С детства я, как и многие дети, ждала подарков от Дедушки Мороза под ёлкой, выбегая ночью в пижаме в прихожую, где у нас стояла наряженная живая двухметровая ароматная ёлочка. Родители приглашали Деда Мороза и Снегурку домой, а я любовалась их богатыми нарядами: расшитый кафтан Деда, серебристая шубка Снегурочки и её пушистая шапочка — всё тогда казалось мне волшебным и сказочным. Но темой об истории этих нарядов, а также историческим прошлым Дедушки Мороза и Снегурочки я заинтересовалась только сейчас, когда именно праздник Рождества Христова волнительно ожидается нашей семьёй с той взрослой детскостью, которая была присуща нам давным-давно тогда, в Новый год… Надо сказать, что славянско-языческое прошлое Деда Мороза меня сильно удивило и даже немного разочаровало, потому что в детстве как раз над такими вещами не задумываешься, да и родители часто не знают о таких тонкостях. Сейчас же, просматривая исторические справки, всё потихоньку встаёт на свои места. Оказывается, свою историю Дедушка Мороз берёт из языческого славянского прошлого, когда многие поколения восточных славян почитали его как Морозко (он же дух холода Трескун, он же Студенец, Зимник и Корочун), который повелевает стужей, ветром и снегом, рисует узоры на окнах и сковывает реки льдом с помощью своего волшебного посоха. До просвещения Крещением восточным славянам свойственно было обожествлять все природные стихии. Так Дед Мороз и вошёл в историю, стал персонажем легенд, фольклора и героем сказок. По народному языческому преданию Дед Мороз был могучий, суровый, строгий, но справедливый волшебник, с длинной седой бородой, и огромного роста. Морозко был довольно суровым персонажем, мог и наказать, если считал, что кто-то не прав. После того, как русский народ принял христианство, все силы, чувства и мысли были отданы им празднику Рождества Христова. Народ всех возрастов по-детски ликовал, встречая младенца Христа. В 1910 году фигура Деда Мороза появилась, но не вызвала особого отклика у русских людей. После перехода страны на новый, григорианский календарь зимой 1918 года Новый год стал впадать не на Святки, как раньше, а на Рождественский пост. Церковь же продолжила жить по календарю юлианскому. Возможно, если бы не попытки новой власти ликвидировать «опиум для народа», то и церковный календарь был бы видоизменён. Но у жизни нет сослагательных наклонений, так что мы имеем то, что имеем. В 1929 году было запрещено праздновать и Рождество, и Новый год, ёлочка подверглась гонениям, а власть советов попыталась запретить не только религию, но и мифы и сказки, негативно влияющие на сознание передового общества. Однако вскоре, в 1935 году, было решено вернуть стране возможность мечтать, а вместе с тем в жизнь советских граждан вернули образ Деда Мороза, а президиум СССР предложил организовать детям празднование Нового года с участием Деда Мороза, который дарит подарки детям. Таким образом, Новый год прочно закрепился в стране как детский праздник волшебства и сказки. Было решено сделать символом Нового года славянского Дедушку Мороза, имидж которого немного изменили, сделав вместо строгого, сурового и серьёзного богатыря более доброго и мягкого дедушку. Новый год заменил Рождество Христово для советских людей, став советским символом надежды, любви, веры в светлое будущее. Люди не могли перестать верить и надеяться, и правительство хорошо понимало это, предложив народу замену праздника с его ритуалами и обрядами на другой. По заказу правительства СССР имиджем Деда Мороза занимались писатели, музыканты, поэты и художники. Интересно, что предком западного Санта-Клауса является реальный человек — святой Николай Чудотворец, который жил на земле и помогал людям. Он является символом Рождества на западе, приходит на помощь бедным, дарит подарки детям, и не заменяет Христа, а является его помощником на земле, творя добро. История появления Санта- Клауса как символа Рождества тоже очень интересна. Профессор американского университета Кларк Мур написал для своих детишек стихи “ Ночь перед Рождеством“, в которых он рассказал о святом Николае, бросающем в трубу камина бедному семейству золотые монеты, чтобы помочь семье. Эти стихи напечатали в газете, они стали очень популярными, и по сей день сохранился обычай оставлять праздничные специальные носки или чулки для подарков у камина или кровати. Такая вот историческая справка. Не менее интересны и наряды Деда Мороза, Снегурочки и Санта Клауса. Опираясь на исторические летописи о старославянском Деде Морозе, советским правительством было решено, что символ Нового года будет рослым, могучим, с длинной седой бородой, в колпаке и в длинной шубе, отороченной мехом. Сначала шуба была белого цвета, позднее синего, а нарядный красный появился в качестве праздничной альтернативы. Красивый и тёплый гардероб Деда Мороза пополнился длинными шубами разных цветов: белого, красного, синего, фиолетового и даже серебристого. Появилась и вышивка на шубке. На ногах у Деда валенки или большие тёплые сапоги, на руках – варежки или рукавицы. Шапка тёплая, с меховой опушкой, под цвет шубки. В руках у Деда Мороза волшебный посох с набалдашником, ездит он на санях, запряжённых тройкой лошадей (символ трёх зимних месяцев). Снегурочка – это сказочный персонаж русских народных сказок, известный всем с детства. До нас история о девочке из снега, которая растаяла, прыгая с другими детьми через весенний костёр, дошла благодаря Александру Николаевичу Афанасьеву, вдающемуся исследователю и собирателю русского фольклора. Сейчас же Снегурочка стала героиней Нового года, внучкой и помощницей Деда Мороза. Наряд Снегурки – это синяя или голубая шубка, отороченная белым мехом, сапожки с вышивкой и белая шапочка или традиционный русский кокошник. Интересно, что милая и симпатичная Снегурочка всегда вызывала и вызывает романтические чувства у сильного пола, в силу своей красоты, доброты и изящества. Одета Снегурочка всегда безупречно и нарядно, говорит ласково, всегда улыбается, а её доброта известна всем — и людям, и животным. Она кормит лесных зверушек, птичек и радует детишек. Снегурочка – помощница Деда Мороза во всех делах, она отзывчива и хозяйственна. Снегурочка стала символом русской красавицы и умницы, хотя по сказке она была из снега. У западного Санта-Клауса нет шубы, ездит он в санях, запряжённых оленями, и вид у него скорее добродушный и простой, чем грозный и могучий, как у Деда Мороза. Внучки Снегурочки у Санта-Клауса нет, ему помогают только волшебные эльфы. Санта-Клаус одет в традиционные цвета западного Рождества: красный и зелёный. Это цвета зелёной ёлочки и тёплого огня в домашнем очаге, рядом с которым стоял обычно семейный рождественский стол. Красно-зелёная гамма появилась сначала в Европе, а потом и в Америке. В России от красно-зелёной Рождественской цветовой гаммы отказалась патриотка Российской империи императрица Александра Фёдоровна Романова (ведь шла война 1914 года, а в Европе праздничные товары заворачивали именно в красно-зелёную цветовую гамму). Поэтому в России традиционными рождественскими цветами считается белый, серебристый и нежно-голубой. Если бы не война, возможно, и в России красно-зелёная цветовая гамма была бы также популярна. Хотя сейчас в наших магазинах очень много праздничных товаров любых цветов, особенно красно-зелёного. К огромному сожалению, в России не сохранилось собственных традиций рождественского убранства домов и нарядов, но если взглянуть на празднично украшенные церкви на Рождество, то можно почерпнуть для себя много полезного. Священники служат в белоснежных облачениях, сверкающих серебром. Именно так хотела императрица, её рождественский стол был украшен старинной светлой скатертью в кремово-белоснежных тонах.