливать прочитанное много лет назад. Вспомню и то, что первая икона, подаренная мне в благословение моим духовником протоиереем Михаилом Сацюком (+1998 г.), – Иверская Божия Матерь. А в понедельник, на работе, буду более пристально рассматривать виды Святой горы Афон (картины художника Антона Овсяникова) на белых глянцевых листах большого настенного календаря с изречениями Паисия Святогорца – подарок к Рождеству 2005 года настоятеля брестского Свято-Воскресенского собора отца Евгения Парфенюка (+2008 г.).

Афон… Единственное место на планете Земля, где ни днем, ни ночью не прекращается служение Богу с самых апостольских времен. А-фон – по-гречески «не звук», тишина. Святая Тишина на Святой горе, где зародилась особая практика молитвы православных монахов, называемая «исихазм» (греч. – молчание, безмолвие). Известные монахи-исихасты — преподобный Симеон Новый Богослов, святитель Григорий Палама, а в Афонских библиотеках хранятся выборки из древних патериков о молитве и внутреннем делании, восходящие к истокам исихазма: таким именам, как Антоний Великий (III в.), Макарий Великий (IV в.), Иоанн Лествичник (VI в.)… Воистину Афон — «мировая Лампада перед лицом Бога», как сказал современный российский публицист Григорий Спичак в своем очерке об Афоне, написанном в 1994 году.
Вот так, по-новому, вошел в мою жизнь Афон, опровергая установку: Афон – не для женщин*. Афон – для всех, как для всех и для каждого – Христос. Пустота и страх отступили. Сознание миролюбиво уживалось с новым словом, сказанным афонским монахом, — Христокардия.
«…Господи, имя Тебе – милость: не переставай миловать меня».

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Родилась 12.02.1967 г. в городе Бресте (Республика Беларусь). Филолог: окончила филфак БрГУ имени А.С. Пушкина (русский язык и литература). Певчая: пою "на клиросе" Свято-Воскресенского собора г. Бреста. Пять лет была гл.редактором официального издания Брестской епархии – журнала «Брестские Епархиальные Ведомости» (ушла с рождением внучки). Работаю в Брестской областной газете "Заря". Член Союза журналистов Беларуси. Пишу стихи. Увлекаюсь фотографией. Счастливая мама и бабушка!

Другие статьи автора
новые старые популярные
Alexandry

Главное в жизни даже не то, что мы делаем, а то, как делаем, сколько добра, чистоты, любви, души вкладываем в содеянное.

И автор «Христокардии» понимает это и читателю несёт это знание.

Самое большое счастье – жить в ладу с собой, своей совестью, жить нравственно .

Нравственность – это то, что выводит человека из животного состояния и поднимает до божественных высей.

Именно об этом прекрасная миниатюра-зарисовка «Христокардия», написанная искренне, чувствующим и верующим сердцем, написанная мастером Слова.

Читая об Афоне, ощущаешь себя молящимся перед иконой с зажжённой лампадой…

Спасибо от души автору Ролич О.

Похожие статьи