Время так похоже на море, собравшее воедино мириады капель-мгновений. Оно бывает благословенным и беспощадным, одаривающим брызгами радости и погребающим в своей пучине осколки человеческих судеб и останки могучих государств.

В первые дни Великого поста меня часто тянет на морской берег. Усеянный высохшими водорослями и тростинками камыша, он так не похож на летнее лежбище разгорячённых людских тел. Замысловатая вязь птичьих следов на песчаной простыне прибрежной полосы, шумное, но незлобное переругивание волн и пьянящая горечь окружающих ароматов создают особую атмосферу, наполняющую душу покоем и какой-то тягой к светлому, доброму, вечному. Весенние встречи с морем дарят минуты неспешных размышлений, соединяющих воедино прошлое, настоящее и будущее.

В последнюю прогулку море было тихим и каким-то грустным. Волны, пугаясь редких вскриков чаек, боязливо жались к ногам и неспешно откатывались назад. Я шла вдоль пенистой кромки, отделяющей воду от суши, восхищалась открывающимися пейзажами и… тосковала по временам неофитства. Да-да, по тому неофитству, которое  нынче принято если не ругать, то воспринимать  с известной долей скепсиса. Увы, но большинство из нас давно забыли, с какой любовью относились к новоначальным в Древней Церкви.

Сегодня наши пастыри не устают говорить о «болезни» и «патологии» неофитства. Тысячи израненных душ поколения 90-ых, пришедших к Христу в молодости или в зрелом возрасте и столкнувшихся с отсутствием знаний и адекватного руководства, тщательно вытирают из памяти любые воспоминания периода своих первых шагов за церковной оградой. Другие тысячи с не меньшим рвением пытаются предостеречь неофитов нынешних, для чего выливают на неокрепшие души килотонны рассказов о младостарцах, не святых священниках и различных церковных нестроениях.  В попытке найти оправдание разбившимся надеждам мы дошли до того, что назвали себя «жертвами времени». Весь труд свелся к положенным посещениям храма, периодическим молитвам и трепу о вере на просторах Интернета.

Я тоже принадлежу к поколению 90-ых и не очень люблю говорить о собственных ошибках прошлого, но иногда мою душу охватывает непередаваемая тоска по себе, оставшейся где-то там за горизонтом ушедших десятилетий. Нет, это не простое желание вернуться в молодость. Почему-то думается, что такая тоска должна была быть у Адама, потерявшего рай и ощутившего потом все «прелести» жизни за дверью Эдема.

Вспомните, сколько сокровенной радости было у нас в своё время от познания бытия Бога! Какая вера горела в сердце! Какое было рвение послужить Христу и Церкви! Разве можно это состояние поставить в один ряд с сегодняшней действительностью, в которой немало случаев пропусков служб, сердечной черствости и лелеянья собственного «Я»? Конечно, нынешним проступкам найдется масса самых разных оправданий — от банальной усталости до необходимости служения своим ближним. Большинство из этих оправданий будут иметь онтологическое обоснование, а если таковых не найдется, то услужливые психологи объяснят нам, что оставить пьяницу мужа, запретить общаться внукам с бабушкой-злодейкой – необходимость, помогающая сохранить себя.

И всё же, что стало лично со мной, если в попытке обустроить жизнь стала забываться простая истина: христианство – не создание приемлемых бытовых условий, не зона психологического комфорта! Это подвиг следования за Христом! Подвиг, в котором приходится иногда жертвовать даже собственной жизнью.

Нет, я прекрасно понимаю – входя в храм, нужно снимать только шапку, а не голову. И в христианстве есть место и нормальным бытовым условиям и зоне психологического комфорта. Но как получилось, что призыв уподобиться Спасителю почти утонул в гуле раздающихся вокруг голосов: «Мы – не монахи, и все человеческое нам не чуждо!»? Да, житейское море не менее коварно, чем естественный водоём: в минуты своих треволнений оно может истрепать и самых опытных. Что уж говорить о юнгах? Но как по мне, опасность несет и беспечный романтизм юноши, и циничность бывалого морского волка, осаживающего сальными шутками молодого моряка в момент любования серебристой гладью.

– Знания порождают печали, – прошумело море.

– Наверное, – произнесла я вслух, и в тот момент так захотелось обменять имеющийся багаж жизненного опыта на тот костер веры, который освещал собой весь окружающий мир в первые годы прихода в Церковь.

– Раздуй его вновь! – пробасил стоящий на рейде корабль. И, услышав этот призыв, встрепенувшееся сердце наполнило душу теплом, согревшим даже замерзшие руки.

На обратном пути сорокалетней тетке встретилось множество улыбающихся лиц, и, только подходя к дому, она поняла: виною такого преображения окружающих стала её светящаяся улыбка. Неофитство – особое состояние, вслед которому обязательно должно идти взросление, но как хочется, чтобы и в глубокой старости наши сердца не покидала ревность по вере и здоровая доля максимализма. Иначе, какие же мы тогда христиане?

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Самая простая женщина, мать двоих детей. Частный предприниматель, мечтающий сменить этот титул на звание фрилансера.

Другие статьи автора
новые старые популярные
92249

Елена, как Вы правы… Я часто вспоминаю свое "неофитство". И хочу вернуться в то состояние. С одной стороны, хорошо, что не я одна такая, а с другой…. Как всё это печально…

00009999

Возникает вопрос "как" 🙂 Горение веры — прекрасно, но можно ли войти дважды в одну и ту же реку? Мне кажется, всему своё время. И нам, "отгоревшим", главное — удерживаться на плаву и молиться, чтобы Господь направил нас по Своему разумению. У меня не было периода новоначалия. Как только меня начинало заносить, циничный муж своими сальными шуточками возвращал меня с небес на землю. И я немного завидовала подругам, которые могут — ах! — поехать к старцу! Отстоять часовой молебен! Сходить на лекцию о нужности-и-важности восстановления монархии с последующим крестным ходом! Поехать на месяц восстанавливать разрушенный храм! Мне казалось (да порой… Читать далее »

Ivinskaya

конечно, надевать памперсы нецелесообразно, но сохранить детское доверие Богу хочется. Ну, лично мне хочется. И не потеряться в заботах, памперсах уже собственных детей и фантомных болях прошлого тоже не помешало бы

А ведь если пост "удаётся" (удачнее термина не подобрала), то и "горение" в какой-то мере возвращается, поэтому после одного "удачного" для меня поста, я перестала бояться его прихода, как было раньше, а наоборот, жду, в надежде, что смогу пройти его вот так, как тогда…

Алла

Дорогие мои! Наша ошибка в том, что мы прекратили свой бег ко Христу. Кто заставил нас сузить горизонт веры? Где и обо что мы споткнулись? Призывающая благодать, наша духовная весна — это был сильный призыв на всю последующую жизнь. Чтобы горение сердца продолжалось, надо высоко поднять планку, тогда мы не сможем остановиться, потому что достигнуть святости, а именно к этому мы призвану Господом: " Будтье святы, якоже Аз свят есмь", — мы не сможем и во всю свою жизнь, но ведь здесь главное ДВИЖЕНИЕ. Хватит остановок и оглядывания назад. Вперед и вверх! Вот путь. И смиренное неустанное прошение Богу помочь… Читать далее »

Tomasina

Мне понятно настроение автора, но в целом не согласна. Неофитство не было бы неофитством не неси оно в себе некоего детского максимализма. Оно в чем то подобно прекрасному чувству влюбленности которому полагается вырасти в ЛЮБОВЬ, а это весьма трудный путь, и часто ой как хочется нырнуть обратно во влюбленность по самые ушки от этих самых трудностей. Вопрос-то в другом — от неофитства ушли, к чему пришли? На него каждый отвечает по своему

tim_vika

И я скучаю по поре неофитства. И пыла того не хватает, и чистоты. ..

Riva

А у нас в семье неофитство было не мое, а скорее мамино. И это был кошмар. Инквизиция и крестовые походы!!! Неет, я обратно не хочу. Вот только "где мои 17 лет?"… их жалко. Впрочем, маму стараюсь не судить — что было, то прошло. Значит, так надо.

radistkacat

и у нас- мамино ))). Тоже, не лучшее время. Но всему свое время.

На этом сайте встречала фразу "Если в семье появляется хоть один "праведник", все остальные становятся мучениками")))

Ага, впору открывать "курсы реабилитации родственников тех, кто начал воцерковляться"… В любом случае, это довольно большое испытание для родных.

MaryNightingale

Спасибо!

Zeru

Я переживала состояние неофитства аж два раза. И кто бы знал, как я хочу пережить его хотя бы ещё раз! А то ведь не дай Бог, так и помру теплохладной… 🙁

Ivivskaya

Беда в том, что в повседневной суете мы частенько не замечаем собственной теплохладности. Увидеть её — уже маленький шажок на пути ко Христу

Zeru

Да толку-то, если не удаётся с ней бороться? Чувствую себя буквально как парализованный инвалид — всё вижу, а "встать и ходить" не могу… 🙁

гость

Может, не полностью, но частично на вопрос «как?» отвечает прот.Владимир Воробьев (есть в инете) в своей книге «Покаяние, исповедь, духовное руководство» (см.п. Церковные будни). После неофитства наступает 2-ой этап, и требуется, набравшись мужества, решимости и жертвенности, перейти некоторый рубикон для продолжения духовной жизни. Но, оказывается большинство перед этим рубиконом останавливается и не хочет идти дальше (идут дальше, увы, только 10 из 1000, как пишет автор). Преп. Серафим тоже говорил, что людям не хватает решимости и мужества, чтобы жить как во времена раннего христианства. Христос тот же, а мы – другие. Одного мудрого человека тоже спросили, почему нет старцев сейчас. Он… Читать далее »

Похожие статьи