Только детские книги читать, Только детские думы лелеять… О. Э. Мандельштам Я хочу поделиться с вами произведениями, которыми я зачитывалась в детстве. Возможно, именно они оказали на меня существенное влияние, ведь «все мы родом из детства». Книги, прочитанные ребенком, входят в его плоть и кровь, становятся основой для взрослого человека. Или — отбивают интерес к чтению (вроде книжки «Птичница Агафья», чуть не погубившей в зародыше талант такой поэтической громадины, как Маяковский). Эти шесть книжек будут интересны не только вашим детям, но и вам, если вы не столкнулись с ними раньше. Если вы не забыли того ребенка, что живет внутри вас. Если вы хотите лучше понять собственных детей – и расставить для них «маячки» в безбрежном и не всегда безопасном море современной информации. Книга первая: Ирина Токмакова, «И настанет веселое утро» Кажется, что эта повесть написана задорной молодой женщиной или даже девчонкой. Но на момент публикации книги, Ирина Токмакова, которой сейчас 92 года, была уже пожилой. Но что такое возраст для хорошего детского писателя? Это всего лишь цифры в паспорте… Девочка Полина переживает из-за того, что в ее доме не так часто бывает веселое утро – папа ругается на бабушку, мама ссорится с папой и вдобавок берет много работы домой, все хотят купить цветной телевизор, а собаку Полине никто покупать не хочет. Полину выручает принявшая человеческий облик звезда Ая, вместе с которой они отправляются туда, где не было ни цветных телевизоров, ни ковров, но было хорошо и весело – в город Крутогорск, в «сразупослевойны», где дедушка Полины дарил ее бабушке алые и белые розы, купленные за бесценок у армянина Вардкеза. Розы нужны, чтобы прогнать хмурцов – существ, которые поселились в доме и питаются радостью и улыбками. Все кончается хорошо: папа приносит домой те самые розы, купленные у таинственного армянина, мама улыбается, все решают выкинуть ковер и купить Полине собаку. Написано удивительно легко и светло – все-таки в советское время книги для детей проходили очень строгий отбор не только по идеологии, но и по качеству текста. Прочтите (или перечитайте) сами, чтобы вспомнить, что не в коврах счастье (и даже не в их количестве). Книга вторая: Монтейру Лобату, «Орден Желтого Дятла» Один из крупнейших бразильских писателей, журналист и основатель одного из первых бразильских издательств, Лобату широко прославился именно как детский автор. Вместе с тем «Орден Желтого Дятла» появился на свет почти случайно, как бы для развлечения автора. Что ж, «Пеппи Длинныйчулок» и «Винни-Пух и все-все-все» тоже поначалу были милой домашней забавой. Мастерски переведенный Инной Тыняновой, «Орден Желтого Дятла» погружает читателей в сказочный мир, где есть и реальные дети (как главная героиня Лусия по прозвищу Носишка), и тряпичная кукла Эмилия, которая ожила, и Принц Серебряная Рыбка (да-да, он действительно рыбка), и Принц Манговый Ус, и многие другие. Экзотический колорит сказки (все-таки привычные бразильские реалии первой половины ХХ века далеки от нас) только усиливает впечатление и удовольствие от чтения. «Завтра на нас нападут ягуары, штук пятьдесят». Но маленькой Носишке в платье из морской волны от самой донны Паучихи не страшны никакие ягуары – ведь платье сшито по секретам Феи Воображения с помощью Ножниц Вдохновения, Иглы Фантазии и Ниток Сна. Крайне рекомендуется всем творческим людям любого возраста. В советских предисловиях, конечно же, написано и про суровых монахинь из католических школ, жгущих книги Лобату, и про то, что «человек не создан Богом и должен прокладывать себе дорогу в жизни сам, без Божьей помощи». Но книга неоднократно переиздавалась и в наши дни. Книга третья: Эдуард Успенский, «Меховой интернат» Этот человек сделал наше детство. И в этих словах нет никакого преувеличения, ведь именно он придумал Крокодила Гену и Чебурашку, дядю Федора и кота Матроскина, Веру и Анфису, «гарантийных человечков». В свое время один мой знакомый, испортивший свое детство чтением биографий членов Политбюро, Платона и Аристотеля, спросил меня, что из детских книг обязательно нужно прочесть. Первой моей рекомендацией был «Меховой интернат» — повесть-сказка о школе, в которой учатся бурундучок Бурундуковый Боря, белка Цоки-Цоки, волчонок Устин-Летящий-В-Облаках, тушканчик Кара-Кусек, муравьед Биби-Моки и другие. Учит их четвероклассница Люся. Вместе они решают мировоззренческие проблемы: например, всегда ли можно говорить правду? Ведь если сказать правду охотнику Темнотюру, он схватит обитателей интерната и отнесет их на живодерню. Под конец выясняется, что таинственные хендрики, которыми Люся получала зарплату, способны прекратить старение. А звери уходят туда, откуда они пришли – в Гималайские горы, потому что в мире людей им слишком опасно. Не приторная, резковатая, немножко гротескная повесть-сказка, которую обязательно надо прочесть, даже если у вас уже много внуков. Они ведь обязательно спросят вас про очереди в магазине и про медный купорос, которым нужно поливать микрофонные семечки, которые звери оставили Люсе для связи. Книга четвертая: Сергей Павлов, «Лунная радуга» Цикл романов «Лунная радуга» классика советской научной фантастики вообще-то нельзя отнести к детской литературе. Но я прекрасно помню, сколько раз я перечитывала «Лунную радугу», когда мне было 12-14 лет. Я знала ее почти наизусть. В наше время, когда в нише литературы для подростков практически не появляется ничего нового (буду рада, если я что-то упустила, и вы меня поправите), это хорошее чтение для растущего организма. «По черному следу», «Мягкие зеркала» и «Волшебный локон Ампары» посвящены освоению дальнего космоса – Внеземелья (термин Павлова) и возникающим в связи с этим научным, нравственным, психологическим проблемам. Как космос реагирует на пылинку-человека, бросающую ему вызов и дерзающую его завоевать? Как проявляется характер в экстремальных обстоятельствах? Каким грузом ложатся на бывших космодесантников сверхспособности, полученные ими во время давней экспедиции в систему Урана? Возможно, «Лунная радуга» покажется кому-то наивной, несовременной и вообще — «отрыжкой старого советского быта». Не знаю, будут ли зачитываться ей современные подростки, но попробовать стоит. Если не читали сами, прочтите обязательно или хотя бы посмотрите одноименный фильм 1983 года (хотя бы ради Ливанова не в роли Холмса). Источник фото: http://rsc-etestpilot.blogspot.ru/2012/06/blog-post_18.html Книга пятая: Александра Бруштейн, «Дорога уходит в даль» Автобиографическая трилогия («Дорога уходит в даль», «В рассветный час» и «Весна») описывает жизнь Сашеньки Яновской (прототипом которой является сама автор), ее детские и школьные годы, проведенные в Вильне (ныне Вильнюс, Литва) на рубеже позапрошлого и прошлого века. Книга написана простым, живым, увлекательным языком. Детям (особенно девочкам) наверняка будет интересно сравнить свою жизнь с той, что была у маленькой Сашеньки. Для взрослого читателя тут найдется много полезных моментов по общению с ребенком и его воспитанию (чего стоит одна сцена того, как Сашенька вместе с отцом возвращает украденные яблоки – и получает урок на всю жизнь, а папа даже не повысил на нее голоса). В книге отразились и межнациональные отношения («Нам, полькам, не позволяют говорить на своем родном языке», — с горечью говорит одна из маленьких героинь книги), и исторические события (например, дело Дрейфуса). Но главное – это те жизненные уроки, которые получила в своей семье дочь врача и министра по еврейским делам Литовской республики: не врать, не брать чужого, никогда не сдаваться… «Все — вперед, все — в даль! Идешь — не падай, упал — встань, расшибся — не хнычь. Все — вперед! Все — в даль!». Эти слова художника, подарившего маленькой Сашеньке картину «Дорога уходит в даль», автор претворила в жизнь, которая была сложнее и драматичнее той, что описана в книге. Книга шестая: Игорь Жуков, «Неумышленная месть при помощи макаки» Эта тоненькая книжка со странным на первый взгляд названием принадлежит перу нашего современника. Игорь Жуков – великолепный «взрослый» и детский автор. Его часто называют лучшим современным сказочником. Возможно, это так и есть. То, что он пишет для детей, совершенно лишено слащавости, дидактичности или какой-то приглаженности – это всегда великолепные тексты, сочетающие в себе трагизм и юмор, реализм и абсурд. Наследник Хармса и Олейникова, Жуков способен сгустить в коротеньком тексте про Серую Луковку или Самую Толстую Даму Королевства всю нашу жизнь, заставить посмеяться над трагедией или расплакаться над юмором. Впрочем, вы можете взять любую другую его книгу – там вы найдете все те же оригинальные, яркие, ни на что не похожие стихи и сказки для детей… и взрослых, которые не забывают про своего внутреннего ребенка.