В прошлых статьях мы говорили о профессиях, о развитии памяти и, на мой взгляд, нельзя обойти вниманием интеллект. О нем много говорят и пишут, а в русском языке понятие «интеллект» сродни уму. Умный человек способен видеть взаимосвязь явлений, которая не видна невооруженным глазом, и умеет прогнозировать последствия этих явлений. На умении обнаружить взаимосвязи построены все тесты, измеряющие IQ. Высокий умственный интеллект, как показывают результаты исследований, влияет на достижения в реальной жизни. И в то же время, нам известны люди, которым не откажешь в уме, эрудиции, но вот успешными их не назовешь. Они нередко выглядят «странными», непонятными, существующими в иных реальностях, и им не хочется подражать. Молодому человеку за тридцать. Он из хорошей, образованной семьи, закончил Бауманку с отличием. Его друзья, коих всегда было немного, а за последние лет пять стало еще меньше, отмечая его высокий интеллект, при этом подчеркивают, что бездушие, зацикленность на собственной персоне и мечты, оторванные от реальности, сделали общение с ним невозможным. Мужчине не интересна жизнь близких ему людей, создается ощущение, что он совершенно не понимает их радостей и проблем. Друзья, не имеющие и половины его интеллекта, давно ушли вперед: создали семьи, растут в профессиональном плане и недоумевают, как при таких способностях можно вообще ни к чему не прийти? Впрочем, история может напомнить нам целый пантеон великих людей — причудливых, неуживчивых и одиноких, с трудом находящих общий язык с окружающими людьми. Но это они, а хотим ли мы такой участи для себя и своих детей? Конечно, нет. Умение общаться с людьми, понимать их и при этом не подстраиваться под них связано с таким понятием, как эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект – это способность человека понимать свои и чужие эмоции и управлять ими. Широкую известность понятие получило благодаря Д. Гоулману после выхода в свет его одноименной книги в 1995 г., но сам термин придумали в 1990 г. Д. Мэйер и П. Сэловей, разработавшие модель эмоционального интеллекта и начавшие исследовательскую программу по его измерению. По мнению Д.Гоулмана, эмоциональный интеллект важнее умственного, поскольку мы ожидаем от окружающих людей не только грамотности, но и понимания, справедливости и мудрости. Высокий уровень эмоционального интеллекта помогает защититься от манипуляций, избежать лишнего стресса, предотвращать конфликтные ситуации, переводя их из состояния деструктивных в состояние конструктивных, находить общий язык с людьми. Давайте вспомним: головной мозг делится на левое и правое полушария. Левое полушарие отвечает за правую половину тела человека, а правое – за левую часть тела. Левое полушарие ответственно за следующие виды деятельности: распознавание и понимание языка, среднесрочная и долгосрочная память, обработка зрительной и звуковой информации, подбор слов и запоминание звуковой информации, эмоциональное равновесие. Правое полушарие – за распознавание выражения на лице и звуковой интонации, ритм и музыка, запоминание зрительной информации. У всех людей одно полушарие доминирует над другим, и человечество делится на две части: левополушарные (их больше в западных странах) и правополушарные (больше на Востоке и в Африке). И эти две части человечества, два народа, совершенно по-разному воспринимают реальность и нередко не понимают друг друга. Тест на определение доминирующего полушария. Сложите руки в замок, в переплетении пальцев рук отметьте, какой из средних пальцев находится сверху: правый или левый. Скрестите руки на груди и отметьте, какая рука оказалась вверху. Во время аплодисментов одна рука хлопает по другой. Отметьте, какой рукой вам удобнее хлопать. Практически весь ХХ век деятельность людей излишне рационализировалась, усилия были направлены на развитие левого полушария, но сейчас все чаще признается значение правой части полушария – иррациональной, чувственной. Понятие о структуре эмоционального интеллекта прошло долгий путь, прежде чем обрело современный вид. Структура ЭИ включает четыре компонента: — самосознание: анализ собственных эмоций и их воздействия на нас; использование интуиции при принятии решений; точная самооценка, заключающаяся в понимании своих сильных и слабых сторон, а также пределов собственных возможностей; уверенность в себе, выраженная в чувстве собственного достоинства и адекватная оценка собственной одаренности. — самоконтроль: управление эмоциями, выраженное в первую очередь умением контролировать разрушительные эмоции; открытость как проявление честности, прямоты; приспособленность к изменяющимся ситуациям и преодоление препятствий; воля к победе; инициативность и оптимизм. — социальная чуткость: эмпатия – умение прислушиваться к чувствам других людей, понимание их позиции и проявление участливого отношения к их проблемам; деловая осведомленность и предупредительность. — управление отношениями: умение вести за собой; влиять на людей; помощь в самосовершенствовании, выраженная в поощрении развития способностей других людей с помощью наставничества; разрешение конфликтных ситуаций; укрепление личных взаимоотношений и умение работать в команде. Для того чтобы двигаться дальше, я предлагаю вам выполнить самодиагностику эмоционального интеллекта по Н.Холлу. Методика содержит 5 шкал: — эмоциональная осведомленность; — управление своими эмоциями; — самомотивация; — эмпатия; — распознавание эмоций других людей. Отвечая на 30 высказываний, приведенных ниже, выберите одно из утверждений: — полностью не согласна (- 3 балла); — в основном не согласна (- 2 балла); — отчасти не согласна (-1 балл); — отчасти согласна (+1 балл); — в основном согласна (+2 балла); — полностью согласна (+3 балла). 1. Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни. 2. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в своей жизни. 3. Я спокоен, когда испытываю давление со стороны. 4. Я способен наблюдать изменение своих чувств. 5. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни. 6. Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций: веселье, радость, внутренний подъем и юмор. 7. Я слежу за тем, как я себя чувствую. 8. После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами. 9. Я способен выслушивать проблемы других людей. 10. Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях. 11. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других. 12. Я могу действовать на других людей успокаивающе. 13. Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия. 14. Я стараюсь подходить к жизненным проблемам творчески. 15. Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей. 16. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности. 17. Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема. 18. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения. 19. Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы». 20. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто. 21. Я могу хорошо распознавать эмоции по выражению лица. 22. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать. 23. Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются. 24. Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей. 25. Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью. 26. Я способен улучшить настроение других людей. 27. Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми. 28. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей. 29. Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей. 30. Я могу легко отключиться от переживания неприятностей. Расчет интегративного уровня ЭИ. Эмоциональная осведомленность Управление эмоциями Самомотивация Эмпатия Распознавание эмоций других людей № балл № балл № балл № балл № балл 1 3 5 9 12 2 7 6 11 15 4 8 14 20 24 17 10 13 21 26 19 18 16 23 27 25 30 22 28 29 Итого Итого Итого Итого Итого Пройдите самодиагностику, посчитайте баллы. Соответственно, чем ниже баллы, тем ниже интегративный уровень эмоционального интеллекта, и наоборот. Получив невысокие баллы, не расстраивайтесь, по мнению Д. Гоулмана, эмоциональный интеллект можно тренировать и наращивать. Но об этом в следующий раз. Продолжение следует.