Крыс поместили в замкнутое пространство. Их совсем юное, еще ни о чем неосведомленное потомство закрыли в другом помещении. Когда малыши подросли, они оказались вполне осведомленными и «образованными». Больше того, непостижимым образом они обладали всеми теми родовыми знаниями, которыми владели их матери и которые те могли бы передать своим детям в естественных условиях. Никогда не видя своих родителей, дети воспроизводили, копировали  их действия в идентичных смоделированных ситуациях.

Есть одна проблема, которая не то что волнует, скорее, интересует меня: вот уже пару десятков лет я присматриваюсь к целой плеяде женщин, превратившихся за это время для своей семьи в практически незаметный обслуживающий персонал.

Год за годом я наблюдаю за тем, как они все больше и больше сливаются с мебелью, со стенами, с окружающей действительностью, хотя – теоретически – готовились к совершенно иному. Каждая, сделаю специальный акцент на этом слове, КАЖДАЯ из них – москвичка (и в данном случае это не снобизм, а описание определенного статуса) из довольно приличной семьи, где воспитанию детей уделялось достаточно времени. Каждая некогда была весьма хороша собой и одевалась с большим вкусом. Все получили высшее образование, а большая часть закончила МГУ. Выходили замуж не то, что без принуждения – по большой взаимной любви: со стороны их роман выглядел сказкой. Умом и заботливостью муж был не обижен, да и зарабатывать мог и хотел… Их жизни можно было позавидовать, и, что греха таить, многие завидовали. На какое-то время жизнь разводила нас, чтобы потом, при встрече, я переставала узнавать своих приятельниц.

Так выходило, что мы не просто встречались, когда круг замыкался, я вдруг приезжала жить к ним, по нескольку раз возвращаясь. Так что история всех героинь наблюдалась в развитии. Сначала я видела легкое раздражение, слушала жалобы подруг на суетливые мелочи. В следующий приезд я вдруг замечала, что дети начинают разговаривать с матерью в приказном порядке, а те позволяют, сносят подобный тон. «Из-за тебя я сегодня пропустил футбол, потому что ты не постирала мои гетры», «Ты мне не приготовила бутерброд, и я целый день сидела голодной», муж канючил: «Ты не напомнила, куда мне идти, и я из-за тебя…» Еще через какое-то время приходилось признать, что мужья либо перестают замечать существование своей второй половины, либо – что еще хуже – их, очевидно, раздражает даже случайное прикосновение, любое обращение к ним некогда обожаемых жен.

Совместные обеды и ужины стали пыткой. Мальчик, уткнувшись в книгу (телефон, iPad), не глядя, мог пощелкать пред лицом матери пальцами, что означало, что она должна подать соль. Муж сидел ровно таким образом, чтобы можно было без помех смотреть очередной матч. Девочки канючили, что еду мать приготовила не такую, не ту, что они не станут есть из этих тарелок, пить из некрасивых стаканов.

Я смотрела, как мои приятельницы суетливо бегают от стола к кухне, даже не пытаясь присесть вместе со всеми, как ни один из разговоров не был обращен к ней, кроме требований в форме приказов, как…

И тут я осознала, что каждая из бывших успешных, интересных, умных красавиц превратилась в бестелесную обслугу, днями напролет выполняющую не слишком важные, второстепенные обязанности, тем не менее наполняющие сутки якобы заботами о семье. Что все они сильно подурнели, а некогда модная одежда больше походила на тряпье. Причем те, кто отощал, носили бесформенные штаны и огромные балахоны, а раздавшиеся «в плечах», напротив, не снимали детские маечки и джинсы на три размера меньше, от чего все «булочки» (любимое слово историка моды Александра Васильева) становились еще более выпуклыми и уродливыми.

Но дело даже не во внешности. В глазах не было света, интереса, любви, жизни. И это страшно пугало. Конечно, можно было попробовать «поговорить», но разговор вращался вокруг мелких претензий, суетливых обид «а я, а он», либо «я им все отдала, а они мне (меня, обо мне)».

В такой ситуации оказалось бесполезно говорить, что мужьям они перестали быть интересны, потому что они неинтересны самим себе. И глухой заслон стоял на разговоре о собственной вине перед детьми, которые – неприятный парадокс – воспитаны куда хуже, чем их сверстники. Еще один блок поставлен  на разговоре о том, что их родные сыновья именно благодаря матерям становятся клонами своих отцов и что они воспитываются по лекалам, полученным по наследству от свекровей. Тех самых женщин, к которым предъявляется немало претензий в том, что мужья оказались не теми принцами, которыми казались в молодости.

И вот что интересно — все эти женщины воспроизводили жизненные установки, модели поведения своих матерей и бабушек. Без учета изменения жизненной ситуации, исторического контекста, бытовых условий, приобретенного воспитания и образования, даже живя в других городах или странах, они, сами того не замечая, копировали своих матерей…

В середине 80-ых годов прошлого века английский биолог Руперт Шелдрейк представил теорию морфогенетических полей, о том, что все природные системы от кристаллов до растений и животных, включая человека, обладают коллективной памятью – опытом, накопленным в течение многих миллионов лет, который и определяет их поведение, строение и внешние формы. Профессор Ралф Хэннон уточнял, что «эти поля служат матрицей, формирующей и регулирующей каждую последующую единицу одного и того же типа. Эти новые единицы настраиваются на уже имеющийся архетип, неограниченный пространством и временем, или входят с ним в резонанс, а затем воспроизводят его».

Теория Шелдрейка признания не получила, более того, была признана спорной, недоказанной, ошибочной. Только подопытные крысы продолжали помнить поступки своих родителей. А мои подруги снимали кальки с поведения своих матерей, продолжая ощущать себя в своей жизни и для своей семьи пустым местом.

Безусловно, было бы очень просто списать все проблемы на М-поля и сделать ответственным за собственные промахи и ошибки Шелдрейка с Хэнноном. Очевидно, что проблема каждой отдельно взятой семьи куда глубже. Самый простой способ преодолеть проблему – попробовать проанализировать собственное поведение, а не остальных членов семьи. С другой стороны, он же самый трудный.

Кстати, вопрос «упадничества» и деградации женщин интересовал меня не только с точки зрения поведенческого анализа, но еще и потому, что я часто задумывалась о будущем этих семей. В стандартной ситуации они, скорее всего, были обречены на вялотекущее несчастливое существование. А вот если с матерью что-то случится? Скажем, что будет, если она сломает ногу или попадет в больницу надолго? Оказывается, в нетипичных случаях в детях и муже может проявиться то хорошее, что похоронено под пустотой, и вся семья неожиданно получит второй шанс. А если не случится…

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Мария Свешникова – журналист, пишущий о религии, рок-музыке, кино, проблемах подростков, театре, благотворительности... Как она сама шутит, о чем-то одном говорить - «королевство маловато, разгуляться негде», - отдавая тем самым дань великому драматургу Евгению Шварцу (цитата из монолога Мачехи в «Золушке»). А еще, когда тема ей кажется заслуживающей особого внимания, Свешникова пишет колонки. Порой спорные, не всегда «удобные» для читателя, ставящие вопросы, принуждающие, заставляющие думать.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Gerda

Ну какие такие "поступки" у крыс?))) смешно.. А по поводу статьи..не совсем понятно, к какому выводу призывает автор? Давно известна шутка о том, что то что делает женщина по дому не заметно, до тех пор, пока она не перестанет это делать) Ну и что? Если, некие дамы себя "запустили" и ближних "распустили" так от этого МГУ не страхует..)

О'ксана

Автор, так что же делать??!!

5julia68

я не автор, но у меня есть точный выстраданный ответ — меняться. хотя бы понять, что это необходимо

Гоблинище

И я не автор, но ответ тут очевиден — менять себя, совершенно точно. А еще лучше — не допустить с самого начала подобного отношения к себе. Уважать себя — и воспитывать детей. А мужа…. как вообще возможно такое отношение?

Да, тема ныне популярная. Спасибо автору. Мне вот только интресно, женщины это читают, а мужчины читают что-нибудь, работают над собой? А то получается, как в в том анекдоте про сумасшедший дом: Я-то знаю, что я — не зерно. А знает ли об этом петух?

Гоблинище

Мужчины тоже читают — иногда 🙂 но приведенная в статье ситуация на 99% зависит от женщины. Мужчина, хоть он сто статей прочитает, работать над собой будет только в том случае, если женщина так или иначе даст ему понять необходимость этого. Покажет неприемлемость такого обращения с собой.

HelValShi

Действительно. Что-то слишком натянутый крысиный пример, там все поступки на уровне инстинктов, было бы странно, если бы они не повторяли самые простейшие и естественные телодвижения. Или это были особо обученные крысы, которые знали азбуку, умели пользоваться кубиками Зайцева или, на худой конец, обожали те же экзотические блюда, что их родители. Если те обожали тоже в свою очередь…

Riva

О-о! Это как раз про "цель, которой страшно достигнуть"))) Сейчас все перепугаются и никто замуж не захочет…

5julia68

Выход есть, второй шанс реален. но очень травматично. и не всегда брак можно спасти. но главное ведь- начать жить по-другим установкам.

Элина

Похоже, предыдущие комментаторы совсем не поняли мысль автора: далеко не безграмотные и не затюканные, как в мусульманских странах или в глухих деревнях, женщины отказываются брать на себя ответственность за свою жизнь и становятся добровольными служанками в собственной семье. Чем повторяют сценарий миллионов и миллионов женщин до них. Чем не животные инстинкты?
Правда сценарий служанки не единственный, есть и другие, ничуть не лучше. Но и эти другие сценарии повторяются из поколения в поколение с незавидным постоянством.
А крысы очень умные животные. Далеко не все их поступки инстинктивны.

Мария

А вы, Элина, призываете женщин найти свое дело и сбежать на работу что ль? У мусульманских семей бы как раз поучиться налаженому быту и тому, как делать всех членов семьи и себя счастливыми.

Angelinyshka

Почему сразу сбежать на работу? Научиться уважать себя.

Nata.

Полагаю, что у этих женщин первоначально были и амбиции, и лидерство в характере, и цели и желания и стремления. Но кто-то им видимо навязал стереотипы по "правильную патриархальную семью" и они решили себя под это дело поломать. Итог очевиден…

Гоблинище

Статья иллюстрирует распространенную модель, но кто виноват, что такая модель вообще оказалась возможна? Конечно, если уже все так запущено, женщине ничего не остается кроме как в больницу загреметь, потому что нелогично будет, если она вдруг восстанет против того же, чему всю жизнь способствовала 🙂 Но ведь на самом деле — все сделано ее руками. Человек такая зараза — все сделает, что будет позволено 🙂 и муж, и дети, и — зеркально — жена, только женщина реже оказывается в таких условиях, что все ей прислуживают )) Материнская любовь, не очеловеченная разумом, приводит к тому, что дети будут с матерью разговаривать матом,… Читать далее »

mamakatja

уважать себя можно заставить только поступками, а не тем, что ты вдруг перестанешь быть тем, кем и задумана- хранительницей очага.

Христианская, мусульманская или иудейская семья — в основе любой из этих религий, каждый член семьи должен жертвовать собой…. Любовь — это жертва! Не важно в какой конкретно роли: мужской или женской — оба жертвуют! Без жертвы и терпения крест не пронести. Так что не обязателно уточнять религии. Потому как проблема не в особенности религиозного воспитания, а проблема в его индивидуальной интерпритации. На Руси, в обычной славянской семье женщина себя отдвала семье и мужу на столко же полно как в некоторых мусульманских семьях сегодня но и то не во всех….. И раньше жeнщины были обделяны взаимностью, я думаю, не меньше чем… Читать далее »

Гоблинище

Конечно, хотим! И, самое главное, получаем ))))) Как же не отдавать? свое здоровье мать детям отдает…. а мужу — ну, муж, в идеале — это я сама. Себе что отдавать-то? ))

Angelinushka

"Христианская, мусульманская или иудейская семья — в основе любой из этих религий, каждый член семьи должен жертвовать собой…. Любовь — это жертва! Не важно в какой конкретно роли: мужской или женской — оба жертвуют! Без жертвы и терпения крест не пронести. Так что не обязательно уточнять религии. Потому как проблема не в особенности религиозного воспитания, а проблема в его индивидуальной интерпретации",- согласна полностью. Но любовь и самоуважение не противоречат друг другу. Жертвовать самоуважением не нужно. В семье, в которой муж не ценит жену, нет любви. Жена — не служанка, жена должна организовать быт, но свой вклад в быт вносят и… Читать далее »

Похожие статьи