В редакцию портала Матроны.РУ пришло письмо от нашей читательницы: «На днях моя подруга поставила меня в тупик своим вопросом: «Когда в православных храмах будут причащать одноразовыми ложками? Как можно облизывать одну ложку и запивать из одной посуды? Я не могу заставить себя причаститься, т.к представляю себе все эти микробы и я просто в ужасе. Вот если бы сделали реформу, начали бы пользоваться одноразовыми ложками, намного больше людей пришло бы в храм! Надо в конце концов быть цивилизованными». Если честно, я не знаю кроме нее людей, которых бы останавливала от причастия эта причина. И я не смогла как-то внятно и убедительно ответить на ее замечания».

На вопрос отвечает диакон Виталий Богданов.

Хочу заранее попросить прощение за то, что мой ответ может показаться излишне категоричным и даже жестким, но я скажу правду: подобное мнение на самом деле, что бы ни думал человек, является всего лишь отговоркой. Отговоркой, в которой совершается попытка оправдать нежелание идти в храм, переломить какие-то свои тайные внутренние проблемы, мешающие приступить к исповеди, к таинству покаяния и соединения с Христом в Таинстве Евхаристии.

Я, немного забегая вперед, скажу, что Римско-католическая Церковь в XX веке пошла подобным путем и, решениями Второго Ватиканского собора, сделала максимально комфортным и удобным для людей участие в богослужении. Месса была переведена практически на все существующие языки, была укорочена до неузнаваемости (продолжительность составляет сейчас в среднем 20 минут), необходимость особой подготовки к Таинству Причастия была сведена до минимума, также практически был упразднен евхаристический пост.

И, конечно же, для соблюдения гигиены в католической церкви не существует причастия под видом Тела и Крови Христовой. Только облатками — маленькими частичками хлеба, приложенными в таинстве Евхаристии к Крови Христовой. Но, как показала практика, всё это движение, направленное как бы к человеку, созданное для предоставления ему максимально комфортных условий, принесло совершенно противоположные плоды. Римско-католическая церковь потеряла остатки своей паствы. Сегодня большинство католических храмов в Западной Европе в лучшем случае продается под музеи, в худшем – их выкупают представители частного бизнеса и организуют в них ночные клубы, гостиницы, бары, рестораны.

Не так давно мой знакомый православный священник из Голландии, иеромонах Серафим Станхард, который служит в Гаагско-Нидерланской епархии РПЦ, за смешные деньги выкупил у католического аббата целый монастырь на окраине Амстердама. Этот аббат предпочел, чтобы, пусть даже за копейки, но продаст этот монастырь православному священнику, который со временем организует там православную монашескую общину, чем за хорошие деньги это здание купят люди, которые сделают там в конце концов место непотребства. Представьте себе, какие чувства должен испытывать настоятель храма, если он будет знать, что через некоторое время в монастыре, который он продал за какие угодно деньги, будет устроен, например, ночной клуб.

К сожалению, это норма для современной Западной Европы. Люди, несмотря на созданные для них все комфортные условия, не идут в храм. Вопрос: почему? Причина того, что они не хотели идти в церковь, не хотели причащаться, была вовсе не в отсутствии гигиены, вовсе не потому, что тяжелыми и неподъемными были правила подготовки к Таинству Причастия. Причина была в другом: они не хотели. А эти условия были лишь отговорками, и когда их устранили – люди как не ходили, так и не пришли.

Что я могу сказать по поводу гигиены Таинства Евхаристии. Христос, его Божественное тело и Божественная кровь – это, по словам святых отцов, «Огнь попаляющий». Если вы почитаете молитвы перед причастием, вы увидите, как святые отцы представляют себе Тело и Кровь Христову. Это Божественная сила, очищающая всякую скверну, не только духовную, но и физическую. Если какой-то человек, приобщаясь Тела и Крови Христовой имеет заболевания, они не могут никаким образом коснутся евхаристических сосудов.

Представьте себе святых апостолов на Тайной Вечере, которые бы спрашивали Учителя: «Равви, а ты не болен ли какой-нибудь болезнью?» А ведь в те времена существовали самые разнообразные смертельные болезни. И никто из апостолов, это даже немыслимо представить, не могли спросить друг у друга: «Скажи, Петр, а не болен ли ты какой-нибудь заразой?». Это было просто бессмысленно. Ведь ученики верили в Божественную силу и благодать. И сегодня мы знаем из практики церковной жизни, что к чаше подходят самые разные люди, с самыми разными болезнями. И никому не приходилось сталкиваться с тем, чтобы кто-то мог ими заразиться.

Я приведу пример из личной практики. Однажды мне пришлось участвовать в совершении Божественной Литургии в тюремном храме. Вот представьте себе, что такое тюремный храм? Это колония общего режима, где содержатся в заключении самые разные люди. Среди них есть те, кто болен очень серьезными болезнями, в том числе разными формами туберкулеза. Наверняка вы знаете, а если не знаете, я расскажу: дьякон после литургии «потребляет» всё, что осталось после причастия в евхаристической чаше.

Представьте, что бы было, если бы я думал о гигиене, о том, что могу заразиться туберкулезом или еще какой-нибудь опасной болезнью. Я бы просто не смог прикоснуться к чаше! Но как любой верующий человек, я отдавал себе отчет в том, что, даже если какой-то микроб, какая-то, как вы говорите, бактерия, могла попасть туда, то Божественная Благодать, в силу моей веры, всё это уничтожит. Может быть, этот микроб не будет физически стерилизован, уничтожен, но вам, мне, любому другому причастнику, не сможет доставить никакого вреда.

Как сказал Апостол своим ученикам перед Вознесением на Небо: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; …будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мк. 16, 17-18).

В Книге Деяний описана такая история: апостол Павел, путешествующий на корабле со своими спутниками, был выброшен штормом на берег, где они нашли пристанище у местных жителей, стали разводить костер. И вот, чтобы помочь своим собратьям, Павел взял охапку хвороста, собираясь бросить её в костер. И из хвороста вылезла ядовитая змея и повисла у него на руке. Все окружающие сказали: «Ну точно, этот человек был грешником, преступником. Вот он спасся от моря, от шторма, но и тут Суд Божий настигает его своим наказанием». А Павел меж тем взял спокойно в руки змею и отбросил в сторону, и она ему никакого вреда не причинила. И тогда это событие так глубоко потрясло очевидцев, что они стали думать наоборот, что он бог, который сошел к ним на землю в человеческом обличии. Хотя причина была в том, что в своем сердце Павел имел образ Господа, и доверял Ему свою жизнь.

Вот о чем стоит всегда помнить, когда Вас терзают сомнения. Господь всесилен. Но то, как будет осуществляться действие Благодати Божьей, будет зависеть в том числе и от нашей веры. Если человек действительно опасается подхватить какую-то инфекцию, приняв участии в Таинстве Евхаристии в той форме, в какой она сейчас существует, я могу сказать следующее: любую из инфекций можно подхватить в каком угодно месте. Наш мир вообще исполнен разнообразных опасностей.

Можно не только подхватить инфекцию, можно споткнуться и упасть, нас может сбить автомобиль, когда мы идем на наш зеленый свет по пешеходному переходу. И если мы о каждой опасности будем так пристально думать, то, следуя подобной логике, нам не только не стоит подходить к чаше во время причастия! Нам стоит запереться у себя в квартире, делать каждые 5 часов кварцевание и никуда больше из дома не выходить. Но, Вы сами понимаете, это абсурд. Здесь просто стоит волевым усилием себя дисциплинировать, где-то даже пересилить  — и прийти в храм. Посмотрите, ведь приносят маленьких детей, грудничков, приходят 80-летние старушки – те, кто априори обладает слабой иммунной системой. И до них причащаются самые разнообразные люди. Мне, за девять лет моего служения, не приходилось слышать даже краем уха, что кто-то заболел после причастия. А вот об обратном — о случаях телесного исцеления, о случаях духовного прозрения – мне приходилось слышать и даже встречать таких людей.

Если мы не может пересилить себя и подойти к евхаристической чаше, потому что считаем, что там какие-то микробы, инфекции, от которых мы желаем оградить себя, мы можем вполне подхватить ту же самую инфекцию в любом другом месте. И тогда нам, наверное, будет стыдно, что мы боялись подойти к Христу, когда он звал нас: «Придите, едите Мое Тело». Он для нас принял смерть на Кресте и дал нам этот бесценный Дар. А мы желаем пренебречь им, ссылаясь на какие-то мнимые опасности. Но эти опасности подстерегают нас на каждом шагу, об этом стоит помнить. Помнить о словах Христа: «По вере вашей да будет вам» (Матф.9:29).

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Клирик храма Воскресения Христова г. Воронеж, руководитель пресс-службы Воронежской епархии

Другие статьи автора
новые старые популярные
Анастасия

Спасибо за статью, всегда душой всё это понимала, а словами выразить не могла. Верую, Господи, помоги моему неверию …

Виталия

Спасибо за статью. У меня всплыл давно появившийся вопрос (заранее прошу прощения, если кого-нибудь обижу. но это действительно важно для меня, я периодически об это спотыкаюсь): вот эта фраза "Но как любой верующий человек, я отдавал себе отчет в том, что, даже если какой-то микроб, какая-то, как вы говорите, бактерия, могла попасть туда, то Божественная Благодать, в силу моей веры, всё это уничтожит" она что означает? Что Божественная благодать действует только по моей вере? Тогда может быть это самовнушение? Помните сеансы Кашпировского- у людей. которые ему верили что-то происходило. И что, если я о чем-то прошу на протяжении 18 лет… Читать далее »

mamilochka

Эти вопросы для целой статьи))) При чем здесь Кашпировский?

Лена

Причастие действенно по-любому, потому что его совершает Бог, а не человек. Кто-то сказал: вера человека — это просто пустая протянутая рука, а веру даёт Господь, т.е. и в этом вопросе можно полагаться на Него.
Виталия, если Вы просите у Бога о чём-то 18 лет(!!), то сильная вера как раз!

Елена

Я уже слышала такое "не буду облизывать ложку…." Это по моему бесы внушают людям общее заблуждение в наукообразном виде, что бы даже согласных и готовых причащаться неофитов отвратить от Таинства под таким смехотворным видом.

Человек

Меня, если честно, тоже смущают такие мысли порой. Возможно, это говорит о том, что со мной что-то не так. Я только один вопрос хочу задать, а где написано, что обязательно должно быть все сделано одной ложкой? Это обязательное условие или все-таки нет? Если все будут принимать из разных ложек, то причастие будет не действительно? Может быть я сейчас и неправильную мысль скажу, может быть, она не верна. Простите меня заранее, но если человека это смущает, и это является единственной его преградой перед причастием, может быть ему дать другую ложку?

Екатерина

Ага. И другую чашу 🙂

Человек

ну, можно каждому по ложке дать. Я просто помню, как одна женщина на каком-то форуме сказала, что ее ребенок болен гепатитом и она его причащает. Все стали критиковать ее за это. Но в таком случае, получается какая-то двойственная позиция. Просто,не все люди, могут так делать, чтобы им не мешали никакие мысли. Но, с точки зрения разума, науки, эти мысли обоснованы. Некоторые еще не пришли, возможно к этому, что они способны не задумываться о таких вещах, но причащаться, тем не менее очень хотят. Слабы, плоховерующие, не знаю как скажут те, кто ни о чем не думает… Просто им эти мысли мешают.… Читать далее »

Человек

И с другой стороны, а не будет ли это искушением? Сказано же, что нельзя искушать. А получается, что таким образом, рассчитывая что каждый раз будет чудо, происходит некое искушение, или я неправильно думаю? Хорошо бы священник ответил. Ведь одно дело, когда люди находятся в пустыне и все пьют, например из единственной бутылки воды и у них нет выхода иного. А другое дело, когда каждый может взять себе по бутылки и не о чем не думать. В общем, я честно, скажу, я не знаю, может я очень сильно не прав, повторюсь, прошу извинить меня за мои мысли заранее.

Nikolaidis_Olga

Мне кажется, если человека смущает микроб на ложке, и он не может поверить в то что Чаша чиста и свята, то как он может верить в воскресение Христа? Я помню себя подростком, моя бабушка из лучших побуждений толкала меня в шею (в прямом и переносном смысле) к причастию, я смотрела как передо мной причащаются бабушки, беззубые рты, морщинистые лица… и мне плохело при мысли, что меня сейчас той же ложкой… Тут все понятно. Прошло двадцать лет… И евхаристия это Праздник для меня! Душа поет и ликует! И все мне братья и сестры! И смотришь гораздо выше и шире… и спроси… Читать далее »

Лена

Из Писания мы видим, Христос и апостолы пили и одной ЧАШИ.

Ложка — это, видимо некая традиция. В разных церквях разные обычаи Причастия.
Я видела и когда у каждого причастника свой маленький металлический стаканчик ( священнослужитель наливал каждому из одной Чаши) . У нас в церкви все подходят к Чаше, священнослужитель подносит, и либо причастники пьют из неё, либо обмакивают Хлеб.
Смысл в том, что это Кровь Христова. Она очищает от всякого греха.
Конечно, Евхаристия должна быть под двумя видами (Кровь и Тело).

Вопрос о гигиеничности Причастия я встречала довольно часто, видимо, есть такой момент. Сама никогда не задумывалась, мы причащаемся с детства более или менее регулярно, видимо, привыкла и не заморачивалась. Но когда стала специально на эту тему думать, вот что надумала. ведь в Чаше вино. Оно обеззараживает. В древней Иудее вино использовали как антисептик для обработки ран. Может быть, тут есть логика, и поэтому не стоит слишком беспокоиться насчет микробов? хотя я считаю неправильным совсем отмахиваться от этого вопроса и говорить, что значит веришь мало, раз об этом думаешь. Ну да, мало. А разве Христос пришел только к крепким в вере?… Читать далее »

Да тут дело ещё в общине . Община — единая семья и в ней не место брезгливости но это и как показатель наличия самого единства.

К сожалению, практика показывает обратное: года два назад в Иркутске на Великое Крещение осветили воду из болота. Несколько человек отравилось святой водой,в которой, как выяснилось, (мне неудобно говорить, от правды не уйдешь) содержались каловые массы.

Человек

Но все-таки, вода из озера и чаша, это разные вещи.

Да, согласна, что из чаши заразиться риск меньше. но по такой логике выходит, что без разницы из болота вода или нет, если человек достаточно верующий. Но ведь это же не выход, ссылаться на это.
Конечно, я утрирую, но если есть возможность уменьшить риски заражения, почему бы ей не воспользоваться.

Человек

Я в принципе, тоже не понимаю отчасти этого. Хорошо, есть люди, которых это смущает, но почему тогда не сделать это ради них? Они тоже хотят причащаться, просто пока не могут перебороть разум, чтобы не думать ни о чем.

просто, одно дело, если бы существовали бы какие-то жесткие правила, что вот, если все будут пить не из одной ложки, то тогда причастие недействительно. но таких правил ведь нет!, если я правильно понимаю. Тогда почему нельзя принимать из разных ложек? Почему тогда такая принципиальная позиция?

Прохожая

Нашли где воду брать! Еще бы с унитаза набрали.

Анна

В тот раз некоторые иркутяне набрали и выпили воду из Иордани, которая предназначалась только для купания. Так что здесь виновата только человеческая глупость и невнимание.

Сказано все мудро. Если у человека достаточно веры, то не стоит и беспокоиться. А сомневающийся подобен морской волне… Может пока не стоит причащаться, а просто попросить у Бога веры?

Человек

Здесь вопрос не только веры, но и разума. Разум диктует свои мысли, и с точки зрения именно разума, эти мысли вполне, скажем так, обоснованы. Я повторюсь, его иногда очень сложно отключить. Хотя причащаться при этом желание есть. И просто хочется делать это думаю только о причастии, и больше ни о чем другом, без посторонних мыслей. Я понимаю, что есть люди, которым это удается и они большие молодцы, но есть люди, которым пока это еще не удается. И я по прежнему задаю вопрос, относится ли эта ситуации к ситуации искушения?

Лена

"есть люди, которым это пока ещё не удаётся", видимо , подходя к Причастию, им нужно просить Господа укрепить их веру ( в то, что они принимают истинно Тело и Кровь Господню). Т.е. сосредоточиться на молитве.

Анастасия

Я каждую неделю вожу детей на причастие, и даже во время зимних карантинов, но при этом они не разу не заболели после посещения храма.

Nurochka

В нашем классе был случай заражения ребенка туберкулезом, всех остальных детей отправили на проверку, что называется. Первое, что рассказала мне врач, это об опасности заражения в местах массовых скоплений людей, в том числе и в храмах. Привела примеры. Какой смысл специалисту привирать? Истина такова, что где много людей — там болезни. Будьте аккуратнее сами и берегите своих детей.

Человек

Она привела примеры, что именно кто-то в храме заразился?

Nurochka

Да.

Человек

Ну это еще не факт, что именно там.

Nurochka

Факт, исследовали. Микробам все равно, верите вы или нет.

Человек

А вы можете дать ссылку на исследование? если есть.. Просто я наоборот слышал периодически, что, например, вроде как, в храмах ничего не находили, но исследований не видел никогда.

Иулия

А факт наличия Веры у врача исследовали? может она другого вероисповедания и вообще отрицательно относиться ко всем православным.

Мария

Спасибо за статью! Тоже от одной знакомой слышала эту отговорку, про ложку.
Заразиться можно где угодно и чем угодно, но только не от Чаши, только не от Причастия. Хотя…по вере вашей да будет вам (прошу прощения, если не точно цитирую).

Лена

Причастие как раз и укрепляет в вере немощных.

Похожие статьи