«Слабый пол». Так до сих пор принято говорить про женщин в мужском обществе. Разговор разговором, но любая женщина знает — когда наступает пик критической, крайне опасной ситуации, она способна дать фору любому мужчине. Но в этом обзоре речь пойдет не о сильных героинях-воинах из фильма «Убить Билла» и прочих «женских» боевиков. И не о феминистках, активно отвоевывающих себе право действовать на равных. Здесь хочется вспомнить истории, в которых рассказано о стойкости скорее духа, нежели тела. Перед вами десять лент о женщинах, попавших в трудные ситуации и нашедших в себе силы выйти из них победительницами. «Унесенные ветром» (США, 1939, режиссер – Виктор Флеминг) Аристократка из южного штата Джорджия, очаровательная Скарлетт (Вивьен Ли) оказывается свидетельницей того, как Гражданская война между Севером и Югом рушит до основанья ее привычный мир. В сложных обстоятельствах настоящего краха цивилизации она борется за свое благополучие, иногда не слишком честными методами. Но никогда не сдается. Классика из классик голливудского кино. Одноименный роман Маргарет Митчелл был столь популярен, что когда речь пошла об экранизации, выбор англичанки на главную роль поначалу вызвал настоящий скандал. Но благодаря невероятной харизме Вивьен Ли, ее Скарлетт настолько полюбилась зрителям, что они не только простили ей все ее грехи, но и нарекли вечным символом Америки. В России героиня также оказалась не обделена зрительской и читательской любовью, споря в популярности с не менее знаменитой героиней французской исторической эпопеи Анжеликой. «Дождись темноты» (США, 1967, режиссер – Теренс Янг) Сьюзи (Одри Хепберн) – прелестная женщина, ослепшая в результате автокатастрофы. Однажды она оказывается невольной обладательницей тряпичной куклы, в которой зашито большое количество героина. В дом Сьюзи приходят трое негодяев, среди которых есть садист-убийца (Алан Аркин). Бандиты пытаются выведать у нее, где находится ценный товар. Начинается смертельно опасная игра, где слепая героиня проявляет смелость и хладнокровие. Дождаться темноты, когда шансы будут равны, — ее последняя надежда. Классический триллер с великолепной Одри Хепберн – актрисой, которая как никто другой умеет демонстрировать только кажущуюся на первый взгляд хрупкую беззащитность. Картину отличает неповторимая атмосфера и настоящий, заставляющий вздрагивать всерьез саспенс, действующий на искушенного современными киноприемами зрителя и по сей день. «Роман с камнем» (Мексика — США, 1984, режиссер – Роберт Земекис) Скромница Джоан Уайлдер (Кэтлин Тернер) – автор женских приключенческих романов никогда не проживала их наяву. Но однажды она была вынуждена отправиться в далекую Колумбию на поиски пропавшей сестры. Наивная американка подвергается преследованию таинственных незнакомцев, но помощь авантюриста Джека Колтона (Майкл Дуглас) помогает ей не только избежать гибели, но и пережить невероятно захватывающие приключения в экзотической стране. Один из самых лучших комедийных приключенческих фильмов, когда-либо снятых в истории кино. Поиски сокровищ и зловещие гангстеры, опасность тропических джунглей и необходимая для сюжета любовная история. Все это перемешано в идеальный жанровый коктейль, главным ингредиентом которого является неподражаемая Кэтлин Тернер в роли женщины, способной на внутреннее и внешнее перерождение вопреки всем жизненным обстоятельствам. «Дама в очках и с ружьем в автомобиле» (Франция, 1970, режиссер – Анатолий Литвак) Секретарша рекламного агентства Дани Лонго (Саманта Эггар) никогда не видела моря. В жаркий июльский уикенд она берет «взаймы» роскошную машину своего шефа (Оливер Рид) и отправляется из Парижа на юг. По дороге она понимает, что происходит нечто странное, а после и вовсе обнаруживает в багажнике автомобиля труп незнакомца. Все улики указывают на Дани, девушка начинает подозревать, что сошла с ума, но берет себя в руки и понимает, что попала в хитроумно расставленную ловушку. Экранизация одноименного романа Себастьяна Жапризо, автора лучших детективов на свете. Фильм уступает оригиналу, но все равно является наглядной иллюстрацией того, что порою зря женскую природную сообразительность столь опрометчиво недооценивают мужчины. «В постели с врагом» (США, 1991, режиссер – Джозеф Рубин) Красавица Лора (Джулия Робертс), кажется, имеет все, о чем только может мечтать женщина. Роскошный дом на берегу океана и любящий муж. Но на поверку оказывается, что супруг – жестокий тиран и ревнивец, а семейная жизнь за красивым фасадом скорее напоминает ад. Однажды Лора решает инсценировать собственную смерть, сбежать из дома и попытаться начать все заново. Но муж понимает, что произошло и пускается вслед за женой с весьма не добрыми намерениями. Яркий триллер о домашнем насилии и попытке вырваться из-под контроля. Одна из лучших ролей Джулии Робертс, показавшей как внутреннюю уязвимость своей героини, так и невероятную решимость порвать замкнутый круг, рискуя собственной жизнью. Схожий сюжет был более подробно описан в книге Стивена Кинга «Роза Марена», где суровая и до дрожи правдивая реальность была здорово приправлена мистикой. «Воспитание жестокости у женщин и собак» (Россия, 1992, режиссер – Инесса Селезнева) Одинокая и очень добрая женщина Анна (Елена Яковлева) как это, увы, часто бывает в нашей жизни, встречается с женатым мужчиной. Однажды она находит на улице брошенного хозяевами щенка ризеншнауцера и забирает собачку себе. Но идиллия общения с прекрасным существом обрывается – собаку крадут, а любовник и не думает дать опору женщине в ее поисках. Милиция помогает Анне вернуть животное, но прежний хозяин собаки решает отомстить. Тяжелый эмоциональный фильм о том, что даже если ты всю жизнь стараешься избегать жестокости, суровая реальность заставит тебя испытать это чувство до дна. При этом героиня не ожесточается, не замыкается в своем чувстве, а честно борется за свою честь, за свои привязанности. Отличная актерская работа Елены Яковлевой. «Скорость» (США, 1994, режиссер – Ян де Бонт) Простая американская девушка Энни (Сандра Буллок) в последний момент впрыгивает в обычный рейсовый автобус, не подозревая, что он начинен взрывчаткой – это происки опасного террориста (Денис Хоппер). На выручку пассажирам бросается один из лучших бойцов спецназа Джек Трейвен (Киану Ривз). Волей случая Энни оказывается за рулем автобуса, который несется по Лос-Анджелесу на огромной скорости в час пик. Все дело в том, что замедление смерти подобно – бомба установлена столь хитро, что взорвется в тот момент, когда транспорт снизит скорость до 50 миль в час. Этот фильм не только для любителей боевиков, хотя он – один из лучших. Не менее интересна и любовная линия, развивающаяся между героями в крайне экстремальных ситуациях. Очень хороша молодая Сандра Буллок, создавшая образ нежной, но мужественной девушки, не теряющей голову в сложных обстоятельствах. «Долорес Клэйборн» (США, 1995, режиссер – Тейлор Хэкфорд) Литл Толл – небольшой остров в Новой Англии, крайне далекий от шумного материка, но и здесь кипит по-настоящему бурная жизнь. Свои «скелеты в шкафу» есть и у Долорес Клэйборн (Кэти Бейтс), всю жизнь прослужившей каторжным трудом у богачки Веры Донован. Но Вера умерла. И в ее смерти винят Долорес, сумевшую много лет назад выйти сухой из воды после таинственной гибели ее мужа – алкоголика и растлителя собственной дочери. Чтобы разобраться в ситуации, на остров приезжает дочь Долорес, журналистка Селена (Дженнифер Джейсон Ли), покинувшая дом двадцать лет назад. Великолепная драма о сложных человеческих взаимоотношениях, снятая по реалистичному роману Стивена Кинга. Кэти Бейтс смогла создать сложный образ, сотканный из малейших нюансов. Это фильм о любви и расплате, о мужестве и внутренней стойкости. И в первую очередь о добре и зле, которые в нашем мире нередко пытаются поменяться местами. «Сильная женщина» (США, 2001, режиссер — Пенни Маршал) Юная провинциалка Беверли Донофрио (Дрю Берримор) мечтала стать популярной писательницей, но вместо этого забеременела в 15 лет, неудачно вышла замуж и родила ребенка. Девушке пришлось серьезно расплачиваться за ошибки молодости. Перед нами разворачивается многолетняя история взросления человека, однажды оступившегося и чуть было не сломавшего себе жизнь навсегда. Оригинальное название фильма – «Катаясь на машинах с мальчиками» — само по себе предостерегает молодых особ от буйства гормонов, свойственных возрасту. В основу фильма легла автобиографическая книжка Беверли Донофрио, которая сделала карьеру писательницы, несмотря на все сложные кульбиты своей судьбы. Жизненный и очень женский фильм о судьбах и отношениях между людьми, которым так часто не хватает взаимопонимания. «Комната страха» (США, 2012, режиссер – Дэвид Финчер) Мать одиночка Мэг (Джоди Фостер) вместе с дочерью Сарой (Кристен Стюарт) переезжают в роскошный дом. В новом жилище есть специальный бункер, в котором можно найти убежище, если в дом проникнут злоумышленники. Как это часто бывает в кино, воры появляются незамедлительно. И тогда бункер превращается для героини в настоящую комнату страха. В отличие от других подобных картин, данный фильм отличает личная мотивация Мэг. Она чувствует ответственность за свою юную дочь, и именно это помогает ей справиться с паникой. Фильмом заправляет не столько сюжет, в основном разворачивающийся в клаустрофобическом помещении, сколько филигранная игра Джоди Фостер. Несмотря на то, что на подготовку роли ушло всего 10 дней, актриса сумела передать эмоциональное состояние героини в тончайшей актерской обработке. Медленный, неторопливый, но очень показательный для данной темы триллер.