«За что люблю Россию – так это за то, что ни в одной стране мира нет такого количества праздников!» – эту фразу популярного юмориста слышали и повторяют все. Но, пожалуй, ни в одной стране мира праздники не порождают так много споров. Валентинов день – как раз один из таких. Впервые о нем заговорили лет семнадцать-восемнадцать назад. Я еще помню статью об этом празднике в «Пионерской правде» (так и подмывает поставить смайлик после этой фразы). Но что удивительно – страсти по его поводу за столько лет так и не утихли. В середине февраля киоски и магазины пестрят красными сердечками, а народонаселение раскалывается на два непримиримых лагеря. Одни вовсю празднуют и осыпают этими сердечками любимых-единственных (если таковые имеются) и всех, кого не лень. Другие ворчат: мол, не наш это праздник, вечно мы с Запада все тащим, что плохо валяется… Или такой контраргумент, лично мне уже немного набивший оскомину: день святого Валентина прибыл из католического календаря, а значит, православным следует его обходить за три версты. Внимание! Вы заметили слова «лично мне»? Тогда, думаю, вы поймете, что все, высказанное в этой статье, – всего лишь мое личное мнение и мой частный взгляд на вещи, с которым никто не обязан соглашаться. Только попытка выразить и оформить собственные мысли. День святого Валентина – праздник, так сказать, опциональный. О нем в принципе можно не вспоминать, если не хочешь. Что до меня, то я никогда не стану обижаться на любимого человека, если он вдруг проигнорирует эту дату. Больше того – я сама же о ней забуду первая! Но мне и в голову не придет расценивать чью-то открытку в виде сердечка или поздравительное сюсюканье на стене в Контакте как «оскорбление религиозных чувств». Да и на жизнерадостные парочки, словно вышедшие в этот день на свет, я смотрю без желчи и иронии. Что же касается «коммерческой составляющей» Валентинова дня, то разве он единственный в этом отношении? Еще неизвестно, что приносит торговым точкам больший доход – сердечки и игрушки к 14 февраля или продажа грибов в Великий пост… Да, можно игнорировать «день влюбленных» – но вести с ним борьбу уже, по-моему, бессмысленно. Прижился, многим нравится – что же тут плохого? Лишний повод порадовать любимого или просто близкого человека… Одна моя знакомая выразилась так: «Сегодня день любви ко всем ближним!». Что? Особый день для любви? Смешно, говорите? Но неужели этой любви вокруг нас так много и притом ежедневно?.. Конечно, трудновато увидеть вещественное проявление любви в валентинках с надписью «Давай спать вместе!» или каталогах эротического белья, выпущенных специально к этому дню. Однако извратить можно все, что угодно. К сожалению. Но когда воспринимаешь праздники прежде всего как «повод для любви», то их «корни» как-то уходят на второй план. Новый год, 23 февраля, 8 марта – происхождение этих «красных дней календаря» тоже на редкость двусмысленное, во всяком случае, для человека верующего… Но не позвонить родным и близким, пускай и далеким от веры, не поздравить их, обидеть молчанием и невниманием – на мой взгляд, не самое лучшее проявление собственной «православности». Конечно, Валентинов день – дата, «утащенная» с Запада, тут не поспоришь. Но мы, наверное, еще с петровских времен всё «тащим» не глядя, причем не только с Запада, но и с Востока… (Кстати, Новый год в январе – тоже западная «контрабанда» Петра Великого!) Ну а повальная вера в данные китайского (!!!) гороскопа вообще мало кого возмущает в нашей богохранимой стране. У нас запросто могут поздравить «с Рождеством Христовым и наступившим годом змеи». Что же касается 14 февраля – то не сравнить же его «плюшевую» атрибутику с тем же Хеллоуином! Однако в противовес «инородцу» – дню святого Валентина – в нашем календаре несколько лет назад появился день любви, семьи и верности, в который празднуется память не просто православных, а именно русских святых – благоверных князей Петра и Февронии. Честно говоря, я не вижу здесь противоречия и «противовеса». 14 февраля – день влюбленных. Герои дня – в общем-то, они. И кто его знает – может быть, сердечко в феврале продолжится у влюбленных колечком в июле?.. Да и такой ли уж католический этот Валентинов день? И такой ли уж Валентинов? Его религиозная сторона, как заметил кто-то из блоггеров, давно вытеснена «конфетно-букетной», воспринимать которую значительно легче. (Примерно такая же участь постигла и день святого Патрика: апостол Ирландии незаметно «ушел мимо» – остались только танцы, пиво и «зеленые рукава», которыми в последнее время с удовольствием размахивают и в России.) Не надо быть доктором богословия или кандидатом исторических наук, чтобы понять, что история святого Валентина во всех ее вариантах на три четверти состоит из легенд. Но ведь главный персонаж этого праздника – уже давно не святой Валентин, реальный или легендарный, а голый крылатый мальчик с луком и стрелами… Но самое грустное, пожалуй, даже не в этом. 14 февраля все как будто делятся на влюбленных… и невлюбленных. Влюбленные на один день становятся «привилегированным классом», еще не встретившие и не встретившиеся – острее чувствуют свое одиночество… Мне вспоминаются чьи-то слова, тоже выхваченные из виртуального пространства: «Когда ты один, об этом празднике забыть невозможно». А ведь именно в этот день – и именно в православном календаре – празднуется память святого, к которому многие обращались и обращаются с молитвой о такой встрече. Юноша с соколом на руке. Настоящий святой, способный услышать тебя и твою боль, «печали на радость переменяющий»… Святой мученик Трифон. Жаль, что знают о нем далеко не все. Но, может, даже хорошо, что день его памяти проходит так незаметно и тихо, только для тех, в ком эта память действительно живет? Во всяком случае, в этом есть что-то более реальное, чем слепые амурчики и розовые сердечки. Стоит ли нести эту живую и теплую память «в массы», превращая в нечто поверхностное, не идущее дальше мишуры?.. Но для верующего человека 14 февраля – это еще и преддверие другого праздника, наступающего на следующий день. Это праздник еще более тихий, еще менее «населенный», чем Рождество, но не менее глубокий. Когда она в церковь впервые внесла дитя, находились внутри из числа людей, находившихся там постоянно, Святой Симеон и пророчица Анна. И старец воспринял младенца из рук Марии; и три человека вокруг младенца стояли, как зыбкая рама, в то утро, затеряны в сумраке храма. Тот храм обступал их, как замерший лес. От взглядов людей и от взоров небес вершины скрывали, сумев распластаться, в то утро Марию, пророчицу, старца… Сретение – праздник Встречи. Праздник УЗНАВАНИЯ. Может быть, окажись в тот день «в пустующем храме» сторонний человек, он бы даже и не заметил происходящего там. А заметив, не обратил бы внимания. Удивительный контраст между внешней «незаметностью» и внутренним смыслом события… Что заставило престарелого Симеона, уже много лет ждущего и не дожидающегося своей кончины, сорваться «в то утро» с места и направиться «в сумрак храма»? Евангелие отвечает коротко: «по вдохновению». Как это вдохновение пришло, как его почувствовал сам Симеон – тут уже молчание. Тайна между Богом и отдельным человеком. Понимал ли Симеон, откуда этот внезапный порыв? Вело ли его что-то сильнее его самого – или что-то звало изнутри? А дальше – потрясающая глубина и простота: прийти, увидеть… и УЗНАТЬ. Сразу. Без сомнений и доказательств. Вот Тот, ради Кого длились годы моего личного столетия и всеобщего ожидания. Тот, ради Кого стоило так долго жить и теперь можно безбоязненно умирать. Никаких внешних знаков и подсказок Симеон не получал. Но понял безошибочно. Нутром. Сердцем, не запертым для Бога. Именно там эта Встреча и совершилась. Наверное, каждая встреча с чем-то подлинным, «своим» происходит именно так. Без доводов, без убеждений, без логических выкладок. Просто понимаешь, чувствуешь изнутри – и все. Как музыкант с абсолютным внутренним слухом. …«Выныриваешь» из глубины и тишины Сретения — и уже со скрипом воспринимается и «народное творчество» на тему того, как «в этот день зима с летом встречается», и «валентинова» суета накануне… Не раздражает, нет – просто… не отзывается в душе ничем. Становится чем-то игрушечным, искусственным, внешним… А настоящее – по-прежнему обитает внутри. В тексте использованы строки из стихотворения Иосифа Бродского «Сретенье»