Как всем хорошо известно, крещенские дни — это время, когда в православные храмы приходит много людей, обычно не заглядывающих за церковную ограду. На приходском жаргоне раздачу крещенской воды и предпасхальное освящение куличей называют «днями атеиста». Есть у людей воцерковленных для людей внешних и другие прозвища, не лишенные оттенка высокомерия — «захожане», «куличи», а на Крещение — «водяные».

К нашествию «водяных захожан» активные прихожане готовятся тщательно и заранее. Высшим благом, которое можно причинить невоцерковленному ближнему, считается его научение и просвещение. В последние годы с этой целью печатаются листовки о крещенской воде, которые раздают бесплатно вместе с самой водой — вроде как инструкции по применению.

Давайте подумаем: а что именно мы, люди давно и стабильно, или, как вариант, совсем недавно и очень горячо церковные, хотим получить на выходе из храма или с церковного двора от «захожан» в праздник Крещения? Вошел человек темный, несознательный, необразованный, не умеющий правильно наложить на себя крестное знамение и слабо, даже в общих чертах не знакомый с житием Великого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а вышел знаток церковного устава и православного предания?

Знаете, стать знатоком учения Православной Церкви не так уж и сложно, но это не делает жизнь человека просвещенного качественнее и лучше, а самого человека — нравственнее и счастливее. Не секрет, что среди профессоров богословия или историков монашеской традиции порой встречаются иронизирующие над религией убежденные атеисты, а среди постоянных прихожан и церковнослужителей — пьяницы и блудники. Так что «знать» и «уметь» отнюдь не равно «верить» и «спасаться».

Здесь можно сказать что-нибудь пафосное, из набора проповеднических штампов: мы желаем пока невоцерковленным захожанам в эти дни обрести искреннюю сердечную веру и личную связь с Господом Иисусом Христом. Или мы на самом деле в душе желаем, чтобы захожане подтвердили нашу миссионерскую ценность, наше красноречие и умение убеждать собеседника: я объяснила Маше, что просто ставить свечки и пить святую воду — недостаточно для того, чтобы считаться по-настоящему православной. Для того, чтобы стать настоящей православной, нужно читать утренние и вечерние молитвы, исповедоваться и причащаться. И Маша меня послушалась, купила в церковной лавке молитвослов и пошла исповедоваться и причащаться, вот здорово-то! Значит, я молодец. Пойду, приведу в Церковь еще Дашу и Свету — это поднимет шкалу моей самооценки еще на два деления вверх.

Есть и такой момент — редкие захожане в большинстве своем более здоровы и благополучны, чем среднестатистические прихожане. Пройдитесь сегодня-завтра вдоль очереди за крещенской водой. В нее часто подходят семьями, такими крепкими дружными семьями с хорошим достатком. Впереди — глава семьи, солидный мужчина в дубленке или в кожанке с меховым воротником, в начищенных ботинках, пахнущий хорошим одеколоном, поигрывающий на пальце сигнализацией от новой среднеклассовой машины. За ним — ухоженная супруга в добротной шубе и модных сапогах, двое, а то и трое детей, весело размахивающих пластиковыми бутылками и канистрами, а за детьми присматривает еще и бабушка — теща или свекровь. Веселый семейный праздник, когда после похода в церковь все сядут за стол с пирогами.

От нищеты, от горя, от боли в церковь обычно бегут в другие дни. Плачут, ставя свечки перед иконой Богородицы, мерзнут часами в очереди к блаженной Матроне, едут в отдаленные монастыри к старцам-молитвенникам. В праздники же в ближайший храм люди приходят от избытка. Вроде все хорошо — здоровье, семья, работа, дети, — но хочется еще чего-то большего. Хочется сделать что-то такое, что поставит тебя в один ряд с благочестивыми предками до седьмого колена. Для этого нужно то же самое, что делали они сто, двести, пятьсот лет назад.

Почему-то считается, что правильный приход в церковь, к вере — это только приход в результате личного духовного поиска, личной борьбы и преодоления. Унаследовать веру от бабушек-дедушек — это как-то уж слишком легко, неромантично и буднично. Другим неправильным поводом для воцерковления считаются поиски чуда — каких-то иных действующих в мире сил и закономерностей, духовных, отличных от обычных законов физики. Если ты сюда пришел терпеть и смиряться, то добро пожаловать, а если в надежде на то, что из твоей безнадежной с мирской точки зрения ситуации все-таки есть какой-то сверхъестественный выход, то это ты слишком многого хочешь, приятель.

Мы каждый день механически перечитываем или слушаем Евангелие, но забываем о том, что Господь очень уважал традиции предков, причем иудейских предков. И не брезговал совершать чудеса. А, если подумать, то сегодняшняя очередь за крещенской водой — это и есть удивительное место встречи традиции и чуда. О том, что в эти дни нужно набирать воду, люди узнали не из телевизионных программ и не на интернет-форумах — их этому научили в семье. А то, что за десятилетия гонений на Церковь в семьях сохранился обычай запасаться крещенской водой и освящать на Пасху куличи — это и есть чудо.

Вполне возможно, что бабушка, от которой внуки унаследовали этот обычай, ночи напролет читала Псалтирь и клала земные поклоны, но это была утаенная от детей и внуков часть ее жизни. Внуки видели только куличи, яйца и бутыли святой воды, но они видели и благоговение, с которым верующий человек относился к этим домашним святыням.

Вон стоит девушка на шпильках с пятилитровой канистрой. Мы уже заранее подумали о ней, что она пришла в церковь один раз в году и ничего не понимает. Но, наверное, если бы совсем ничего не понимала, то и совсем бы не пришла?

А она стоит на своих шпильках, слушает чин великого освящения воды.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Автор идеи и основательница проекта "Матроны.Ру". Практикующий психолог, журналист, публицист. Автор книги "Женское одиночество: как из него выбраться". Веду авторский тренинг "Я и мои отношения с мужчинами", а также совместные с Анной Шеховой тренинги "Женское здоровье", "Здоровое питание и здоровый вес". Связаться со мной можно по мэйлу kurova на Яндекс.ру или по телефону +7 926 530 48 65, с учётом того обстоятельства, что во время работы я его выключаю.

Другие статьи автора
новые старые популярные

Замечательная статья! Очень часто, когда заходишь в церковь и чего-то не знаешь — тебя просто агрессивно выгоняют оттуда бабушки… И это сильно отталкивает.

kiriniya

С праздником Крещения Господня!

Яна

"Не судите, да не судимы будете", ведь каждого человека ведет Господь, и каждому человеку периодически (если не чаще) предоставляется выбор. Я тоже изначально ходила в церковь посветить пасху,а понимание пришло позже. И правильно пишет автор, что знание, это еще не спасение.

з1з1з1

"Есть и такой момент — редкие захожане в большинстве своем более здоровы и благополучны, чем среднестатистические прихожане. " этот момент как раз неудивителен для человека знакомого с Писанием , т к "не здоровые имеют нужду во враче, а больные", или еще притча про то как царь позвал на пир разных людей, (которые отказались идти) а в итоге пришлось пригласить нищих и убогих. Если же сравнивать постоянных прихожан с благополучной жизненной ситуацией (никто не сомневается в существовании таких) с аналогичными людьми , пришедшими за крещенской водой, то первые, более удивительны)). Так как, одно дело пару раз в году посетить храм, а… Читать далее »

Alice_Roo

а я считаю, что любой поход в церковь — это хорошо, лучше раз в год, чем никогда

Татьяна23

вчера одна такая женщина спросила меня, где поставить свечку "О здравии врагов", так что, ещё кому у кого учиться)))

Engy13

Может, речь шла о том, чтоб помолиться об оскорбляющих нас? То есть, ничего плохого женщина не имела ввиду?

Татьяна23

Да, она это и хотела. Наверное, думала, что для этого в храме есть особый подсвечник. Сказала, что желает им добра. Дальнейшее я не уточняла, но задумалась… А в храме у нас к любым прихожанам хорошо относятся.

Gallka

Возможно она искала икону Божией Матери "Умягчение злых сердец"

Инна

Мотив всей статьи понятен, конечно! Да, есть такое. Но про традиции от бабушек -слишком сахарная идеализация получилась. Во -первых, и правда сейчас многие узнают не от бабушек, а из интернета и сми. Во-вторых, традиция всего лишь пользоваться "чудесами" от Бога пару раз в году может так и закостенеть на уровне "чудес ". Потом идет такой человек в храм крестить ребенка "по традиции " и выясняется, что он "не христианин, но православный". Один поп отправит домой думать, чем одно от другого отличается, а другой умилиться "традиции " и покрестит. А потом вырастет из такого крещенного по "традиции" гонитель Христа. И уже… Читать далее »

з1з1з1

Ой, у нас в храме "мариновали" бедных "захожан" 3 дня . Службы пока шли, воду не давали. {то есть не прям 3 дня, а в эти дни, во время богослужений} Приходилось стоять народу с "баклажками", тем кто пришел 18 или 19 числа во время всенощной (аж 2,5 часа) ,или 19, 20 во время литургии. Но терпели, стояли многие (дожидались, пока наконец "воду дадут"). В общем, та благостная картина "крещенской очереди" наблюдалась, видимо, только между службами. Ну, каждому — свое. Хотя, не сомневаюсь, среди "попавших" нечаянно на службу оказались и те, кто этому были рады! Жалко остальных, пришедших за водой, и… Читать далее »

Ася

Объясните, пожалуйста, что это за деление такое на прихожан и захожан. Насколько я понимаю до революции было проще.Прихожанами считались все, даже те кто в церковь годами не заглядывал.А сейчас просто деление на касты какое-то.Если юбка не того фасона или платок не того цвета, то ты недовоцерковленная захожанка, к прихожанам не относящаяся.

Manypenny

Так, скорее всего, и лучше. Не стоит сливаться с окружающими, не стоит поощрять "стайность". Мало ли чего еще могут потребовать "старшие по стае", чтобы принять в "прихожанки"? Многодетности, забыть не ко времени выученный английский язык, не делать прививки детям, и т. д.
К таинствам допускают в неправильной юбке? Допускают. А остальным лучше пренебречь.

з1з1з1

Я себя считаю прихожанкой одного храма, а в других я — захожанка, например. В этом есть определенный смысл, который можно уловить.
Вот например, одна прихожанка у нас, из-за конфликта с настоятелем , стала ходить в другой храм. А ей там нет того ощущения, что это "ее храм". Все-таки чувствует, своим тот собор, где на нее "бочку катят". (про конфликт здесь — не суть важно, главное, что это ощущение себя прихожанином — оно реально, не определяется фасоном платка)) )
Та прихожанка, кстати, вернулась в свой собор. ))

Ася

У меня ситуация обратная.Я больше года ходила в один храм, а потом и с батюшкой "не сложилось" и с прихожанами контакта не получилось из-за того что я "не такая".Стала иногда в виде эксперимента ходить в другую церковь.Не то чтобы меня там приняли как родную, но во всяком случае замечаний не делают и относятся спокойнее.Так теперь в "свой" храм ходить не могу.Ощущение что все не так, даже молиться трудно.Вот теперь на две церкви разрываюсь.Так как "свой храм" находится ближе.Буквально в двух шагах от дома.А до того храма который "по душе" далеко ехать.Получается я теперь везде захожанка.

з1з1з1

я б на вашем месте считала своим тот храм, который "по душе" , куда хочется идти молиться.)) Мы ж к Богу, в первую очередь идем, не к батюшкам и прихожанам. А про друзей — у меня, например, верующие друзья — из других приходов почти все. А контакта с прихожанами , как такового нет нигде. Они и не знают — я "такая" или "не такая" )) Или знают, но мне это не сообщают)). С некоторыми прихожанами — приятельские отношения есть. Некоторые бабули всегда готовы поучить, им по ходу все равно прихожанин ли захожанин, ну, их (бабуль) можно вежливо "отшить". Кстати, в… Читать далее »

з1з1з1

Ну и добавлю. У меня тоже не все замечательно было в "своем" храме, но отношусь к этому спокойно, т к нет ничего настолько вопиющего, чтобы его покинуть. Ну, может кому-то приятнее было б меня не видеть здесь, но явно это выразить — стесняются, и правильно делают.))

марина

Не статья, а житейское наблюдение. Чему она учит? Что надо ходить в церковь?

Анна

Я не согласна с автором этой статьи. Если хотите, прочтите мой комментарий ниже (Анна, 4 последних комментария — 4, потому что 1 не влез, пришлось разбить на части).

Nikolaidis_Olga

Я до конца не поняла, "крещенские захожане" это плохо или хорошо? =) По-моему это очень хорошо =) Не все ли равно кто и по каким причинам пришел в храм? Пришел человек — уже хорошо. Придет ли снова, как скоро? — это все у Бога… У каждого своя дорога к храму. У кого-то короткая и прямая, у кого-то извилистая и долгая… Мне кажется, православным христианам нужно перестать употреблять такие слова как "захожане", "водяные", "подсвечники" и проч. Все мы захожане на этом свете. Почему всегда больше заботит чужое воцерковление? Вот Марина выше написала, что этот материал скорее из разряда наблюдений… Вывод то… Читать далее »

Похожие статьи