Мои подруги часто просят рассказать им о том, как выглядят современные итальянки. У некоторых из них еще живы в памяти томные образы героинь Софи Лорен, другие в угаре итальянского шоппинга не нашли возможности отвлечься от сверкающих витрин и рассмотреть жительниц Аппенин, третьи, ориентируясь на модные журналы, представляют себе лощеных красавиц с гривой цвета воронова крыла, а некоторые и вовсе отождествляют все женское население Италии с обряженными во все черное сицилийскими вдовами. А ведь в случае Италии никак нельзя стремиться подвести всё под единую классификацию, потому что каждый регион Bel Paese может разительно отличаться от соседнего как местными деликатесами и неповторимой кухней, так и чудными пейзажами, говором и внешним обликом его обитателей. Например, на Сицилии, в разрез с расхожим представлением о смуглых красавицах, встречаются и зеленоглазые блондины, потомки викингов. А жители Тосканы кроме сухопарого телосложения могут подчас похвалиться еще и орлиным носом, как у великого итальянского Пушкина, Данте Алигьери, который, кстати, отсюда родом. Южанки обладают округлыми соблазнительными формами в отличие от своих соотечественниц с севера страны: если на севере представительницы прекрасного пола Италии изнуряют себя диетами и пропадают в спортзалах, то на юге еще жива народная вера в то, что некоторая полнота – это косвенный признак достатка. Однако, обратимся к Милану, где я и живу волею судеб уже несколько лет и живопишу местные нравы и местных жителей. Милан, столица области Ломбардия, негласно – но общепризнанно – является также и одной из мировых столиц моды, дизайна, современного искусства и, конечно же, средоточением ночной жизни всея Италии. И вот если вам доведется, даже ненадолго, окунуться в эту последнюю, то вы наверняка заметите, что обитательницы этого итальянского мегаполиса следуют негласному этикету: каблуки (только на выход), черный цвет и макияж smoky eyes – вот как местные амазонки отправляются покорять мужские сердца в миланские джунгли. Оставив в стороне благопорядочных матерей семейств (которые, впрочем, иногда вписываются в какую-либо из ниже описанные категорий), пытливый русский ум наверняка сможет вычленить примерно пять наиболее часто встречающихся женских образов: андрогинная амазонка, провинциалка в образе, стильная штучка, девушка-винтаж, коренная миланка с ног до головы в «марках». А теперь поподробнее! Итак, андрогинные итальянские амазонки одеваются с ног до головы в черное, разбавляя эту нехитрую цветовую палитру разве что белой рубашкой, и носят короткие стрижки. Это эдакая Cat woman, зачастую феминистка, живущая по принципу «я сама все могу». И не приведи Господь мужчине подать руку такой дамочке при выходе, скажем, из трамвая, — на него крепко обидятся. Эта крайне уверенная в себе prima donna везде чувствует себя как рыба в воде и никогда не теряет апломба. Чаще всего встречаются в спортзалах и на аперитивах. «Андрогинная амазонка»: Victoria Bechham В Милане, как и в Москве, равно как и в любом мегаполисе мира, живет много эмигрантов из провинции, «понаехавших». Вот именно эти девушки из Пьемонта, Венето, Фриули или с итальянского юга и составляют следующую категорию жительниц Милана. Они охотно и сразу окунаются в модную жизнь Милана, кочуя по дискотекам в центре города, изучая витрины магазинов на «Монтенапо» (как здесь говорят) на традиционной воскресной прогулке, struscio, наслаждаясь аперетивами в новых модных барах… Им все нравится, все привлекает, и девушки стремятся «наверстать» упущенное, перенимая акцент (или стараясь во что бы то ни стало избавится от своего родного говора), следуя миланской мовиде, стилю жизни и…пытаясь перенять у миланок их чуть небрежную, но шикарную манеру одеваться. В погоне за миланской модой многие теряют свою индивидуальность, а итальянская столица моды принимает в свои ряды новых словно отлитых по одной модели девушек, которые стремятся походить на третий тип жительниц Милана, стильных штучек. «Провинциалка в образе»: Nadia Rinaldi Милан оправдывает свой титул одной из мировых столиц моды и косвенным образом, являясь домом, я бы даже сказала, раем для уже упомянутых стильных штучек, подтянутых, ухоженных, светловолосых «богинь», попадающихся на глаза, в основном, в дорогих ресторанах и магазинах. Этим счастливицам – вопреки всем правилам бонтона и законам логики – чаще всего удается даже одеваться с некоторым подобием хорошего вкуса, хоть они зачастую и «сочетают» в одном наряде разом все остромодные аксессуары и последние достижения мировой fashion-индустрии. Идеальный макияж, блестящие светлые локоны, свежий маникюр, длиннющие ноги, шлейф парфюма – этим они разительно отличаются от среднестатистических женщин, и вовсе необязательно непременно итальянок. И именно за это среднестатистические женщины, и в данном случае итальянки, недолюбливают «стильных штучек». Чему именно завидуют (если завидуют) жительницы Аппенин — ореолу гламура и океану жадного мужского внимания, в котором купаются «богини», или их марочным сумкам, головокружительным каблукам и дорогим украшениям — я не знаю. Стильные штучки часто передвигаются парочками или стайками, и, как и следовало ожидать, официально числятся моделями. И среди них много славянок, надо же, в конце концов, как-то подпитывать расхожие стереотипы о доступности наших женщин, ragazze dell’Est. Мда… «Стильная штучка»: Bianca Balti Однако, идем дальше. На очереди очень интересный и живописный тип – девушка-винтаж. Как правило, коренные миланки, живущие в пределах исторического центра города, — это воплощение скорее французского стиля bourgeois-bohème. И сами они, и их жилище могут выглядеть немного запущенными, но будьте уверены, что квартира в живописном районе Brera требует немалых капиталовложений, а винтажные пальто и шляпки этих вечных девушек не только самые настоящие, но и вовсе недешевые. Возможно, предпочитающие винтаж миланки – самые стильные и честные с точки зрения следования стилю среди всех жительниц города. Правда, им легче – самые лучшие винтажные магазинчики Милана расположены как раз в квартале Брера, таком же богемном, затертом и шикарном, как и его обитательницы. Очаровательные бистро, узкие мощеные улочки, здания цвета горчицы и красного кирпича, воскресные рынки и укромные частные магазинчики, свет фонарей и сигаретный дым – здесь есть где черпать вдохновение. Сумка через плечо, очки в белой округлой оправе, облегающие, но не стретч, брюки или цветастая юбка в стиле хиппи, причудливая бижутерия от безымянного мастера-ювелира – эти дамы верны себе в мелочах, и предпочитают стиль моде, как, кстати, и учила великая Мадмуазель (Коко Шанель). Именно за присущую им небанальность я готова простить девушкам-винтаж и их снобизм. «Девушка-винтаж»: Irene Colzi И раз уж мы заговорили о снобизме, то самое время упомянуть самых высокомерных обитательниц Милана – эдакого гибрида третьего и четвертого типа жительниц города, заявляющих о собственной успешности через нагромождение узнаваемых аксессуаров дорогих домов моды. В Италии для них есть даже отдельный термин — fighetta milanese, «миланская крутышка». Над ними так любит подшучивать остальное население страны, и не всегда беззлобно! Зато в плане стиля здесь все просто и предсказуемо: если каблуки – то шпильки от Gucci, если сумка – то вместительная от Louis Vuitton, если солнечные очки – то непременно Prada. Среди прочих «примет» — браслет-цепочка с сердечком от Tiffany, мопед Vespa или компактная машинка вроде Smart’а, тренч Burberry или (блестящий) пуховик Moncler и обязательно распрямленные волосы. От стильных штучек они отличаются материальной подоплекой красоты: если «богини» олицетворяют отполированную красоту современной Венеры, то «миланские крутышки» блистают лишь в обрамлении дорогих аксессуаров. И если девушки-винтаж из района Брера выделяются своим несколько аристократичным снобизмом, то «марочные» миланки берут свое апломбом и типично миланской гордыней. «Миланская крутышка»: Mara Carfagna Конечно же, сложно ограничиться пятью категориями, чтобы описать всех женских персонажей миланской dolce vita. Хотя их всех объединяет, в сущности, одно — стремление найти простое женское счастье, надежное плечо, на которое можно опереться в трудную минуту. Только все они, такие разные и самобытные, и ищут по-разному: андрогинные амазонки наверняка в глубине души мечтают о настоящем Мужчине, мачо, который уверенно сказал бы «Баста!» их феминистическим порывам; провинциалкам наверняка снится Принц на белом коне; «стильным штучкам» наверняка комфортно с денди и франтом; девушки-винтаж – идеальные спутницы свободных художников; а «миланским крутышкам» подавай преуспевающего бизнесмена на Ferrari. В Италии говорят: «Весь мир – страна», когда хотят проиллюстрировать то, что обычаи и устремления людей самых разных национальностей — на самом деле одни и те же. Вот и итальянки в образе ищут простое женское счастье — кто по дискотекам, кто по арт-галереям, кто по ресторанам, совсем как незнакомые им Маши, Глаши и Кати из далекой России…