В редакцию журнала Матроны.РУ пришел вопрос от нашей читательницы: «Как понять, что грех прощен? Ведь есть такие люди, которые могут по 10 раз с одной и той же историей ходить на исповедь и всё равно чувствовать свою особую ущербность и греховность. Кто-то сделал аборт, кто-то изменил, кто-то просто соседского кота ногой пнул, и это увидел сосед… Разные ситуации, но одно и то же чувства, что «нет мне прощения». Как быть, что делать?» Отвечает диакон Виталий Богданов. Вопрос актуальный. Чувство собственной прощенности – это нормальное состояние для человека. Состояние некого катарсиса, чувство очищения, искупления. Это попытка избавиться от гнета из-за ощущения своей вины, которое становится тяжелой ношей, мешающей дышать полной грудью, которое лишает нас сил, данных нам для того, чтобы мы стремились совершать такие дела, которые Господь называет добрыми, радовались собственной жизни и любили бы своих близких «как самих себя». Чтобы разобраться в заданном вопросе, необходимо сразу разграничить такие два понятия как «совершенный грех» и «испытываемое чувство вины». Есть разница в том, как люди относятся к одним и тем же событиям своей жизни, как воспринимают жизненные обстоятельства. Так, люди по-разному могут оценивать тяжесть совершенного поступка, по-разному относиться к его совершению. И в итоге, через это отношение, могут выбирать путь, по которому они пойдут. Возьмем для примера всеми известный характерный образ такого персонажа Библии как Иуда Искариотский, человека, который за тридцать серебряников предал Христа. Абсолютно все учителя Церкви и толкователи Священного Писания сходятся в мнении, что главной причиной такого его поступка было сребролюбие. Человек этот имел денежный ящик, пристрастие к деньгам. Есть мнение, что Иуда, считая Христа всемогущим, верил, если выразиться современным языком, что Он «выкрутится» из сложившихся обстоятельств в любом случае. А Иуда так или иначе обогатится на эти тридцать серебряников. И когда этого не случилось, когда Христа предали на распятии, тогда Иуда пережил чудовищную ночь на суде у первосвященников, а затем суд у римского прокуратора Пилата и чудовищное избиение римскими Скорпионами (это было такое орудие пыток). И когда Иисус был окончательно осужден на распятие, то Иуда увидел эту необратимость, увидел к чему привел его поступок, и, конечно, как говорят все евангелисты, он раскаялся. Иуда побежал назад к своим кредиторам, людям, которым он предал Христа и сказал: «Согрешил я, предав Кровь невинную». Первосвященникам уже не было до этого никакого дела, они получили то, что хотели. И сказали, что это твои проблемы, смотри уж теперь сам. Уйдя от них, как сказано в Писании, Иуда пошел в Храм, бросил на пол полученные тридцать сребреников, а после пошел — и повесился. Второй образ – это Апостол Петр, человек, который на Тайной Вечере, всего за несколько часов до ареста Христа, «бил себя в грудь», утверждая, что, даже если все ученики разбегутся, оставив Христа одного, как учитель и предрекал, он-то, Петр, Его точно не бросит. Даже если для этого придется умереть. Христос ответил тому : «Ты душу свою положишь за Меня? В эту самую ночь, прежде, чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня!». Так в итоге и случилось. Не первосвященники, не римские воины, а какая-то простая служанка архиерейского двора задала вопрос: «Послушай, ведь это ты был с Иисусом из Галилеи?» На что Петр испугался и по человеческой слабости своей сразу стал клясться и божиться, что он не знает Иисуса – и пропел петух. Так Петр отрекся от Христа, первый раз Его предал. Конечно, он не был причиной смерти Христа, но по сути и Иуда не был прямым виновником Его смерти. Убить Иисуса иудеи пытались и раньше. Им был нужен лишь удобный повод, и на месте Иуды мог оказаться любой другой человек. Вопрос в том, что они оба — и Иуда, и Петр — предали Христа. Но все же после Апостол Петр не отказался от своего Учителя. И, когда Христос воскрес, Петр одним из первых стал свидетелем этого Воскресения. И когда Христос обратился к нему, сказав: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они?», Петр ответил : «Господи, Ты же все знаешь, знаешь, что я люблю Тебя». И Христос сказал ему: «Паси моих овец», будь снова моим апостолом и учеником. Он простил Петра. Самое важное отличие Иуды от Петра состоит в том, что Иуда не верил в прощение. Если бы он пришел на Голгофу к распятому Христу, упал бы к Его ногам и сказал бы: «Равви, я согрешил, прости меня!», конечно же Иисус простил бы его. Но Иуда этого не сделал. Почему? Конечно, мы до конца так и не узнаем причин подобного поступка, но скорее всего, Иуда так же, как не верим мы, не верил в возможность прощения. Виной всему была его гордость – он посчитал себя настолько великим грешником, что прощения ему быть не могло. И нам стоит задуматься: хотим ли мы такого исхода? Мы должны верить в Божье всепрощение. Нет греха, который мог бы победить человеколюбие Божье, потому что все мы – Его дети, а Он – наш Небесный Отец. Он любит нас и ждет нашего возвращения так же, как отец ждал возвращение блудного сына в знаменитой притче Христа, когда, увидев сына на горизонте, отец побежал на встречу ему, встретил с радостью и устроил в честь вернувшегося и раскаявшегося своего сына торжественный пир. Смотря на эти два примера Иуды и Апостола Петра, мы должны сделать для себя выбор: что нам ближе? Ведь путь Иуды в конечном итоге предполагает гибель. Не только души, но и тела. Путь Петра через раскаяние несет спасение. Чувство вины – это, пожалуй, самое большое искушение, которое есть на жизненном пути человека, которое заложено в его психологии. Осознание своей немощи и желание исправляться приносит покаяние и мир в душе. Но когда человек многократно кается, но продолжает чувствовать свою вину, здесь самое время задуматься, а не является ли это бесовским наваждением, не является ли это зарождением страсти отчаяния, корнем которого является человеческая гордость? Ведь если сам Христос тебя простил, примирил с самим собой через Таинство Исповеди, то как можешь ты продолжать себя осуждать за тот или иной поступок? Если чувство вины продолжает беспокоить, к этому стоит относиться достаточно спокойно. Ведь мы теоретически знаем, что прощены. И для того, чтобы быть в мире со своей совестью, конечно же, чаще всего лучше не просто исповедоваться, но еще и помириться с теми людьми, которым мы, может быть, причинили это зло. Часто мы можем примириться с ними в душе своей, но не сказать ему в лицо: «Прости меня, я был не прав». Иногда достаточно поступить таким образом для того, чтобы избавиться от того чувства вины, которое мы ощущаем. Как правило, если мы встретим хотя бы просто нейтральное отношение, этого будет для нас достаточно. Если же такое примирение по каким-то причинам невозможно, мы все равно должны спокойно молиться Богу. И верить в то, что в силу Своего всемогущества, Своей любви Господь нас прощает, когда мы искренне желаем избавиться от совершенного нами. И грех этот уже не довлеет над нами, и не может быть в нем, прощенном самим Господом, нашей неискупимой вины.