В нашем мире становятся все более популярны ранние методики развития для детей, которые нам предлагают педагоги Никитины, Мария Монтессори, Глен Доман, известные вальдорфские детские сады и школы, Мария Гмошинская и другие. Все они практически в один голос говорят, что с детьми нужно заниматься с самого рождения, и что после трех лет, оказывается, уже поздно начинать! Развитие таких маленьких детей идет через игры, в которые играют родители вместе со своими крохами. Поэтому мы хотим предложить молодым мамам и папам ряд игр для маленьких детей именно до трех лет, с помощью которых малыш будет не только развиваться интеллектуально, эмоционально или физически, но и получать большое удовольствие от родительского внимания и общения. Развивающие игры для детей до года Многие мамы и папы удивятся — во что можно играть с грудным малышом? Оказывается, играть не только можно, но и нужно! Конечно, это не те интеллектуальные игры, к которым мы привыкли. Здесь речь идёт об увлекательном знакомстве малыша с миром через тактильные ощущения. То, что для нас уже совершенно естественно, для наших новорожденных деток является очень сложной задачей. И именно через игру, через взаимодействие с родителями происходит научение. Рисование пальчиками Специально для маленьких деток производятся гипоаллергенные краски, малыши могут даже попробовать их на вкус. К шести месяцам ребенок уже может самостоятельно сидеть, так что рисовать можно с помощью пальчиков, ладошек и ног малыша. Приготовьте краски, большой лист бумаги и воду в глубокой тарелке, чтобы легко можно было макать и споласкивать ручки или ножки. Для начала обмакните пальчик ребенка в красную краску и проведите им по листу бумаги. Затем выберите другой цвет и проведите вторую линию. И так несколько раз с разными цветами. Нужно заинтересовать малыша занятием, чтобы он почувствовал вкус к творчеству. Возможно, с первого раза он не проявит заинтересованность — пробуйте через пару дней снова, прибавляя к действиям каждый раз что-то новое — рисование ладошкой или следы ног на бумаге. Обязательно комментируйте ваши действия! Подобное рисование способствует развитию памяти и цветового восприятия ребенка. А лист бумаги тренирует, как это ни странно, умение ограничивать себя, даёт представление о дисциплине. Игры в воде Даже во время купания вы можете поиграть со своим любимым крохой! Опустите руку в воду, и, изображая рыбку, говорите: «Рыбка-рыбка плывет, сейчас хвостиком махнет!» И на этих словах хлопните ладошкой по поверхности воды, чтобы появились брызги. Помогите малышу вместе с вами повторить действия с ладошкой. Через некоторое время вы увидите, что ребенок с удовольствием плещется, получая огромное удовольствие. Это игра подходит для деток уже с трех месяцев, способствуя развитию мышц рук и ног. Возьмите маленький сачок, набросайте в воду маленькие игрушки, карандаши и вместе с малышом соберите в сачок все, что плавает по воде. Детки с девяти месяцев смогут делать это уже самостоятельно, а малышам помладше можно давать держать сачок, а игрушки в него складывайте сами. Подвижные игры Поиграйте вместе с ребенком в игрушку или погремушку. Затем поднимите игрушку над головой у малыша так, чтобы он мог до нее дотянуться, но немного потягиваясь. Это занятие подходит для самых маленьких (от двух месяцев) и развивает мышечную активность. Обязательно купите малышу мячик. Кроха будет с интересом смотреть на то, как мячик катится, а затем и сам его катать, пинать или приносить вам в ручки. Практически все детки до года уже могут и любят танцевать! Главная задача родителей — самим победить свои комплексы, и, показывая лёгкие танцевальные движения, побуждать своего малыша подражать вам. Включите музыку, покачайте головой в разные стороны, покружитесь, похлопайте в ладоши! Делайте это весело и с улыбкой, и малыш обязательно захочет за вами повторять! Занятие тренирует пластику и позволяет ребёнку почувствовать своё тело. Игры на развитие интеллекта Заострите внимание ребенка на какой-то большой игрушке или предмете, который находится на конкретном месте. И, начиная уже с четырех месяцев, спрашивайте у малыша, например: «Где часики? А вот они!» Спустя какое-то время малыш на вопрос «Где часики?» будет пытаться взглядом искать предмет в привычном месте. Потом усложняйте задачу — перевесьте или переложите предмет недалеко от привычного для ребенка места, пусть ищет! Стройте башню вместе из кубиков. Обязательно комментируйте свои действия — что, ставя один кубик на второй, вы строите башню, и хвалите малыша, когда у него начнет получаться! Маленькие детки очень любопытны, и этим нужно пользоваться! Малыш с удовольствием играет с мамой на кухне с ее кастрюлями, открывая крышки и ставя одну кастрюлю на другую. Сделайте ребенку сюрприз — положите в кастрюлю игрушку, чтобы он смог ее оттуда достать! Так же можно самим сделать коробочки из картона разного размера, чтобы по примеру русской матрешки малыш мог вставлять одну коробочку в другую и вынимать их. Подготовьте разные поверхности перед малышом (перевернутая тарелка, пластмассовая игрушка, барабан, мягкая игрушка, что-то звонко-железное и т. д.) и постучите по ним. Пусть малыш услышит, что звуки от стучания получаются разные, а затем попробует постучать самостоятельно. Подражайте звукам, которые произносит ваш малыш, дополняя их разными действиями или словами, начиная уже с двух-трех месяцев. Это на первый взгляд нелепое передразнивание поможет ему в дальнейшем говорить. Надувайте щеки, высуньте язык, цокайте язычком, гласную А превращайте с потягиваем в мАААмААА, рассказывайте русские потешки, например, про гусей (Гуси, гуси, га-га-га! Есть хотите? Да-да-да!). Главное, чтобы малыш обращал внимание на вашу мимику, слова и то, как у вас это получается. Развивающие игры для детей от года до трех лет Учим цвета Ваш малыш понимает, что все, что его окружает — разноцветно, но как научить его цветам? Для начала отсортируйте кубики, шарики или колечки по цветам. Учите ребенка постепенно, начиная с двух-трех цветов. Вы должны дать понять ребенку, что разные предметы могут быть одинакового цвета. «Вот он, кубик — желтый! А вот шарик — тоже желтый!» Подготовьте несколько кубиков двух цветов, перемешайте их. Возьмите в руки кубик одного цвета и попросите малыша принести вам такой же. Запаситесь терпением, не торопите ребенка. Если он не совсем понимает, что вы от него хотите, возьмите второй кубик такого же цвета, покажите малышу и произнесите: «Вот, синий (красный, желтый), такой же!» С кубиков переходите на шарики или вырежьте сами из цветной бумаги фигурки. Возьмите лист бумаги и кубики разных цветов. Обведите кубики на листе бумаги и закрасьте получившиеся квадратики такими же цветами, что и кубики. Возьмите кубик красного цвета и со словами «красный цвет» поставьте его на красный квадратик на бумаге. Теперь возьмите кубик другого цвета и поместите его на квадрат с аналогичным цветом. Дайте ребенку кубик и попросите поставить его на квадратик такого же цвета. Сделайте коробки из картона и раскрасьте их в разные цвета. Рассортируйте игрушки, карандаши и другие предметы по таким же цветам, в которые вы раскрасили коробки. Сначала покажите малышу, что вот этот желтый карандаш вы кладете в желтую коробку, а вот этот зеленый мячик — в зеленую коробку. Попросите малыша разложить оставшиеся предметы по коробкам. Играя, гуляя или просто общаясь с ребенком, обращайте внимания на цвета, спрашивая у него, какого цвета вот этот листик на дереве, коврик, одежда на кукле и другие предметы. Юные строители Еще до года ваш малыш научился ставить один кубик на второй. А теперь усложняйте задачу. Давайте ему кубики разного размера, используйте их вместе с небольшими деталями конструктора или досочками. Стройте башни с окошками, помогите ребенку не только строить, но и аккуратно разбирать свою башню. Этот процесс развивает мышление у ребенка, умение фантазировать. Также заведите отдельную коробку и просите малыша складывать все строительные детали в нее. Игры на изучение окружающего мира Малыш уже сделал свои первые шаги, и ему не терпится все вокруг узнать, изучить, потрогать, посмотреть! Сделайте сами карточки с изображением геометрических фигур, зверей, овощей, предметов быта, времен года и всего, что может нас окружать (или приобретите карточки-книги с подобными картинками). Показывайте ребенку изображение и говорите, что оно обозначает. Потом просите среди карточек найти что-либо. Если вы изучаете животных, покажите малышу, какие звуки издает тот или иной зверь, птица. Это необходимо для годовалых детей, чтобы не только проще было запомнить, но и попробовать самим издать ассоциативные звуки, так как ребенок еще плохо говорит. Возьмите карточки с изображением овощей и порежьте их надвое, перемешайте. Попросите малыша совместить карточки, чтобы получилось единое изображение. Нарисуйте для ребенка человека (или зверя, в зависимости от возраста малыша) без какой-нибудь части тела. Малыш должен догадаться, чего не хватает. Учите ребенка считать до пяти (ровно столько, сколько пальчиков на руке). От года до двух лет ребенок может научиться считать до двух — главное, почаще заострять внимание на парных вещах. Например, вот рука — а вот вторая рука! Один глазик — второй глазик! Вот один кубик, а вот уже два кубика! Обязательно играйте с малышом на улице — в песочнице стройте куличики, чертите на песке, земле или снегу различные фигурки палочками, собирайте в ведерко шишки или камешки, лепите из снега снежки и смотрите, как снег на ладошке тает. Ещё одно хорошее упражнение на развитие моторики — насыпьте в кастрюлю горох, гречку, макароны. Пусть ребенок поиграет в Золушку и отберет по трем тарелкам крупу и изделия. Познавайте этот мир вместе со своим малышом! Делайте так, чтобы занятия не перенапрягали его и он мог бы воспринимать их как игру. Не настаивайте, если у вашего крохи что-то не получается, запаситесь терпением и окружите малыша вниманием и заботой. Вместе с нашими детьми мы и сами учимся заново смотреть на мир и вспоминать, как это – удивляться!