«И ложе нескверно…» (Евр. 13, 4)

Про интимную жизнь чаще говорят на исповеди, чем на проповеди. В то время, когда весь мир талдычит о «сексуальной свободе», кажется лишь православные связаны великим «заговором молчания», некой страшной омертой. Может показаться, что, спроси православного, что значит «секс», немедленно услышишь в ответ: «Это цифра шесть по-немецки».

Многих удивит, что говорить об этой стороне жизни отважился монах. Причина проста.

Газетчики описывают сексуальные похождения знаменитостей на страницах бульварных изданий. И это развлекает толпу. Сексопатологи-фрейдисты проецируют эротические фантазии дедушки Фрейда на весь мир. И мир успокаивается от лести. Гуманисты призывают к разнообразию форм любви. Пока их ребенок не становится жертвой педофила.

И даже благочестивые православные супруги в этом вопросе не авторитетны. Они не свободны от личного, субъективного опыта интимных отношений.

Лишь опыт монашествующего священника в этой области жизни не личный, а компилятивный. Он как «неиграющий тренер» – знает, как выигрывать, но стоит у кромки поля.

На фоне всеобщей развращенности у обывателя складывается впечатление, что православные даже не представляют себе, откуда дети берутся. И считают интимную жизнь чем-то гадким изначально. Да, православное христианское вероучение считает законной одну единственную форму* интимного сожительства – сожительство в венчанном браке. Но это не значит, что призывая быть едиными в главном, православие ограничивает свободу во второстепенном.

* Форму, а не позицию.

Размышления про «это»

Часто доводится слышать приватные суждения по интимным вопросам некоторых «ревнителей благочестия». Рассмотрим их поподробнее и попробуем поразмышлять.

 

Суждение №1. Православные супруги могут заниматься этим только лишь с целью непременного зачатия детей. Если зачатия не происходит, в этом надо горько каяться!

Вспоминается один занятный диалог:

– Вы курите?

– Нет. Затянулся раз – не понравилось.

– Пьете?

– Попробовал раз – не понравилось.

– У вас один ребенок?

– А как вы догадались?!

 

Суждение №2. При занятиях любовью нужно стремиться не испытывать никаких эмоций. Желательно даже не любить. Просто совершать свое дело с монотонной размеренностью железных роботов.

Грех не в любовном томлении. Грех в окаменелом бесчувствии. Следует заметить, что фригидность и импотенция – это не добродетели, а заболевания. К слову сказать, воздержники – не импотенты. Но речь о полном половом воздержании еще впереди.

 

Суждение №3. Дабы не прельститься телесной красотой законного супруга (супруги), желательно по примеру пуритан совершать все через простыню с отверстием.

Лучший способ воспитать в себе маньяка. Не наслаждаться созерцанием красоты своей «половинки», а разворошить собственное больное воображение. Любой сексопатолог познакомит вас с невеселой статистикой – именно из подобных «пуританских» семей выбегали на ночные улицы самые кошмарные маньяки. Там, где ханжеством было попрано естество, начинался противоестественный бред.

 

Суждение №4. Руками друг ко другу не прикасаться. Целовать только в щечку. Слов красивых не говорить.

Откройте Библию, перечитайте «Песнь Песней»! Да, аллегорически это изображает Христа и Церковь. А буквальное толкование говорит о нормальных, естественных отношениях мужчины и женщины.

 

Суждение №5. Про романтичную обстановку и ужин при свечах – сразу забудьте! Только дома, только ночью и только в полной темноте. Чтобы святые лики с икон не восплакали от вашего бесстыдства. Если же вы настолько верующие, что не гасите лампад, то взирайте при этом не друг на друга, а на образа. И вымаливайте прощения!

Любое дело можно испоганить, доведя до абсурда. Попытки придать своим интимным отношениям вид псевдохристианской духовной мистерии окончательно угробят в отношениях супругов и духовность и сексуальность. Чем, когда и как занимаются супруги наедине – это их глубоко личное дело. И интересует оно не Бога, а любителей смотреть в замочные скважины. «Всё, что венчанные супруги устраивают в своей спальне, грехом не является, даже если это игры в школьников, зайчиков и немецких автоматчиков. Однако, те же игры, совершаемые в одиночку, сразу обретают статус извращения, за которое необходимо приносить покаяние»*.

* Густав Водичка. «Тайна старого рецепта».

 

Суждение №6. Если, все-таки, задумали это дело, то непременно прочтите перед началом 3 канона, 5 акафистов и положите по 200 земных поклонов каждый. После этого – чтение 3-х кафизм.

Думается, это дело не требует особых чинопоследований сверх обычного ежедневного молитвенного правила. Все остальное уже было однажды прочитано над супругами священником в Таинстве Браковенчания. Совершение земных поклонов до того тоже может испортить радость взаимного общения – потные тела, обоюдная усталость…

 

Суждение №7. Вообще – чем реже, тем лучше! Живите как «брат с сестрой».

А вот здесь разговор пойдет особый. Подавляющее большинство святоотеческих рассуждений на эту тему написано монахами. И не просто монахами, а аскетами-пустынножителями, которые писали в первую очередь для монахов. Пустынножители были прекрасно осведомлены о «благочестии», царившем в миру*, а потому цель их поучений – твердое и правильное намерение отвратить новоначальных иноков от всякого интереса к половой жизни. И это им удавалось**.

* Вспомнить хотя бы эпизод из жития преп. Марии Египетской. В каких «подвигах» проводили время на корабле паломники по пути в Иерусалим на праздник Креста Господня?

** Аскетическому богословию в то время приходилось нелегко. С одной стороны была мирская жизнь с доставшимися в наследство от античности культом тела и безудержным развратом вакханалий. С другой стороны были гностики, с их гнушением плотью вообще. Часто христианские подвижники подходили в рассуждениях о плоти к самой грани, за которой лежала темная бездна гностицизма. Подходили, хотя и никогда не переступали ее.

Невозможно не согласиться с изречением о том, что «монашество и брак не для каждого, а целомудрие для всех». Стоит лишь уразуметь разницу в целомудрии воздержания монаха и целомудрии размеренной половой жизни женатого мирянина. Эта разница весьма существенна. Жизнь супругов в полном воздержании, «как брат с сестрой» – исключение из правила. Этот подвиг сродни юродству, его могут достойно пройти лишь единицы. И то по особому Божьему произволению. Такие вещи не принято афишировать, чтобы не дойти в рассуждениях до гнушения брачным сожительством.

Про интимную жизнь православным говорить не принято. Не принято даже рассуждать об этом. Во всяком случае, многие почему-то именно так считают. Бывают ли у православных людей проблемы, связанные с интимной жизнью? Бывают. Их можно скрывать, по-страусиному уткнув голову в песок. А можно решить. Но где православному получить ответы о самом сокровенном? Пойти к сексопатологу-фрейдисту и узнать от него о пользе разврата? Или все же отважиться на откровенный разговор со своим духовником? Церковью накоплен, с Божией помощью, потрясающий опыт решения всех семейных проблем. И говорить об этом на исповеди стоит без утайки.

Супруги всегда желанны друг для друга. Лишь ради подвига воздержания периодически уклоняются они от сожительства. И то, лишь по обоюдному согласию*. И когда старушка жалуется на исповеди, что ее старичок до сих пор «пристаёть» к ней, то можно лишь порадоваться об их союзе. Прожив в венчанном браке всю жизнь, она до глубокой старости осталась единственной и неповторимой, всегда желанной для своего супруга. Наверное, у Авраама и Сарры было так же.

* См. 1 Кор. 7, 5. Перечитайте всю 7-ю главу.

Вообще-то, христианское отношение к интимной жизни прививается с раннего детства. С неофитской ревностью новоиспеченные прихожане рассказывают своим детишкам басни про аистов и капусту. Проще говоря, лгут. Прочитав несколько «душеполезных брошюр», с рвением телевизионной комсомолки-активистки, они готовы кричать на весь мир: «У нас в Советском Союзе секса нет!» Когда же ребенок пытается открыть им тайну своего рождения, давно разгаданную пацанами во дворе, делают страшное лицо и грозят карой Небесной. Как будто карами вольны распоряжаться. А вопросы остаются без ответов. В недоумении ребенок старается постичь секреты родительского молчания: «Может папа с мамой настолько глупы, что не знают как это? Может я подкидыш? А может, мне просто постоянно врут?»

Как правило, последнее утверждение принимается чаще. И, как результат, с детских лет теряется доверие к родителям вообще. Случайно застав папу с мамой в спальне в самый неподходящий момент, вдруг понимаешь, что «не этим людям запрещать мне ковыряться в носу»!

В старину не было лучше. Было понятнее и проще. Малышня, независимо от пола, мылась в бане с матерью. И не сильно комплексовала по поводу физиологических отличий между мамой, братом и сестрой. Ничего не выставлялось напоказ. Впрочем, и не скрывалось. Мальчики постарше уже ходили в баню с отцом. Таким образом, разница между «мальчиком, юношей, мужчиной и девочкой, девушкой, женщиной» воспринималась естественно на примере своей родни и не требовала академических изданий или дворовых пояснений. Чуть повзрослев, наши предки подмечали тайны зачатия и деторождения в природе. Одновременно осознавая, что сами мы не «скоты бессловесные». Благо, все тогда ходили в Церковь и понимали разницу между человеком и скотом.

Сейчас все изменилось. Умные дяди и тети из газет и телевизоров быстро объяснят, что развращенность это хорошо, а извращения забавны. Не забыв указать, что все это естественно*, и существует даже у зверей. Забудут лишь добавить, что люди – не звери.

* Подчеркивая «естественность» извращений, забывают сообщить о том, что это «естественность» падшего мира. После грехопадения прародителей мир изменился. И отнюдь не в лучшую сторону. Пострадала вся тварь, извратив свое естество.

Пережившее сексуальную революцию человечество в животном ужасе шарахается от монахов. Успевая прокричать, что половое воздержание противоестественно. В то же время, показывая какого-либо извращенца, не преминут заметить: «Какая утонченная личность! Это сверхъестественно!» Неудивительно – в сегодняшнем мире многое перевернуто вверх тормашками. А когда стоишь на голове, то обращаешь в первую очередь внимание не на лицо собеседника, а на филейные части.

Согласиться можно лишь в одном. Воздержание от интимной жизни действительно неестественно. Тот, кто воздерживается добровольно, подчиняя свою плоть духу, возносится над законами естества. Монахи – как бессменные часовые на посту. А часовым запрещается* отправлять даже естественные надобности. Их служение – сверхъестественно!

* «Часовому запрещается: …, отправлять естественные надобности или иным образом отвлекаться от выполнения своих обязанностей, …» – Устав караульной службы.

Миниатюра — праведные Иоаким и Анна, коптская икона

Источник — сайт игумена Валериана (Головченко)

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Настоятель храма святых Новомучеников и Исповедников в Киеве.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Maria Annushkina

С материалом статьи в целом согласна. Только вот некоторые шутки мне кажутся непозволительными в контексте сана автора, цитирую: "святые лики с икон не восплакали от вашего бесстыдства" "Форму, а не позицию" и т.п. На мой взгляд (позволю себе поспорить с автором) обсуждение проблем данной сферы со священниками возможно только в очень общем ключе и лучше не с монахами, чтобы не послужить соблазном (по крайней мере именно такая позиция распространена среди священнослужителей, насколько я могу судить). А вообще было бы очень интересно ознакомиться с точкой зрения на данную тему именно "играющих тренеров", т.е. женатых иереев. Все-таки рассуждения монахов на эту тему… Читать далее »

Ну и что, что написано монахом? Монахи не все сплошь девственники, многие в прошлом имели семьи.

Maria Annushkina

Под давлением общественности (уже трое человек высказались) снимаю свою критику по поводу сана автора. В принципе действительно нет особой разницы… Все-таки тема уж очень актуальная… К примеру, у моих двух знакомых семьи развалились, впоследствии обе дамы говорили о наличии воздержания от брачных отношений с мужьями ( по разным причинам), при этом обе развод с разрушением сексуальных отношений не связали. Конечно, семейная жизнь не сводится только к этому, но и значимость этого некоторыми православными (воцерковленными) женщинами почему-то недооценивается.

Наверное, есть разница между молодым монахом, который борется со своими естественными влечениями, и пожилым монахом, который был женатым священником, имеет детей, но по смерти жены ушёл в монастырь. Я-бы поберёг молодых монахов и не стал-бы им на исповеди рассказывать о своих интимных отношениях, ожидая какого-нибудь совета.

MaX

Ну, о.Валериан служит на приходе (хоть там и кладбище, но оно недалеко от центральной части города), потому ему приходится сталкиваться в своей пастырской практике с разными вопросами. Вообще, его сайт им был создан для того, чтобы многократно не повторять одно и тоже разным людям. Он так в личных беседах, на молодёжке в Ионинском монастыре часто и делает,когда ему задают "стандартные" вопросы — говорит: "Вы подробно об этом можете прочитать у меня на сайте, а сейчас не буду на это тратить ни своё, ни ваше время, если кратко, то ответ такой". 🙂 По поводу шуток. Вы его просто в жизни не… Читать далее »

спасибо за статью!

5julia68

святитель иоанн златоуст и митрополит антоний сурожский тоже были монахами, (да еще какими!), но у них был Божий дар проникнуть в самую суть брака. много-много семей им сказало спасибо! монах-немонах… лишь бы семьи уходили в Вечность в любви.

в свое время приходилось по крупицам искать и собирать информацию на эту тему. знаю семьи, которые распадались, особенно в период неофитства.

уважаемому автору-спасибо!

Aleksa_west

Статья действительно по актуальной теме. Однако немного наивная. Не имеет значение кто автор — монах или мирянин или женатый священник, главное — насколько полно изложена тема. Есть, на мой взгляд, более животрепещущие вопросы современных молодых пар (семей) о супружеском ложе в контексте православия, как то: — вопросы предохранения. Считаю, что стоит высказать четкую позицию Церкви (основываясь, конечно, на мнения святых отцов) касательно использования контрацепции. Стоит оговорить и гормональную контрацепцию, а именно ее абортивный эффект, что является, безусловно, грехом для женщины (со ссылкой на медицинские исследования), — вопрос о посте. Насколько жестко должно сохранятся воздержание от супружеского долга в пост и… Читать далее »

Aleksa_west

Раскрывая тему более полно, стоило бы дать ответ и на другие вопросы: — Учитывая, что большая часть православных все-таки работает не в церковных структрах и сталкивается постоянно с людьми, чьи убеждения исполнены современных усмешек над пуританскими взглядами православных. Как отвечать таким людям, как вести себя подросткам, которых могут осмеять в школе "за девственность". Как им постоять за себя? — Стоило бы раскрыть и тему влияния современных СМИ на разум людей, в частности, детей, а именно тот факт, что современная информационная индустрия не просто распространяет всю возможную информацию о сексе, но и пропагандирует ее скрыто (в рекламе и фильмах, где аномалии… Читать далее »

По первому пункту могу сказать, что это вообще мало касается сферы пола. Человек должен учиться отстаивать свое право на идивидуальность, идентичность. Подростка могут высмеивать по тысяче разных причин, например, крестится проходя мимо храма. Взрослого могут "не понимать" коллеги и отторгать социум, потому что не пьет со всеми на новогоднем корпоративе. Что касается девственности, недурно объяснить подростку, что всей школе не обязательно сообщать подробности своей личной жизни. Кстати, может стоит задуматься, нет ли во взглядах некоторых православных, того, что вызывает заслуженную иронию у остального общества? Некоторые из таких действительно пуританских воззрений в обсуждаемой статье приводятся. По третьему пункту хочу заметить, что… Читать далее »

MaX

Нуууу, вы хотите, чтобы в одной статье были даны ответы на все вопросы? 🙂

Это статья, а не книга, всё-таки. 😉

О конрацепции отношение Церковь уже высказалась ещё в начале века 🙂 : ищите "Основы социальной концепции РПЦ".

Вот сколько ни читаю , никак не могу понять — ну апостол же сказал о воздержании — не уклоняйтесь, только если по взаимному согласию. Нет таких канонов на воздержание в пост. Вообще не понятно, кто это все придумал и для чего.

MaX

Ну, апостол сказал об уклонении для сугубой молитвы. Пост таким временем не является? Особенно Великий пост. 😉 Почему пост в пище — нормально, а в те же дни пост в сексе — нет? Особенно интересно это на фоне, когда много говорят про пост не в еде только, но и во взаимоотношениях с людьми (ну, надо особенно избегать ссор и т.д.) Можно даже ещё больше "проиллюстрировать": например, в Страстные Четверг, Пятницу если кому-то из супругов захочется, то другой должен согласиться или всё-таки потерпеть надо? Пост ведь для того, чтобы душа царствовала над телом, а не наоборот. Для того воздержание в пище.… Читать далее »

Maria Annushkina

Ответ Александре:

По поводу гормональных средств и орального секса — в концепции РПЦ (http://www.mospat.ru/ru/documents/social-concepts) . Статей довольно много на эту тему. По поводу воздержания очень хорошо написано у о. П.Гумерова (http://pavel-gumerov.ru/book/on_ona/part3/sub6).

Aleksa_west

Мария,

Спасибо за ссылку на статью о посте — действительно, ни прибавить, ни убавить. Хороший материал.

По второму вопросу — статей может и много, но даже по вашей ссылке на сайт РПЦ не нашла ответы. Может не тщательно вычитала, но слишком много там информации.(

Я говорила о вопросе предохранения вообще (в частности — использование презервативов), а не гормонального. Гормональное — это ясно, что абортивный принцип действия, соответственно недопустимый.

По поводу контрацепции почитайте статью XII (проблемы биоэтики) пункт 3 социальной концепции РПЦ.

Maria Annushkina

На различные вопросы по данной теме достаточно подробно ответил о. Максим Козлов (настоятель храма Св. Татьяны г. Москвы):
https://www.pravmir.ru/o-supruzheskix-otnosheniyax

Подскажите, пожалуйста, где именно в социальной концепции говорится об оральном сексе?

Статья о. П. Гумерова, на которую Вы ссылаетесь, очень неоднозначная.

Maria Annushkina

Уважаемая Татьяна! К сожалению, я ошиблась и данная тема не освещена в Основах социальной концепции РПЦ, как Вы совершенно правильно прокомментировали. Возможно, отрывок из книги о. П. Гумерова неоднозначен. Вместе с тем, эта и другие его книги рекомендованы к публикации Издательским советом РПЦ. Если мои комментарии по поводу статьи игумена Валериана кажутся Вам не вполне корректными, то приношу Вам и автору свои извинения.

Замечательная статья! Прочитала с большой радостью.

trackback

[…] публикация статьи игумена Валериана (Головченко) “Про «это» – православным” вызвала неожиданно много читательских откликов и […]

Mary

Довольно странные суждения здесь описаны. Вряд ли в 2012 году наберется много верующих, всерьез разделяющих эти суждения о дырке в простыне и прочие… Причем эти суждения, преподнесенные здесь в гипертрофированном виде, представлены заведомо со знаком (-). Но если эту совершенно невероятную преувеличенность снять, то некоторые пункты уже не будут казаться такими сектантскими и, конечно не для всех, но для отдельных пар будут выражением целомудрия в браке. Да и ситуации могут быть разные. К примеру, не вижу ничего страшного, если почти пожилые супруги, вырастив детей, решат дальше жить как брат с сестрой, тем более, что плоть уже не сильно беспокоит. Ну… Читать далее »

MaX

Дык если вы перешли на сайт оригинала (ссылка на который дана в конце статьи), статья была там опубликована ещё в 2007 году. 😉 (Это так, чисто если придраться к словам.) Думаете, если есть люди, заморачивающиеся на кодах и т.п., то нет людей (или есть исчезающе мало) разделяющих эти гипертрофированные суждения? В самом же начале статьи сказано, что это суждения некоторых «ревнителей благочестия». Чего только не бывает в головах неофитов и не только… 🙁 Сам помню, как-то наткнулся в книжке, изданной, правда, в 90-е (собственно, тогда я её и читал), что надо для того, чтобы ребёнок вырос хорошим, даже зачинать его… Читать далее »

Иногда возникает вопрос — о чем наше Православие, о вере Христовой или сексуальных запретах? Мне кажется, когда стараешься следовать Слову Божьему, как-то сразу становится понятно без чужих советов, что, когда и как в постели уместно, а что нет.

Похожие статьи