Каждый год, во время приема экзаменов, мне приходится с грустью констатировать: память у большинства студентов не развита. Не обвиняю детский сад, школу и родителей. Просто говорю: это — факт. Бледнея, краснея и глядя на свой лист, на котором что-то написано, студентка, как мантру, повторяет одну и ту же фразу: «Я учила, честное слово учила, но ничего не помню…поставьте мне тройку». Правда, под словом «учила» подразумевается «читала», но мы все помним из своей школьной юности выражение: «смотришь в книгу – видишь фигу». По этой причине, на первой лекции 1 сентября, уже несколько лет мы объясняем и даем под запись первокурсникам — методику запоминания. Она подходит как взрослым людям, так и школьникам. Вот об этом мы сегодня и поговорим. Для развития или укрепления памяти необходимо придерживаться следующего алгоритма: 1. Создание уверенности в себе и своих способностях. 2. Подготовка к запоминанию. 3. Работа с материалом. 4. Повторение. Первый шаг – создание уверенности в себе и своих способностях — является крайне важным. Человек, неуверенный в себе, находится в ловушке отрицательных эмоций. В каждой группе всегда хоть один такой студент, но присутствует, его состояние видно невооруженным глазом. И поведение такого человека предсказуемо, он отказывается готовить доклады для выступления перед группой или на конференции факультета, тянет со сдачей курсовых работ, а потом долго и мучительно переделывает их, доказывая преподавателю, что он не в состоянии освоить дисциплину, нет у него таких способностей. Фразы «у меня все равно не получится», «ну вот такая я бестолочь» — частые гости в общении с преподавателями. Такие установки изначально блокируют мозг, и тот не готов принимать и обрабатывать информацию. Следующие несколько советов вызывают у неуверенных в себе студентов ироническую усмешку, но, как показал опыт, они действуют: 1. Осознайте свою неповторимость и исключительность. 2. Стремитесь к уверенности в себе и своих способностях. 3. Полюбите себя и примите таким, каков вы есть. 4. Научитесь контролировать свои мысли. 5. Четко формулируйте свои цели и действуйте. 6. Сравнивайте полученный вами результат с желаемым. 7. Запомните, ошибок нет, есть опыт деятельности. 8. Всегда благодарите себя за успех. Второй шаг – подготовка к запоминанию. Недоуменные взгляды перестают быть таковыми, когда напоминаешь, что в начале урока физкультуры всегда обязательна разминка, которая разогревает мышцы и сокращает риск их повреждения. Так и с запоминаем: прежде чем мы приступим к самому процессу, необходимо провести подготовительный этап – создать условия для сосредоточенности: внутренние и внешние. Внешние условия – хорошее освещение, отсутствие шума, проветренное помещение, правильная организация рабочего места, порядок на столе. Внутренние условия — уверенность в собственных силах, бодрое состояние, прямая осанка, наличие базовых знаний, поддержание максимальной работоспособности и самоконтроль. Если указанные факторы соблюдены, можно быть уверенным, что длительная сосредоточенность и запоминание вам обеспечены. Рассмотрим указанные условия. Хорошее освещение необходимо для предупреждения переутомления глаз, поэтому освещение текста должно быть не слишком ярким. Свет должен падать на книгу, а лампа должна располагаться слева, впереди книги, если вы правша, и справа, если левша. Шум мешает сосредоточиться и может отвлекать или раздражать человека до такой степени, что процесс обучения будет отложен до лучших времен, особенно если книга не интересна и мы с удовольствием отвлекаемся, тем самым формируя невнимательность. Мешает как шум, так и идеальная тишина, которая вызывает сонливость или чувство беспокойства. Для плодотворной работы необходим звуковой фон около 25 децибел. Если кто помнит стук печатной машинки — он равен 50 децибелам. Во времена своего студенчества опытным путем я подобрала ряд классических произведений для звукоаого фона. Например, в момент написания этой статьи из колонок негромко льется «Тангейзер» Рихарда Вагнера. Рабочее место не должно быть слишком комфортно. Студентка, завалив экзамен, рассказывала, как она готовилась к нему: «Улеглась на диван под плед, и, попивая горячий кофе, учила». Результат: чего учила – не помню. Поэтому необходимы твердый стул и стол, на котором должен быть порядок и никаких увлекательных вещей, а то так и тянет отложить книгу в сторону и полистать любимый журнал. Рассматривая внутренние условия для работы, подробнее остановимся на базовых знаниях, поддержании максимальной работоспособности и самоконтроле. Для поддержания максимальной работоспособности требуется выполнить следующие условия: определить время максимальной работоспособности; в рабочий процесс входить постепенно и обязательно делать перерывы во время работы. Установлено, что максимальные пики физического тонуса наблюдаются в 5, 11, 16, 20 и 24 часа, а минимальные пики – в 2, 9, 14, 18 и 22 часа. Аналогичные колебания характерны и для интеллектуальной активности, поэтому для обучения используем максимальные пики, а минимальные — для отдыха. Не последнюю роль играет и тип вашего режима сна и бодрствования: жаворонок или сова. У жаворонков активные фазы приходятся на период: 6-11 часов утра, далее 13-16 и 17-19. У сов фазы смещаются на 4-5 часов: 11-16 часов, затем 18-21 и 22-24 часа. Очень важен этап постепенного вхождения в рабочий процесс, особенно, если предстоит напряженная работа в течение длительного времени. Быстрый старт ведет к перенапряжению глаз и нервной системы в самом начале работы и усталости в последующем. Через каждые 20 минут необходим кратковременный отдых на 1-3 минуты, в это время можно отвлечься и посидеть, прикрыв глаза, а затем аккуратно, без рывков, выполнить пару несложных упражнений: движения головой вправо, влево, назад и вперед. Такой отдых снимает усталость и дает заряд вниманию. При этом, совсем не нужно смотреть на часы, чтобы не пропустить отдых. В течение 2-3 недель проконтролируйте себя, дав установку останавливаться через этот промежуток времени. Если же необходимо много читать, а не просто прорабатывать сложный расчетный материал, то придерживайтесь следующего графика: час на чтение – 5 минут на отдых, и каждые 4-5 часов — отдых не более часа. Наличие базовых знаний — необходимое условие. Представьте на минутку: вы только освоили таблицу умножения, а вам предлагают ознакомиться с интегралами. Каков процент успеха в этом случае? Нулевой. Можно прикладывать какие угодно усилия, но внимание будет уходить от материала, потому что базовых знаний для такого обучения нет, материал не усваивается. Для понимания текста необходима предварительная подготовка, и человек сбережет немало сил, если предварительно прочитает несколько книг по нужной тематике, но написанных легким, доступным языком. В процессе работы, встречая новые для себя слова, выписывайте их, а затем продолжайте читать дальше. После прочтения главы или своей дневной нормы, возьмите список незнакомых слов и поищите их значение в словаре. Самоконтроль — это готовность к сосредоточенности и созданию благоприятных условий. Продолжение следует…