В детстве я хотела быть врачом. Желательно на скорой помощи (как мама) или в реанимации (как папа), чтобы спасать людей. С моей точки зрения, именно эти врачи спасают людей по-настоящему — скорая помощь приезжает, когда совсем беда, а в реанимации вообще занимаются оживлением. Просто и буднично. Работа такая.

Потом я стала понимать, что спасают людей самые разные врачи — и кардиологи, и хирурги, и даже психиатры. Кстати, на этом этапе я захотела стать психиатром.

Потом я сломалась на подготовке к экзаменам в медицинский институт и пошла в глубокую гуманитарщину. Тогда я начала понимать, что врачи вообще не спасают — спасает Бог.

Но кое-что в моих взглядах совершенно не изменилось. Медицина — это борьба против смерти. Практическая. Примерно как молитва, но в другой области, более приземленной.

А вот смерть-то я и ненавижу.

С христианской точки зрения, смерть — явление временное. Она возникла после грехопадения первых людей, она вместе с адом побеждена Воскресением Христа и фактически доживает последние деньки — после второго Его пришествия и воскресения мертвых ее больше не будет. Совсем.

Воскресение мертвых — это восстановление тела. Нашего, земного, состоящего из плоти и костей тела. Именно поэтому христиане (как и представители всех «авраамических» религий — т. е. мусульмане и иудеи) предпочитают хоронить тела своих умерших в земле или пещерах, главное — бережно, понимая, что оно еще пригодится ближнему в конце времени.

Поверить в это сложно, и как это будет выглядеть, я не знаю — но верю.

***

В последние годы о смерти стали говорить чаще именно в связи с медициной. В России вот уже с 2001 года критерием смерти считается диагноз «смерть мозга». Между верующими врачами нет единства по этому поводу: одни считают, что раз мозг окончательно и бесповоротно мертв, то мертв и человек, другие — что смерть можно определять только по невозможности восстановить дыхательные функции даже искусственным путем. Ибо дыханием обеспечивается работа сердца и циркуляции крови, а именно в крови находится душа, согласно Писанию («Ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови…» (Лев.17:14) — и другие аналогичные цитаты, включая апостольский запрет на употребление крови: «чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» (Деян.15:20)).

Если принять мнение последних, то, конечно, врачи застрахуются от страшной ошибки — случайного убийства еще живого человека. Но скольких жизней будет стоить такая перестраховка?

Дело в том, что постановка диагноза «смерть мозга» тесно связана с другой медицинской проблемой — а именно пересадки органов. Брать на пересадку можно только живые органы — организм с умершим мозгом для этого подходит, а организм, у которого полностью прекратилось дыхание — нет.

У врачей, не принимающих смерть мозга, есть серьезное опасение, что этот диагноз — всего лишь лазейка, чтобы можно было получать органы на пересадку. Речь не идет о так называемой «криминальной трансплантологии» — когда живого человека «приговаривают» (за большие деньги — например, нуждающегося в пересадке почки) к расчленению. Речь о том, что постановка диагноза «смерть мозга» как критерий для констатации смерти — это исключительно договор. В сущности же смерть мозга практически ничем не отличается от предыдущей стадии угасания витальных функций: атоническая, или запредельная, кома так же безнадежно необратима, возможность восстановления — чисто теоретическая.

По мнению этой группы врачей, трансплантология идет по неверному пути — технология выращивания новых органов развивается не так быстро, как могла бы, именно потому что существует возможность получать органы гораздо менее «наукоемким» путем.

***

Я, пожалуй, соглашусь с тем, что смерть мозга — крайне ненадежный критерий. Действительно, почему бы не отключать от медицинской техники вообще всех безнадежных больных, если это может спасти других? По сути, мы ограничены только юридическими и моральными нормами: нельзя человеку решать, кто когда умрет. Но мораль — моралью, медицинские дискуссии — медицинскими дискуссиями, а мы-то уже живем в той ситуации, когда смерть определяется по смерти мозга. То есть, как бы мы ни спорили между собой — если, не дай Бог, кто-то попадет в реанимацию в безнадежном состоянии, как только аппаратура зафиксирует отсутствие сигналов от мозга (на самом деле, диагноз «смерть мозга» ставится сложнее — но это главный признак, и для краткости я описываю только его), лечащий врач запишет время смерти в истории болезни и эту самую аппаратуру отключит. А перед отключением аппаратуры, если нет указаний на то, что пациент или его родственники резко протестуют против изъятия его органов, позовет врачей трансплантологов.

И вот здесь оказывается, что некоторые — протестуют, и при том резко.

***

Протесты против изъятия органов из своего тела после смерти или из тел близких можно условно поделить на три типа:

-конспирологические — люди опасаются, что если согласиться с тем, чтобы тело использовалось после смерти, то недобросовестные врачи не будут прикладывать никаких усилий для спасения тяжелого больного. Недобросовестность, действительно, возможна. Но, во-первых, лечение фиксируется в истории болезни, и если бы у какого-то врача регулярно умирали пациенты, а в их историях записи свидетельствовали, что лечение проводилось неадекватно, это неминуемо вызвало бы вопросы. А во-вторых, чтобы установить наступление смерти мозга, собирается достаточно большая группа врачей. Сложно предположить, что все они подкуплены.

-религиозные — некоторые люди считают, что трансплантация органов может иметь непредсказуемые последствия при воскресении мертвых. На это я встретила прекрасный аргумент в обсуждении этой проблемы в фейсбуке: ведь святые, разобранные на частицы мощей, будут воскрешены — чем это отличается от воскресения людей с трансплантированными органами? Действительно, ведь тела будут именно восстановлены — значит, больная и удаленная почка одного вернется на место, а пересаженная ему почка вернется к донору. Опять же, технически мы этого себе представить не можем — просто пытаемся восстановить религиозную логику.

-эмоционально-психологические — пожалуй, самый серьезный тип протеста. Опять же, в одной из дискуссий в фейсбуке было высказано прекрасное объяснение, почему люди выступают решительно против изъятия органов у своих умерших близких. Это значит — принять их смерть. Окончательно и бесповоротно. Смириться с ней. А на это уходят иногда месяцы…

***

Как я уже говорила, смерть я ненавижу. И если у кого-то где-то удается поставить ей подножку — радуюсь. Не чистой детской радостью, а злорадно ухмыляюсь и шепчу сквозь зубы: «Подавись, гадина!» Лет до двадцати я довольно часто оказывалась в реанимации — слава Богу, не как пациент и не как посетитель пациентов. Так вот, у меня было глубокое ощущение, что там занимаются неким священнодействием, воспроизводят ритуал, отгоняющий смерть. Там она сидит под койками, поджав хвост, как нашкодивший пес, пока Сам Бог не прикажет ей забрать исстрадавшегося человека и привести к Нему на Суд.

Наверное, из-за такого лично-негативного отношения к смерти я и диагнозу «смерть мозга» не очень доверяю. Пока есть дыхание, пока что-то функционирует — не отдавать ей, хитрой змее, человека, бороться до последнего, когда и шансов-то уже нет.

Но тут включается простая арифметика.

Вот есть, допустим, три человека. Одному нужны легкие, другому почка, а у третьего диагностирована смерть мозга. Последний умрет окончательно в течение ограниченного количества времени, даже если его не отключать от медицинской аппаратуры. Первые двое умрут непременно, если не найти им донора. И третий может их спасти. Да, шансы нельзя назвать очень большими (донор должен подходить идеально). Да, этическая проблема допустимости «отключения» больного с умершим мозгом (которую официальная медицина уже на своем уровне решила — допустимо) остается. Но все-таки вероятность уменьшить количество трупов с трех до одного или хотя бы двух — дорогого стоит.

Каждая удачно пересаженная почка или прижившиеся легкие — это не только спасенная жизнь, что и само по себе прекрасно. Это плевок в наглую физиономию смерти. Ты, костлявая старуха с косой, хотела урожай собрать? Перебьешься. Тебя вообще нет. Ты проникла в этот мир обманом и будешь выгнана с позором.

А Жизнь останется.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Обозреватель портала "Православие и мир".

Другие статьи автора
новые старые популярные
Ника

Странное чувство при чтении статьи. С одной стороны, да, смерть побеждена Воскресением Христовым. С другой — я не смогу о смерти высказаться в таких презрительных выражениях, как автор. Всё же для христиан смерть — это переход из жизни временной в Жизнь Вечную. Вспомним апостола Павла: "Желаю лучше разрешиться и быть со Христом".

Мария

Ну а что автор предлагает родным , тем у кого близкие в реанимации, и неизвестно что сообщат завтра? По настоящему, мы должны быть готовыми принять любой результат. Се раба Господня, да будет мне по слову Твоему. И результат может быть любым. Какая бы ни была хорошая больница, бригада хирургов, опыт реаниматологов. А вместо этого нам предлагают злорадствовать? Простите, это выше моих сил. Могу конечно надеяться- но понимаю что исход может быть любым.

Tatiana Pospelova

Нельзя быть готовым принять смерть близкого. Даже если человек болеет долго, и у близких есть возможность постепенно смиряться в грядущей потерей. Но не готов к смерти любимого никто. Это как сказать: "сейчас вы будете подвергнуты жестокой пытке. готовы? начали!". Я не увидела в статье призыва злорадствовать, скорее возникла ассоциация с восклицанием апостола Павла " Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?", это не прямая аналогия, но чувство той же природы.

Александра Князькина

"Лет до двадцати я довольно часто оказывалась в реанимации — слава Богу, не как пациент и не как посетитель пациентов. Так вот, у меня было глубокое ощущение, что там занимаются неким священнодействием, воспроизводят ритуал, отгоняющий смерть. Там она сидит под койками, поджав хвост, как нашкодивший пес, пока Сам Бог не прикажет ей забрать исстрадавшегося человека и привести к Нему на Суд."
У меня тоже такое ощущение. Работаю в реанимации новорожденных.

Марина1982

Мария, спасибо за статью. Cкажите, пожалуйста, если у человека в реанимации наступила смерть мозга, требуется ли по закону согласие родственников на изъятие органов? Или оно предполагается по умолчанию, если не поступил протест?

Александра Князькина

Марина, сейчас разрабатывается новый закон о трансплантации органов, по которому, насколько я поняла, будет происходить следующее: в течение 1 часа после смерти больного (смерти мозга) врач обязан сообщить родственникам, если в течение 2 часов они не протестуют, то изъятие органов становится возможным. А вообще у нас в стране по этому поводу "презумпция согласия" — то есть, если сам пациент или его родные не высказались против, то органы изъять можно. Во многих других странах (знаю точно про Германию) "презумпция несогласия" — то есть, органы изъять могут только у человека, который при жизни высказал согласие и желание стать донором, это согласие где-то… Читать далее »

Марина1982

Александра, спасибо!

MaryNightingale

Помнится, в Америке родилась девочка вообще без головного мозга, и мать в течение двух лет настаивала на том, чтобы ей продолжали поддерживать дыхание. Причем по религиозным соображениям, боялась греха. На средства, ушедшие на поддержание такого существования, ушли огромные средства, которые можно было бы потратить на спасение других детей…Но все же я могу понять эту маму, хотя, конечно, вряд ли это правильно…((((. Не дай Бог никому такого пережить.
ЗЫ. Есть замечательный, очень сильный и очень жесткий фильм "Контракт со смертью", советую посмотреть всем, у кого нервная система не очень слабая.

Иринка

Я бы хотела после своей смерти стать донором органов. 😉 если что-нибудь годное останется!
Мне кажется, если хоть одному человеку я смогу помочь таким образом, это уже благо и огромное счастье!

Ксю

Правильно всё. Смерть нельзя любить, она противоестественна. Вошла в мир после того, как человек отвернулся от Бога и природа человека извратилась. Смерти не должно было быть. Никакого злорадства не вижу.

Марина

Неубедительная статья и не серьезная. Я против новых законов о трансплантации органов. Во-первых я не доверяю нашим врачам, особенно российским. Не лечить бедного, то бы богатому что-то пересадить,… я вполне допускаю, что в нашей стране так и будет.

Марина

А во — вторых …. это лишает надежды на чудо, а вдруг Господь исцелит?… Каково будет родственникам умершего и отправленного на органы? Тем более, что смерть мозга точно установить сложно, родственники имеют право не поверить врачам.

La_gata

Простите, исцелит кого? Человека с аппаратно подтверждённой смертью мозга? Не комой, подчёркиваю, смертью.
А про "что-то пересадить богатому" — это, простите, глупость. Человеку, у которого отказывают почки и он привязан к гемодиализу, идея "пересадить" придёт в совершенно другой формулировке. А "пересадить" просто так, потому что понравилось — Вы в курсе, что там потом по жизни надо пить препараты против отторжения, то есть по факту убить иммунитет? Что отторжение органа — это развлечение, слегка напоминающее общий сепсис? Это ж каким извращенцем надо быть, чтобы пойти на такие риски?

Tatiana Pospelova

У нас только богатые нуждаются в трансплантации, бедные не болеют, дети не болеют, многодетные отцы не болеют. Только олигархи. А врачам-убийцам только бы денег заработать, распродав какого-нибудь студента по частям. Ну взрослые же люди…

La_gata

Кстати, вот о детской трансплантологии… Которой у нас по закону вообще нет. Вот жеж сплошная, прости Господи, воля Божия.

Tatiana Pospelova

По новому закону будет возможно посмертное детское донорство. И это уже стало поводом для таких бурных интернет истерик, слов нет.

La_gata

Интернет — это вообще — место для истерик. Прям плодородная среда. Имитационное поведение включается, что ли, не пойму.

Tatiana Pospelova

Отсутствие культуры обращения к психотеравтам, как и самих психотерапевтов сказывается. Поэтому особенно агрессивным и буйным является именно русскоязычный интернет. У нас тут даже тема "как приготовить блинчики" может стать предметом скандала, сопровождающегося взаимыми оскорблениями и угрозами. Было бы смешно, если бы не было так грустно.

La_gata

Да, я иногда читаю комменты к новостям на мейл.ру и поражаюсь администраторам, которые не отключат вообще эту функцию. Потому что чего-то смыслосодержащего там — 0,1%, зато ругань начинается со второй реплики, а мат — с третьей.
Мне иногда кажется, что у нас просто вообще как-то Интернет специфически используют — для стравления пара. Что уменьшает его ценность невероятно.

Tatiana Pospelova

Информационную ценность уменьшает, а психотерапевтическую чуть-чуть повышает. Может наорутся в сети, добрее на улице будут…Хотя меня дочка в свои три с половиной иногда спрашивает: "мама, почему люди такие мрачные и злые?".

La_gata

А у нас не принято быть счастливым. Даже стыдно как-то. Вроде того: "Ты что, вообще дурак, да?" А когда хмурый — серьёзный человек, значит.
Хотя вот смотрю иногда на бабулек, которые скандалят в метро, в магазинах, в храме даже — одинокие люди, которым не хватает внимания, однозначно. И так видно.

La_gata

Кстати, про смерть мозга. Нам на основах медзнаний преподаватель рассказывал когда-то. Работал он в станице какой-то врачом, и там какой-то мужик повесился. Ну, то есть, не до конца повесился — родные увидели, заорали, сняли почти сразу. Откачали. Но получился клинический идиот. В медицинском смысле слова. Даже не очень долгая асфиксия дала отмирание участков мозга. Не, душа в комплекте, живой, рефлексы все восстановились, даже больше. А высшую нервную деятельность — память там, умение понимать — отрубило на фиг. Нет, понятно, что родным этот человек даже в таком состоянии был милее трупа, я не про "качество жизни", упаси Господи. Просто как пример… Читать далее »

Марина

Вообще возникает вопрос, кому было бы выгодно, что бы автор нам тут прорекламировал трансплантацию? Ведь по факту это очень дорогостоящая операция и кто-то может на этом нажится….

La_gata

Не, не возникает. Этот автор рекламировать ничего не будет, поверьте мне. Не работает человек в этом жанре.

Nika

Тем,кто умирает,но может выжить, им "выгодно".
Нажиться можно на более простых и менеенаукоемких вещах.

Похожие статьи