Читайте также: Сильная женщина на крысиных бегах Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее! Льюис Кэрролл Жизненные изменения всегда сопряжены с кризисом, с болью, слезами и безысходностью. И чем невыносимее боль, чем сложнее с ней контактировать, тем неотвратимей появляется его величество выбор. Он постоянно приходит в снах, слышится в обычных диалогах на детской площадке, читается между строк в книгах… А иногда его озвучивает близкий человек. Анечкин муж был терпелив и надёжен, была у него такая фантазия – быть надёжной стеной и создавать возможности для семьи, много зарабатывая, но совершенно не включаясь в дела семьи эмоционально. А уж если дела на работе начинали идти из рук вон плохо, то муж просто замыкался в себе и мог неделями не разговаривать, а любые Анины попытки выйти на контакт воспринимал как наезд и желание поскандалить. «Я так больше не могу», — иногда Анна уже не могла терпеть и начинала кричать. Сделать что-то такое, чтобы дорогой супруг наконец-то заметил её страх и ужас. «Истеричка», — огрызался мужчина, иногда добавляя про то, что он не жалеет живота своего и трудится, чтобы у жены и детей было всё. Однажды Аня не выдержала, схватила подушку и начала бить мужа, невозмутимо смотрящего кино. Ей было стыдно, противно, мерзко, но остановилась она только тогда, когда муж сгрёб её в охапку и силой заставил замолчать. «Да, у нас есть фен, тостер и пылесос, но у нас нет папы, он постоянно отсутствует, он постоянно в своей милой работе. Ты думаешь, что ты дома, когда пишешь свои презентации или ковыряешься в бумажках! Ничего подобного, ты делаешь всё, чтобы не быть с нами. Конечно, проще откупаться деньгами, чем просто поговорить. Как меня это всё достало! Лучше прибей меня сразу, чтоб я так не мучилась. Хватит играть в счастливую семью и делать вид, что все так живут. Мне плевать на всех с Останкинской башни, я так не могу, не хочу и не буду». Аня долго не могла заснуть той ночью, размышляя над сложившейся ситуацией. Она отлично понимала, что идеальные мамы и жёны не бьют мужей диванными подушками, не ругаются матом и не угрожают разводом. Идеальные мамы и жёны вообще не попадают в кризисные ситуации, не выясняют отношений, не выходят замуж за чёрствых сухарей, не рожают непослушных детей и, похоже, просто не существуют. А если так, то как жить? Вы, наверное, помните, что Анечка в детстве была окружена перманентным бедламом и не получала действительной опоры в жизни. Зато идеально освоила премудрость выключаться из реальности. Надо только сжать в кулачок все свои силы, стиснуть зубы и как-нибудь переждать нестабильность. Чтобы не видеть происходящего, можно мечтать о том, как прибежит единорог и увезёт девочку в страну чудес, где на деревьях растёт сладкая вата, или взять книжку с приключениями и представлять себя то на мачте корабля, плывущего открывать новый путь в Индию, то в Изумрудном городе. А ещё – представить, что ночью игрушки оживают и ходят в гости друг к другу. Вот только нестабильность, похоже, затянулась. Стала второй кожей, за которой уже не видно саму себя в первозданном виде. Идеалы из правильных книг помогали Анечке собрать себя, найти опору и задать вектор действий. Она всегда знала, как она не хочет жить, но только сейчас начала задуматься, а что бы её устроило? Воображение рисовало всё новые и новые воздушные замки. Вот румяные дети, которые утром с радостью встают, без вопросов чистят зубы и едят гречневую кашу, потом без капризов идут гулять, убирают свои игрушки перед сном, постоянно себя чем-то занимают… Рядом с ними, конечно, будет спокойно и радостно. День, два, три… Все девочки со двора завидуют и спрашивают: «Аня, ты просто гений педагогики, как тебе это удаётся?» Вот только кто кому будет мамой, а кто кому детьми – непонятно. Вроде бы Аня должна создавать им условия, а не они ей. Эта странная и непонятная мысль очень удивила нашу героиню. Но что со всем этим делать – было совершенно непонятно. К тому же, она бы не хотела жить так, как мечтала её бабушка. А мечтала она о том, чтобы внучка любила вышивать сложные картины, читала по вечерам Шекспира в подлиннике и вышла замуж за внука её лучшей подруги. На последнем пункте Анечку начало подташнивать. Нет, нет и ещё раз нет! Но если она не хочет играть в бабушкину игру, то почему её мальчишки должны? Пусть дальше рисуют на обоях головоножек и устраивают под диваном домик. Возможно, в этом есть какой-то высший смысл? В ту ночь Аня почувствовала этот выбор просто на физическом уровне. Перед глазами промчались несколько параллельных кинолент с ней в главной роли. В первом Аня продолжает играть роли и ожидать, что однажды муж, дети, подруги, Господь Бог явным образом дадут ей волшебную пилюлю, после которой всё будет так, как она намечтала, все вдруг перестанут быть собой и тоже поиграют в идеальную игру. В этом мире все счастливы, понимают друг друга с полуслова, там нет голода, воин, никто не болеет, даже кариес в зубах не образуется. А что тогда там будут делать стоматологи? Ане вдруг показалось, что в этом мире нет души, там даже жить как будто незачем. Если уже всего достиг, если не о чем мечтать, если нет никаких вопросов, если вокруг вечное солнышко, то от такой шоколадной действительности, извините, попа слипнется. Вот только скорее всего исход будет другим. По их идеальному дому будет гулять старушенция по имени Анечка с идеальной причёской, требуя от близких соблюдения всех норм, до конца своих дней оставаясь застывшим изваянием, карикатурой, в которой нет никаких чувств и никакой жизни, один беспредельный закон. И на поминки придут только самые близкие, оплакивая не то что бы её саму, а то, что дорогая жена, мама и бабушка так и не нашла в себе силы взглянуть в глаза собственной правде. А на том свете Бог покажет ей, какие моменты выбора в своей жизни она не заметила из-за страха потерять иллюзию ради реальности. Утром Анечка решила попробовать провести ревизию собственной жизни и внимательно рассмотреть свою жизнь, которой она как будто раньше и не видела. Жить в параллельном мире, утопать в иллюзиях, мечтать о небесных кренделях иногда полезно. А вот признаться себе, что в этом сюрреализме ты гуляешь уже последние пару-тройку десятилетий, а в это время настоящее остаётся незамеченным – очень больно. Но ведь если все эти мелочи жизни, пыльные книжные полки, грязные носки, прокисший борщ и есть жизнь, то придётся много работать. Сколько сил уходит на то, чтобы быт не разрушился, а почему она решила, что не надо вкладываться в отношения? Конечно, можно сказать, что муж сам дурак ненормальный, смотрит на неё как на стенку и не реагирует на внешние раздражители. Но разве она сама сильно замечает его просьбы? Аня вспомнила одну историю из жизни. У подруги муж был классическим диванножителем, работал на кое-какой работе, вечерами играл в стрелялку, пил пиво и брюзжал о том, как плохо жить. А тут ему стукнуло сорок лет – юбилей. Жена уже давно перестала видеть в нём мужчину, но день рождения же, надо как-то что-то сделать… «Даже не знаю, что ему подарить. Он ничем не интересуется, кроме пива. Может, свитер ему подарить, в старом этом уже на бомжа похож, как увижу его, так всё желание пропадает. Ну или набор инструментов, может, починит мне наконец-то шкаф в коридоре»… Но одна из подруг вдруг сделала смелое замечание: «А ты ему пиво и подари! Ты бы сильно порадовалась, если б он тебе на день рождения вручил стиральный порошок, чтоб ты лучше стирала?» Надо сказать, что подруге терять уже не было, но она решила рискнуть и в день рождения мужа пошла в супермаркет и набрала 40 разных бутылок пива (представляете, как на неё кассиры смотрели) и выставила перед диваном в виде сердечка. По словам подруги, когда муж увидел эту картину, он расплакался. У этой семьи и до сих пор всё не очень гладко, но появилась какая-то надежда, как будто случилась встреча двух людей, которые просто жили бок о бок и желали друг другу скорейшей моментальной смерти. Ане тоже очень захотелось снова встретиться со своим мужем и попытаться понять, что за человек живёт рядом с ней. Не переделывать, не внушать, не ждать, когда он изменится и станет сострадательным, внимательным и чувствительным. А увидеть его молчание и понять, о чём оно. Вспоминая о том, сколько всего она не замечала, сколько шансов уже упущено, сколько сил истрачено на дурацкие идеи фикс, Аня начала плакать. И плакала, пока не стало светать, пока солнце не осветило новый день, потихоньку выхватывая из темноты то цветок на окне, то штору, то зеркало… Утро наступало, и его никто не мог отменить. Продолжение следует