Мировой кинематограф – и с той, и с этой стороны океана – любил живописать школьные будни старшеклассников. Большинство фильмов, связанных с учебой, которые в первую очередь приходят на ум, оказываются родом со школьной скамьи, но никак не со студенческой. Несмотря на это, в этом подборе фильмов хотелось как можно более широко охватить данную тему. И напомнить о студенческом мире, рассказанном с разных точек зрения, — возможно, даже противоположных. «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», новелла «Наваждение» (СССР, 1965, Режиссер – Леонид Гайдай) Время сессии. Студент Шурик (Александр Демьяненко) вовлечен в бурную подготовку к этому важнейшему событию. В ход идут хитроумные самодельные радиопередатчики, чужие конспекты товарищей и даже посещение квартиры прекрасной незнакомки, прошедшее совершенно незамеченным из-за погружения в учебу. Самая смешная, пластичная, откровенная и невероятная история о студенческой жизни из той эпохи, когда еще казалось, что у мира был шанс сохранить человеческую душу в невинности. Прекрасные актерские работы до сих пор дарят зрителю настоящий праздник. Советская классика, не рискующая стать архаизмом. «Моя любовь на третьем курсе» (СССР, 1976, режиссер – Юрий Борецкий) Фильм снят по повести Михаила Шатрова «Лошадь Пржевальского». История о том, как студенты задумали построить коммуну на почве стройотряда, оказалась изрядно пророческой. Сравнение студенческой компании, в которой возникают естественные трения и проблемы, свойственные человеческим отношениям, с условной моделью целой страны легко микшировалось с идеологическими проблемами застоя советского общества. И мало кто помнит, что известная песня «Как молоды мы были» именно из этого фильма. «Баламут» (СССР, 1978, режиссер – Владимир Роговой) Провинциальный парень по имени Петр Горохов (Вадим Андреев) приезжает из деревни в Москву и чудом поступает в престижный экономический вуз. За свою любовь к правде и душевную прямолинейность герой получает прозвище Баламут, но любовь к иностранной студентке поворачивает его жизнь вспять. Становление практически шукшинского конфликта – город сталкивается с деревней – решено в более лёгкой форме: к финалу будущее героя предполагает много вариантов развития. Смешной и одновременно грустный приговор советской реальности конца 70-х. «Общество мертвых поэтов» (США, 1989, режиссер – Питер Уир) Фильм, давно ставший классикой и достойно получивший «Оскар» за сценарий. 50-е годы. Закрытый престижный колледж для мальчиков оживляется нестандартным подходом к преподаванию английской литературы новым учителем Джоном Китингом (Робин Уильямс). Наставник посвящает студентов в тайну «Общества мертвых поэтов» и учит их тонкостям понимания жизни и культуры. Глубокий фильм Питера Уира отличает удивительно точно воссозданная атмосфера ретро – настоящий пример киноискусства и реализма. «Какая чудная игра» (Россия, 1995, режиссер – Петр Тодоровский) Однажды, в начале 50-х, с известнейшим впоследствии актером Николаем Рыбниковым произошел скандальный случай. Из-за розыгрыша, получившего политическую окраску, студент чуть было не был исключен из института и «выброшен» из комсомола. Петр Тодоровский снял фильм, где поставил во главу сюжета четырех студентов киноинститута и попытался рассказать об этих событиях, явно критикуя сталинское время и его сложные нюансы. Но за острой критикой куда более отчетливо проступает неподдельное желание жить, свойственное молодости, и её бесшабашность, так часто рифмуемая с риском. «Умница Уилл Хантинг» (США, 1997, режиссер – Гас Ван Сент) Очень простой, но важный для понимания психологии взрослеющего подростка фильм. Очень разговорный и камерный, он не предполагает и намека на развлечение во время просмотра. Уилл (Мэт Дэймон) – вундеркинд, блестящий математик и вообще гений, по иронии судьбы моет полы в престижном университете. Неизвестно как бы сложилась его жизнь, если бы не встреча с психологом (Робин Уильямс), вместе с которым они пытаются вести долгие разговоры о личном и нравственном выборе. «Стиляги» (Россия, 2008, режиссер – Петр Тодоровский) Мюзикл из жизни иной студенческой прослойки – золотой молодежи, помешанной на Западе, куда благодаря случайной любви попадает комсомолец Мэлс (Антон Шагин). В 50-е годы в СССР вошел в моду свингующий «буржуазный декаданс», на который, как бабочки на огонь, слетались поборники иной нравственности и безжалостно вспарывали брюки, наказывая несознательных. Фильм интересен как слепок времени, но пропитан идейным подтекстом, слишком прямолинейным для реального положения дел. «Блондинка в законе» (США, 2001, режиссер – Роберт Лукетич) Если бы речь шла исключительно об актрисе Риз Уизерспун, то в эту десятку прежде всего нужно было включить редкий фильм «Выскочка» — яркую психологическую драму, действие которой происходит в школе. Но в нашем случае речь идет все-таки о студентах. И в качестве разрядки можно предложить незамысловатую, очень голливудскую, но по своему довольно смешную «сказку» о том, как обожающая все розовое и маленьких собачек блондинка завоевывает юридический факультет Гарварда. «Улыбка Моны Лизы» (США, 2003, режиссер – Майк Ньюэлл) Женский ответ «Обществу мертвых поэтов», усиленный доминантой гендерного нерва, свойственного слабому полу. Те же 50-е. В закрытый фешенебельный колледж для девочек приезжает новая учительница Кэтрин (Джулия Робертс). Она обнаруживает, что во времена, когда женщины активно борются за свои права, в колледже царят обывательские ханжеские нравы, построенные на лицемерии. Постепенно она завоевывает сердца студенток и помогает им найти свое место в жизни. Именно отсюда и берет свое начало настоящий феминизм. «Социальная сеть» (США, 2010, режиссер – Дэвид Финчер) История создания популярной социальной сети Facebook молодым студентом Гарварда Марком Цукербергом и его более обеспеченным лучшим другом. Финчер наглядно показал, что ради наживы переступить через дружбу или иные обязательства — дело нехитрое, особенно если друг вхож в гарвардские клубы, куда простым смертным хода нет. Интрига заключается еще и в том, что каждый из героев считает себя полноправным создателем Facebook и в судебных разбирательствах излагает свою версию известных событий. Поучительное и одновременно очень стильное зрелище.