Должен ли жених быть православным? Этот вопрос из тех, что обязательно по несколько раз и на десятках страниц обсуждается на православных форумах. Сколько сломано копий, сколько отгорело споров, сколько вылито эмоций… И опять стороны не приходят к единому мнению. Где истина?

Истина, как всегда, не там, где ее ищут. Все мы знаем, что святые отцы говорили о том, что предпочтительно создавать семью с людьми своей веры. Еще в III веке свмч. Киприан Карфагенский говорил, что «заключают супружеские союзы с неверными; члены Христовы предлагают язычникам». Еще раньше Сам Господь предостерегает от вступления в брак с иноверцами: «Не бери из дочерей их (иноверцев – прим. авт) жен сынам своим и дочерей своих не давай в замужество, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих» (Исх. 34, 16).

Но не надо забывать, что эти наставления были написаны достаточно давно, до революции 17 года, когда православие было нормой жизни, а брак с иноверцем становился чем-то из ряда вон. Сейчас, после долгих десятилетий жизни вне веры, вне традиций и связи поколений, нам очень и очень тяжело дается жизнь по вере, не буду уж говорить «во Христе», поскольку до этого нам вообще даже не доглядеть.

Когда меня спрашивают, за кого надо выходить замуж, я всегда рассказываю тот анекдот: два кирпича подползли к краю крыши. Один другого спрашивает:

— Ты на кого хочешь упасть?

— А вон на того дядьку. А ты на кого?

— А мне все равно, — отвечает второй кирпич, — лишь бы человек был хороший.

Мне думается, что именно эта фраза и должна сейчас быть определяющей в выборе супруга: хороший человек.

Многие православные девушки и слышать не хотят о замужестве за неверующим. Только свой, православный! А оптимальный вариант – семинарист с перспективой получения сана. Жизнь с верующим мужем представляется сплошным удовольствием: молиться будем вместе, в храм ходить будем вместе, причащаться будем в один день, спать не ляжем, пока не помиримся. Конечно, очень хочется, чтобы супруг разделял твои убеждения, но, к сожалению, за этими мечтами опять видно желание свести жизнь к соблюдению набора ритуалов, расстановка приоритетов не на тех местах, стремление обеспечить себя семейным счастьем путем исполнения неких предписаний.

Жизнь расставляет все по своим местам, и порой расставляет настолько по-своему, что может вынудить пересмотреть свои ценности полностью. Практика показывает, что в семьях, где оба супруга придерживаются православной веры, конфликтов и разногласий не меньше, чем в семьях смешанных или полностью неверующих, и, что самое интересное, и на религиозной почве тоже. Бывает, что супруги начинают спорить на предмет большей «благодатности» своих духовников, упрекают друг друга в недостаточном благочестии, воюют по поводу строгости постов или дозволенности телевизора.

Я очень люблю Ивана Сергеевича Шмелева, перечитывала«Лето Господне» много раз, и не перестаю удивляться тому, насколько гармонично выстраивали верующие люди свою жизнь. Да, у них были собственные перекосы, кое-что нам, религиозно образованным, может показаться неправильным или даже кощунственным. Но у них было главное: они стремились соединить свою религию с жизнью. Вера органично вплеталась в их быт, религия и традиция становились как бы двумя ногами у одного тела, делающими согласованные и правильные шаги.

Сейчас же у нас полностью утрачен институт православной семьи. Как уже говорили здесь – модель православной семьи, предложенная современному обществу, оказалась нежизнеспособной.  Результат: огромное количество разводов среди верующих, огромное количество уродливых семей, в которых, как правило, страдает и терпит женщина. Происходит это все по той же причине: восприняв форму, мы забываем о содержании и превращаемся в «медь звенящую». Наши две ноги, быт и вера, делают несоразмерно разные по ширине шаги, и в результате «тело» падает.

Когда-то один умудренный жизнью протоиерей сказал мне: «Очень полезно пообщаться с немецкими протестантами. Поучиться христианской жизни у них, перенять опыт соединения жизни и веры». Меня тогда очень возмутили его слова. Нам, православным, учиться у еретиков?! Я с трудом сдержала презрительное фырканье. Сейчас, годы спустя,  я понимаю, что именно он хотел донести до меня. На самом деле, у очень и очень многих православных вера отдельно, а жизнь отдельно. Выходя из церкви, многие как будто оставляют свои религиозные убеждения в церковной ограде, и превращаются в самых обычных людей, ни чем не отличающихся в своем поведении от атеистов.

По этой причине не стоит возлагать большие надежды на брак с православным. Наши представления о вере искажены, преемственность утрачена. Вполне справедливо замечание, что семьи неверующих часто бывают куда лучше и крепче, чем семьи православных. Потому что те просто любят, и все. Они не заморачиваются условностями и не пробуют втиснуть свою семью в свод законов и правил. Мы же, в массе своей находящиеся в неофитстве, не зная, как же на самом деле надо жить по-православному, пытаемся что-то выстроить по книжкам, да еще начинаем ломать ближнего.

Если до революции быть православным было естественно, то сейчас это противоестественно. До революции 90% населения жили в рамках православия, жить иначе означало быть белой вороной, неспроста существовало слово-клеймо: нехристь. То есть не знающий Христа. Приняв православие, человек сохранял эту традицию до конца своих дней, уходы были единичными эпизодами. Сейчас среди верующих — духовный разброд, можно сказать, что подавляющее большинство, проведя в храме по 15-20 лет, так и остались на стадии неофитства. На приходах наблюдается непрекращающаяся «текучка»: кто-то уходит, кто-то приходит, общины в большинстве случаев несплоченные, более-менее устойчивые держатся исключительно за счет харизмы священника: яркие, неординарные батюшки привлекают на приход большое количество прихожан. Уходит священник — и приход разваливается.  Очень много людей уходит из религии и становится просто сочувствующими, иногда по старой памяти забегающими в храм поставить свечку и постоять на молебне.

На этом фоне мне кажутся странными разговоры об обязательном замужестве за верующим. Сейчас верующий человек нестабилен. Да и кого сейчас можно назвать верующим?  Что такое современный верующий? Вчерашний атеист. Вера в нем слаба, зиждется на эмоциях и жажде новизны. Разгул страстей, свобода совести, изобилие искушений делают крайне сложным хранение своей веры. Сегодня он усердно посещает храм и даже подумывает о семинарии, а завтра в своем ЖЖ насмехается над «православнутыми» и выдает циничные реплики в адрес духовенства, а послезавтра он вообще может податься в ислам или буддизм. Примеров масса.

С другой стороны, нынешний сочувствующий и равнодушный к вере вполне может стать верующим. Тот, кому привито хорошее воспитание, с уважением будет относиться и к вашим религиозным убеждениям, даже не разделяя их. Очень много примеров, когда любящий супруг из уважения ко второй половинке начинает посещать богослужение, просто так, поначалу даже не имея желания ознакомиться с азами веры, но затем проникается красотой и искренностью службы, и тоже приобщается к церковной жизни.

В такой ситуации на первое место встают личные качества избранника. Не то, как часто он причащается, не количество читаемых акафистов, а то, насколько он способен понять, оказать поддержку, насколько он ответственен, существует ли для него понятие долга. В принципе, именно эти качества являются благодатной почвой для посева зерен веры, ведь, думаю, что все с этим согласятся, если человек аморален и безнравственен, то, начав соблюдать внешнюю форму христианства, он так и останется тем, кем был до этого.

Исходя из всех вышеизложенных размышлений, мне кажется, что при выборе жениха, да и невесты тоже, во главу угла надо ставить задачу создать хорошую семью, а станет ли потом эта семья полностью православной – как Бог даст.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Год рождения 1970. Воспитываю троих сыновей. Пишу художественные рассказы. Победитель конкурса рассказов форума ЭКСМО 2010 (группа не издающиеся), 3 место в конкурсе новогодних рассказов форума ЭКСМО 2010 г, 1 место в 1 туре, 4 место во 2 туре и приз зрительских симпатий в конкурсе детективного рассказа форума ЭКСМО 2011 г, 1 место в конкурсе рассказов "Кто мой ближний" 2011 г. на Православном Творческом Портале. Номинировалась на национальную премию "Писатель года" 2011 г.

Другие статьи автора
новые старые популярные
5julia68

Лилия, по ходу чтения возникло несколько мыслей. попробую попонятней изложить.
1. в семье 1 верующий супруг-очень тяжело. свой опыт, опыт подруг. где взять в себе столько святости. конечно, во многом этот верующий муж-жена ведет себя неправильно, но в поисках этого правильного можно просто возненавидеть друг-друга и никакой радости от супружества не получить.
2. вы правильно сказали о протестантах. они сильны служением. а служение-это и есть взаимоотношения.
3. так вот, учитывая опыт тех, у кого это хорошо получается, разрабатывать новую модель семьи. по-моему, это нереально.
4. я -пессимист

Лилия Малахова

Зачастую тяжесть создают верующие жены, которые заставляют мужей поститься и воздерживаться, запрещают смотреть телевизор, начинают воевать с неверующими родственниками. Тяжело бывает с человеком, негативно настроенным против Церкви. А в остальном, сколько я ни наблюдала смешанных пар, инициаторами всех сложностей являлись верующие супруги (и мужья, и жены).
Разрабатывать новую модель, наверное, громко сказано, но думаю, если сейчас начать менять направление проповедей, то через 20 -25 лет что-то изменится. 🙂
А я вот оптимист. 🙂

5julia68

ну, пусть хотя бы направление проповедей. это и есть -внедрение в головы новой модели.

Лилия Малахова

Конечно. 🙂 Старые советские методы — агитация и пропаганда. :)))

feygele_bird

тут проблема может быть, если Вы внезапно воцерковились, а муж вдруг встал на дыбы и оказался воинствующим атеистом. А если это спокойный неверующий, проблема-то в чем?
Вера-это дар и не у всех она есть. Я, девочки, положа руку на сердце скажу, что я встречала среди людей неверующих большое количество очень хороших, добрых, милосердных людей. Для меня в этом Христос, а не в количестве акафистов.

Лилия Малахова

Трения бывают, как у всех. Но до красных тряпок среди моих знакомых не доходило. Была одна молодая пара, у которой начались сложности после того, как жена уверовала. Сложности возникли на почве воздержания. Священник сказал жене, чтобы мужу не отказывала. И все утряслось. А сейчас муж порой и сам детишек на причастие приводит, хотя сам не участвует.

TanushaZaitseva

Думаю, в 3 веке православие не было нормой жизни. Поэтому как раз и имеет смысл прислушаться к Кириллу Карфагенскому. Наша ситуация ближе к той, что была в России до 17 года.
Ну а так- конечно, на личные качества ВЕРУЮЩЕГО избранника смотреть нужно. Как же без этого.

Лилия Малахова

Я не могу согласиться со схожестью нашей ситуации с ситуацией третьего века. Это период активных гонений, христиане вели обособленную жизнь, часто тайную, и выйти замуж/жениться за нехристианина означало зачастую рассекретить свою общину и подвергнуть опасности братьев по вере. Выбору спутника жизни по этим причинам уделяли очень пристальное внимание.

TanushaZaitseva

Активные гонения были далеко не все время. Это зависело от конкретного императора. А так можно было прожить жизнь без гонений. Сходство нашего времени со временем до Миланского эдикта именно в том, что мы живем в обществе нехристианском. А уж насколько враждебно оно реагирует на христианство — зависит от конкретного момента. И именно за счет того, что общество вокруг нехристианское, и не нужно смешиваться с этим обществом в собственной семье. Это вопрос совместимости ценностей мужа и жены. Если у жены на первом месте в системе ценностей Бог, а у мужа Бог в эту систему вообще не входит, то им будет сложно… Читать далее »

Лилия Малахова

Если говорить о совместимости ценностей, то христиан ценности весьма совместимы с кодексом чести коммуниста. Я думаю, что если расхождение ценностей не выливается в конфликт, то оно имеет право быть. Ни то не гарантия, ни это не гарантия.

TanushaZaitseva

Пошла, посмотрела этот кодекс в интернете. Не буду спорить, там много хорошего. Да и в языческих системах нравственности было много хорошего, к слову сказать. Но сравните, пожалуйста, вот эти "заповеди": " Ненавидь угнетателей, буржуя во всех его проявлениях, убийц, паразитов, продажных людей и прочих любителей денег, как смысла жизни! Будь справедливым! Воздавай каждому за его заслуги, исправляй недостатки товарищей, уничтожай изменников, вооруженных врагов. " и вот эту "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас. благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас". Неужели это похожие системы ценностей? К слову сказать, высшая ценность для коммуниста, та, которой он служит… Читать далее »

Лилия Малахова

А можно вспомнить "ненавидь врагов отечества, врагов веры гнушайся". Высшая ценность для коммуниста — власть, служение коммуниста заключалось в служении власти. Идеи разные лежат в основе у коммунизма и христианства. Но все равно и коммунисты разные и христиане разные.

TanushaZaitseva

Да. я тоже вспомнила эту фразу. И подумала, что православные по сути чаще руководствуются кодексом чести коммуниста, чем Писанием. Не вижу, почему для коммуниста высшая ценность власть. Ни из одного программного документа это не вытекает. На чем Вы основываетесь, когда это говорите? Думаю, христианство нельзя свести к идее. И в этом еще одно его отличие от коммунизма. А так все разные, да. Я же и не предлагаю голову отключать. Но просто я не представляю, как можно жить с человеком, пусть и очень хорошим, которому совершенно чуждо все, что для тебя главное. Невозможность это разделить с самым близким, по идее человеком… Читать далее »

Лилия Малахова

Основываюсь на практике. Весь социализм-коммунизм, компартия это была гигантская система, призванная помогать власти удерживаться у власти, сорри за каламбур. Так называемая забота о народе была всего лишь прикрытием истинной цели — поддержка существующей власти. Судя по всему, Вы не застали этих времен, а я застала и очень хорошо помню, что говорилось на комсомольских и партийных собраниях. Ни о каком народе и речи не было — государство. А государство это синоним власти.
Любовь — как море, чем я больше трачу, тем шире становлюсь я и богаче (Шекспир). Любящее сердце покроет все расхождения, жить-то не с религиозными убеждениями, а с человеком.

TanushaZaitseva

А насчет протестантов согласна — у них есть чему поучиться. Вера с жизнью у них действительно не расходится. Кстати, если уж ставить вопрос так, что замуж необязательно выходить за православного, логичней выйти за протестанта — христианин все-таки.
Они, кстати, тоже поголовно против браков с неверующими.

tim_vika

Лилия, согласна с Вами, у меня перед глазами несколько примеров, когда девушки, выходя замуж, за неверующих людей, приводили их к вере. Но здесь мне кажется важным, что вторая половина не должна быть воинствующим атеистом, или глубоко верующим из другой религии, в этом случае вероятность счастливого брака ничтожна.

Лилия Малахова

Конечно. Не стоит связывать свою жизнь с тем, кто явно выступает против твоих религиозных убеждений. Но, по-моему, воинствующие атеисты получаются из людей с ранеными моральными ценностями. 🙂

feygele_bird

Лилия, я Вас люблю. Я замужем за неверующим и в браке очень счастлива. Мне кажется, это крайне сложно, найти человека верующего и , к тому же, заботливого, нежного, интересного и понимающего. То есть они, разумеется, есть, но либо уже несвободны. Если я бы делилась тем, что у меня внутри,какие страхи, комплексы и переживания, а человек бы мне говорил: "Молись, постись и слушай радио " Радонеж", то я бы быстро впала в депрессию. Апостол Павел уже говорил важные слова про то что неверующий супруг спасается верующим. Мой муж не воинствующий атеист, просто у него нет веры, ему все это кажется странным,… Читать далее »

Лилия Малахова

Молодцы. Совет вам да любовь.
Сейчас вообще найти порядочного мужчину и чтобы без комплексов матери и с правильной ориентацией сложно. 😉

feygele_bird

Спасибо Вам, пешите исчо, аффтар!))

Лилия Малахова

:)))
Немеет сердце в сладкой боли,
спадает локон на плечо:
Я к вам пишу, чего же боле?
— Ржунимагу, пышы исчо!

feygele_bird

ААА. это откуда?

Лилия Малахова

С просторов интернета. 🙂

aktovegin

Да, в силу социальности моей профессии общаюсь с множеством семей, и Ваш случай очень распространен (и слава Богу). Моя кума (мать с двумя детьми) повенчалась по благословению с православным мужчиной, который вел активнейшую приходскую жизнь. После свадьбы он стал вести ее еще активнее. Чтобы прокормить двоих малышей и нового члена семьи (мужа), убивалась на трех работах, приходила в 11 вечера, начинала убирать, готовить. Хорошо, что новые свекры стали помогать с малышами, пока их сын служил алтарником, вел беседы с прихожанами за чашкой чая. Да, в пять утра он поднимал полумертвую от усталости жену, чтобы та не забыла прочитать утреннее правило… Читать далее »

feygele_bird

А Вы тут читали две страшные истории: одна просто про жизнь без любви, потому что их духовник поженил, а вторая вообще жуткая, как некий поп бил свою жену и всячески измывался?
В общем, хороших людей есть и там, и там. Может быть даже поровну.

aktovegin

читали (((

Лилия Малахова

Повенчалась по благословению… Слов нет.

aktovegin

Там все непросто. Благословил ОЧЕНЬ известный священник, которого почитали как старца (хотя обычным приходским священником был). У него на приходе было много невенчанных пар, живущих в гражданском браке (т.е. зарегистрированных в ЗАГСе), которых он не благославлял венчаться. Мою подругу благословили на венчание и не благословили на ЗАГС. И при разводе батюшка не выказал ни удивления, ни порицания. Возможно, здесь был какой-то смысл, которого нам не понять.

Лилия Малахова

Бесноватая, с креста сошла, терпеть не хотела и его тяготы носить отказалась. :))) Бывает.

feygele_bird

О верующих и неверующих давно хотела написать, раз уж тут в комментарии немного об этом написала, в общем, я очень давно не делю людей на верующих и неверующих. Да, мне приятно узнать, что глубоко симпатичный мне человек оказался православным христианином, я всегда этому радуюсь. Но даже если он неверующий или вообще симпатизирует буддизму, то никакой неприязни у меня это не вызовет. Я давно отметила, что если ты в соцсетях в православной группе разместишь объявление с просьбой о помощи и перепосте, то перепостят и отпишутся единицы, тогда как в теме о Пусси Райот сотни комментариев. Просишь разместить объявление на православном паблике-… Читать далее »

feygele_bird

Если я говорю мужу, что я ложиться не буду, потому что хочу сходить на Литургию или сегодня приду утром, потому что иду на Пасхальную или Рождественскую службу, то он говорит: " Ага, я понял". У него есть знакомый священник, муж его крайне уважает, тот ему кажется отличным мужиком. В моем родном городе служит батюшка, я дружна с его супругой. Мы с мужем ходили к ним в гости. Просидели там часа четыре и еще, когда нас отвезли на машине, мы сидели в машине и расстаться не могли. Муж, напоминаю, неверующий. Да, бывает, мы в чем-то несогласны и мужу многое не нравится… Читать далее »

Лилия Малахова

такому мужу надо при жизни памятник ставить и фото на доску почета вывешивать. 🙂

aktovegin

Моя знакомая вышла замуж за неверующего человека (но, "равнодушно" неверующего). Причем, ее мать, которую та очень почитала, почти насильно выпихнула за него замуж: "надежный парень, иди". А у той роман был с православным юношей, который был…женат, но жена его не понимала и т.п. и т.д. Через год после свадьбы молодую цветущую женщину разбил недуг, за две недели стала инвалидом. И единственное, что держит ее в жизни уже 10 лет, это любовь и поддержка ее мужа-атеиста. Который работает на двух работах, чтобы устроить им быт, купить лекарства. А в воскресенье встанет пораньше, чтобы отвести жену к литургии (сам гуляет вокруг храма).… Читать далее »

feygele_bird

Так во многих неверующих Христа больше, чем в верующих. Я уже писала, что есть такое понятие: " православие без Христа", оно мне очень нравится. Люди следуют букве, во время поста вместо добрых дел будут смотреть состав на этикетке, нет ли в пряниках случайно яйца), вместо заплаканного лица девушки, зашедшей в храм, увидят ее обтягивающие джинсы. Для меня Христос — это любовь и милосердие, если они есть в другом человеке, значит в нем есть немножечко Христа)
Хочу сказать спасибо всем девочкам с Матрон и всей редакции за Ваши статьи и комментарии, я сюда заходила скептически, а теперь в полном восторге!

Спасибо!

Лилия Малахова

Дай Бог сил и здоровья этому мужчине! Вот молодец! Уверена, Господь его без участи не оставит.

Meisje

Очень хорошая статья, спасибо! Мне жаль бедных девушек, которые ищут не будущего мужа, а именно "семинариста-академиста". Если не ошибаюсь, но ещё не так давно их называли ХБМ (аналог некоторых семинаристов ХББ). :))) Грустно, что на первый план ставится это, а не характер, умение общаться будущего мужа. Да и в данной среде проблем хватает — у него папа — протоиерей, а у неё папа — водитель автобуса — мезальянс, ибо куда же ей в такую благочестивую семью, не достойна! :)) Я знаю связщенников ( чаще всего это мужчины, которые пришли в сан уже взрослыми и опытными, многое повидав в жизни, так… Читать далее »

Лилия Малахова

Да, Вы правы. Прилагательное "православный" не знак качества.

Meisje

Знаю успешные семьи, где он — иностранец, она — русская. Хорошо живут, взаимопонимание. Не в вере дело, а в отношениях. И если мужчина (будь он православным, иудеев и прочая) не в грош жену не ставит и вера ему нужа только для того, чтобы ею по темечку жене стучать…. то хоть вызубри наизусть Библию, хоть каноны все изучи, а грош цена такому верующему.

aktovegin

Лиля, спасибо за статью. Во многом Вы правы. Но здесь сразу надо уточнить (ИМХО), что НЕправославие бывает разное: одно дело, когда мужчина просто живет как его учили, о семье заботится, работает на двух работах, а о "поповском пусть попы думают" . Другое, т.н. "задумчивые" юноши, которые без конца ищут смысл бытия: вот с ними православной жене будет тяжело; представьте, вы собираетесь на всенощную, а вслед вам летят цитаты из Конфуция. Я уже не говорю о браках с воинствующими мусульманами (ну не верю я в "дружбу народов в отдельно взятой семье").

feygele_bird

Лиля потому и написала о хорошей семье, которая, дай Бог, станет православной)
Хорошая семья-это Ваш герой-атеист и его жена.

aktovegin

да, дай им Бог. Хотя,в этом атеисте христианства больше, чем в некоторых активных прихожанах. Ничего, говорят, что хорошая жена за собой мужа в рай проведет 🙂

Лилия Малахова

Ой, а с искателями смысла жизни тяжело если они и в православие верят. 🙂 Тебе надо денег раздобыть, чтобы детей к зиме одеть, а тебе вслед летят цитаты о Марфе и Марии. :))) И ващще — о вечности думать надо, а не о тапках. :)))

Похожие статьи