В саду у нас росла когда-то старая шелковица. Была она не слишком высокой – чуть выше нашего дома, но крона ее разрослась за долгие годы, затеняя крыльцо и часть мощеного дворика, словно полупрозрачный шатер. По утрам зелено-золотые блики весело прыгали по крыльцу и камням – это солнечные лучи пронизывали широкие зубчатые листья дерева, чуть колыхавшиеся на утреннем ветерке.

Несмотря на преклонные годы, шелковица обильно плодоносила. С наступлением весны ветви ее покрывались множеством твердых, зеленовато-белесых продолговатых ягод, которые день ото дня розовели и наливались соком, пока не становились темными, почти черными. Спелые ягоды слабо держались на ветках, ветер часто сбивал их, и тогда на камнях дворика появлялись десятки темно-красных пятен. Упавшие ягоды подбирала иногда наша собака, остальное клевали птицы и растаскивали по норкам садовые муравьи. Еще больше птиц собиралось на самой шелковице. Мы не гоняли их – зачем, ведь ягод у старого дерева было довольно для всех.

Особенно любили шелковицу мышанки, или птицы-мыши – небольшие пушистые, светло-серые птички с длинным хвостиком и забавным хохолком на головке. Целыми стайками, весело перечирикиваясь, сновали они в густой кроне дерева, расклевывая спелые ягоды и порой зависая чуть ли не вниз головой, чтобы достать облюбованный плод. Наверное, за эту шустрость, а не только за серые перышки и длинный хвост, и получили эти птицы свое прозвище. Прилетали полакомиться и оливковые дрозды, и серые турако, и крошечные зеленые белоглазки, и пестрые щеголи-бородатки… Старое дерево щедро угощало всех гостей.

Мы тоже любили собирать ягоды шелковицы: из них получались потом замечательные варенья, компоты и начинки для пирогов. Но добраться до верхних веток, где росли самые лучшие ягоды, было непросто. Мы брали из сарая стремянку и взбирались по ней с небольшим ведерком в руках.

Удивительно хорошо было стоять на самом верху стремянки, в гуще зеленой листвы и старых ветвей с теплой морщинистой корой. Вокруг сновали птицы, нисколько не пугаясь человека – и начинало казаться, что и сам ты становишься птицей, что можно вот так запросто усесться вместе с ними на шершавом суку и с любопытством наблюдать из зеленого шатра за тем, что творится на земле. Да и старое дерево не делало никакой разницы между нами, одинаково делясь своими плодами и с человеком, и с птицей. Хотелось стоять так долго, долго… Но снизу уже звали сестры, и я спускалась вниз с полным ведерком, чтобы уступить им место.

…Старой шелковицы давно уже нет. Во время одной из гроз, так часто случающихся в Южной Африке, ее сломало ураганным ветром. Но и теперь, по прошествии стольких лет, я часто вспоминаю те дни, когда она угощала нас своими плодами – и на сердце становится радостно и тепло, будто я снова стою посреди зеленой листвы и улыбаюсь золотым бликам солнца на темных, тугих от сока ягодах…

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Православная христианка Александрийского Патриархата. Понтийка. До 2008 г. проживала с родителями и сестрами в Южно-Африканской Республике, с 2008 г. живу в России. Замужем за Вадимом Балытниковым. Антиковед-классицист, переводчик, преподаватель новогреческого языка.

Другие статьи автора
новые старые популярные

Красивая история. а в Саратове тоже растут шелковицы (или тутовник). И плодоносят.

спасибо за статью! вспомнилось детство, бабуля с дедулей… у них во дворе росли две тютины, а рядом сараи-ящики (где-то с человеческий рост) для угля стояли, тогда еще печки были, топили углем и дровами. так когда тютина поспеет, мы с братом залазили на эти ящики, на шею вешали маленькие ведерки на веревочках (дедушкино изобретение по бабушкиному проекту) и собирали в них ягодки. Потом ешь их, все пальцы, язык, рот как в чернилах. я обычно по губам растирала ягодки и говорила, что это помада. сейчас уже тютины засохли, их срубили, ящиков тоже нет. остались добрые воспоминания, и дедуля с бабулей, слава Богу,… Читать далее »

Похожие статьи