Говорят, что вера без любви превращается в обрядоверие, магизм, а сама Церковь становится своеобразным «Бюро добрых услуг», в котором можно «заслужить» спасение, при головной боли молиться исключительно св. Иоанну Крестителю, ибо он в делах головы наиболее «силён», и получить некие обереги от дурного влияния злых сил. Но вопрос этот не так прост. О том, как разобраться в терминах и выяснить, чем отличается обрядоверие и чинопоследование, рассказывает священник Пётр Коломейцев, клирик храма Косьмы и Дамиана в Шубине, декан Психологического факультета РПУ.

Само слово «обрядоверие» довольно часто стало сейчас звучать и укрепилось в нашем лексиконе. И слово это для некоторых обидное, для некоторых, наоборот, обличительное. В чем дело? Дело в том, что, к сожалению, всегда были, есть и будут люди невоцерковлённые, у которых нет осознанной веры и которые приходят в храм точно так же, как они пришли бы к гадалкам, к знахаркам.

Эти люди уверены, что если они правильно поставят свечки, правильную купят иконку, то на этом все их обязанности перед Богом будут выполнены и всё, что они хотят, о чем просят, будет ими получено.  Даже иногда приходят прямо с таким списком необходимых для приобретения артефактов: покупают пучок свечей и начинают свой обход храма: «А вот где у вас вот такая икона? В иконостасе, вон там? Иконостас — это же вот это?» — и начинают методично обставлять храм свечами.

А потом высказывают возмущение, что нет, допустим, иконы такого-то святого, которому можно поставить свечку от боли в животе.

И даже надо сказать, что в какой-то степени некоторые околоцерковные производства поддерживают в людях стремление людей к этому суеверию.

Меня, например, очень возмущают браслеты с иконками. Я сразу вспоминаю Василия Великого, который говорил, что тот, кто носит на себе иконку как амулет, да будут просто отлучены от церкви. А у нас ходят с этими иконками — монисто с образками. Все это тягостно. Понимаешь, что людям за всем этим до веры в живого Бога не добраться.

Меня как-то пригласила квартиру освящать одна раба Божия, которая говорила, что она снимает головной убор дома — платок, — но никогда не снимает другой платок, который у нее всегда на голове , маленький. И в нем она уже даже спит и моется. Потому что она уверена: если она снимет этот платок, она нарушит какую-то защиту, покров. И вот у нее лежали иконки в соли, в муке, и было это монисто из образков. Тягостное ощущение от этого всего.

Если на первый взгляд можно было сказать, что это человек православный, то уж на второй взгляд это выглядело как откровенное язычество. И вот поэтому, конечно, когда появляются обрядоверие, магизм, суеверия, становится понятно, что человек не верит в Бога. Либо у него суетная вера — суеверие, либо вера в обряд в ритуал — то есть магическая вера. Веры в Бога нет.

Но с другой стороны, слово «обрядоверие» часто нас коробит, когда начинается критика привычного для нас распорядка, того, что мы называем чинопоследованием. Я не очень люблю слова «обряд», «ритуал», потому что эти слова из другого лексикона.  Но слово чинопоследование  — как раз про нас, и оно говорит, что наше общение с Богом имеет свои формы, свой язык.

Чинопоследование —  это как бы использование этого языка, который родился не сегодня, не вчера, он формировался в течение двух тысяч лет. Что-то в нём возникало спонтанно, можно сказать, импровизационно — и вдруг оказывалось удачным. А что-то отвергалось.

Мне очень нравится замечательная книга Михаила Скабаллановича «Толковый типикон». Это книга рассказывает историю чинопоследования.

Но и на чинопоследование есть нападки. И вот это явление, честно говоря, мне не очень нравится.

Если, например, мы сидим за столом, то можно  есть головой — ртом, можно просто руками. Но мы  садимся с тарелкой, с вилкой, некоторые, вот я, например, еще и с ножом. И не из-за своего характера агрессивного, а чтобы аккуратно было. Разве у нас складывается какой-то ритуал, культ пищи? Нет, это культура нашего общения.

Некоторые люди считают, что с Богом нужно, как за столом без ложки: руками и прямо из тарелки, а может прямо из кастрюли. Поэтому я бы поостерегся это слово «обрядоверие» употреблять применительно к этой ситуации.

В том, что сложилось, нет ничего случайного. За всем есть история. Да, мы часто этого не знаем, не понимаем. Вроде того, как маленький мальчик смотрит и говорит себе: «Моя бабушка – дура, сидит у швейной машинки и что-то с ней бесполезное делает». Но потом, когда он поймет, что это за швейная машинка и если в ней разобраться, как она шьет хорошо…то тогда оказывается, что и бабушка неглупая, что не зря за этой машинкой сидит.

Так что я за то, чтобы к  чинопоследованию подходить бережно. За столько лет оно откристаллизовалось – лишнее оттуда ушло, сохранилось самое нужное. И почему у нас это приобретает силу канона? Просто потому, что форма стала очень хорошо соответствовать содержанию. Получилось единство формы и содержания. И когда ты включаешься в  удивительную стихию нашего богослужения, когда захватываешься молитвенным потоком чинопоследия, то  видишь, что твое сердце открывается Богу.

Всё это не отменяет нашей сердечной личной молитвы, нашего индивидуального обращению к Богу. Поэтому в этом вопросе я бы отметил две стороны. С одной стороны, я считаю, что нужно вести разъяснительную работу, воцерковлять и просвещать людей, которые очень долго размышляют, какой рукой передавать и какой рукой ставить свечку. В то же время я бы остерёгся от того, чтобы все наше чинопоследие называть таким словом как «обрядоверие».

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
Светла

Как радостно видеть о.Петра на Матронах! Сама с ним не знакома, но моя подруга исповедовалась у батюшки и отзывалась о нем с огромной благодарностью. Вот статья о.Петра была бы как нельзя более кстати на тему о постоянных ссорах и как этому злу противостоять. Да и на любую другую тему тоже. А, уважаемые модераторы? Можно "заманить" батюшку к нам в гости?

Светла

Спасибо, обязательно прочту.

Екатерина

Да, у него такие чудные лекции были о семейной жизни, очень-очень понравилось!
Умнейший и интеллегентнейший человек… Слушаю со вниманием и благодарностью всегда. Спасибо, что сделали серию интервью с ним.

Светла

Обрядоверцы бывают разные. Одни убежденные, с горящим взором, агрессивные. Упаси Христос им противоречить! Дежурю у подсвечников рядом с мощами Матронушки. Женщина ставит свечку и грозно шипит в мою сторону: "Не смейте трогать мою свечу! Я все знаю!! Дослежу!" Стояла рядом минут 10, видимо. убедилась в моей "благонадежности" и исчезла. Соседка заходит за скатертью, около 2-х часов, была Казанская. Я шью. "С ума сошла, шить в такой праздник?!" Отвечаю: "Что же ты в такой праздник на Литургии не была?" Возмущенно: "Праздник же! У меня гости! Я вот пироги пекла. А ты шьешь, грешница." Не возражаю, помалкиваю в платочек, целее буду. А… Читать далее »

Мария Франциска

О да, браслеты — это нечто! Мне однажды подарили, не знаю, что с ним делать.
Но ритуал — хорошее слово, по-моему, подходящее. Ритуал — выражение высшей реальности в реальности земной, как-то так. Безусловно, он совершается по-настоящему при полном участии тех, кто его совершает, внешнем и внутреннем. Застолье, кстати, один из важнейших ритуалов. Вопрос в том, знаешь ли ты и помнишь ли, что ритуал выражает и желаешь ли действительно это выразить.

Nata.

Самое интересное, что такие бласлеты продаются… в храмах! И куда смотрят батюшки..

Helga_K

А в чем проблема с браслетами? В упор не понимаю. Носят люди колечки с крестиком, кулончики с Богородицей, почему браслет с иконами — ужас и ужас? Одному человеку не нравится, зато другому — самое то.

Ксания

Проблема не только в браслетах, проблема и в колечках, кулончиках и т.п. Архимандрит Алипий Светличный (он отвечает на вопросы верующих на портале "Православие в Украине") разьяснял по этому вопросу так, что мы в течение дня ходим в разные места. В том числе, в места, которые считаются неподходящими для икон (например, туалет). А если у вас на руке браслет с изображением иконы, то Вы, вместе с браслетом, заносите в туалет и икону. Это если кратко. Поэтому батюшка советует избегать также и кулончиков, тарелочек и прочих бытовых предметов с изображением икон. А к иконам относиться бережно и благоговейно, ставя их в "красный… Читать далее »

Натка

А давайте дойдем до того, что мы и с распятием на шее в туалет ходим, и в душ, и любовью занимаемся… На нем же Христос изображен… и никого это не напрягает, а скорее наоборот, отсутствие креста беспокоит. Не понимаю, чем образок с Богородицей отличается от распятия со Христом? Иконостас на руке- это да, и неудобно, и испачкать можно.

Ксания

Попробую ответить по пунктам, насколько я сама это поняла. По словам батюшки, в старину на нательных крестах распятие в подробностях не изображали. В некоторых поместных Церквях не изображают до сих пор. Но, в любом случае, нательный крест — он под одеждой (если и иконка там же, то это один разговор, а если используется как украшение — то совсем другой). Про браслеты с иконами — Вы сами согласны, и испачкать можно, и неудобно. А любовью заниматься… Так мы и иконы в спальне не снимаем. Честный брак — не грех, в спальне мы от людей закрываемся, а Бог и так все знает,… Читать далее »

Натка

Спасибо, понятно. Посмотрела свой крест и образки на шее- лики от трения стерлись. Будем считать, что произошло приближение к старинным крестам:) шутка 🙂

Вера

Мне совсем не по душе браслеты с иконами, как и кулончики, и календари, кстати, тоже. Икона ведь для молитвы… а вот на браслете или кулончике зачем? Как украшение? Нехорошо это. Если как оберег, тоже не очень, по-язычески. А к календарям с иконами душа не лежит как-то… год закончится, и что потом с ним делать? Вот такие мысли…

Ксания

Одна знакомая собирала старые календари, вырезала из них иконы. Потом, в свободное время, наклеивает лики на доску, а остальное вышивает бисером и эту доску обтягивает вышивкой. Красиво получается.
Но я тоже предпочитаю календари с пейзажами, или с изображениями храмов

Людмила

Чтобы Святыню не осквернить-сожгите все календари или иные печатные листовки или газеты,где имеются изображения икон. Раньше при Церквях были печи,где сжигались и календари,и ветхие иконы.Сегодня Храмы, в основном,отапливаются газом и поэтому священники благословляют сжигать где-то в укромном месте. р.Б.Людмила.

Zeru

По этой логике нательный крест тоже снимать и оставлять за дверью каждый раз, когда идёшь в туалет, что ли?

Ксания

В национальных культурах вообще много интересного можно найти. И не все напрямую к христианству восходит. Но по этой теме трактаты писать можно: "Христианская символика в народной традиции".
Я не сторонник фанатизма, и синдромом вахтера тоже не страдаю. Просто, лично меня иконы набытовых предметах "напрягают". А решает каждый для себя. Будут эти предметы до тех пор, пока их "на ура" раскупать будут.

Zeru

Ну это всё же вещи несколько разного порядка.
Образочки на браслетах, увлечения "землицей с могилки", "маслицами", "камушками" и "молитвенными поясочками" это понятно и в особых комментариях не нуждается, но крестик на гвоздике у туалета это также нелепо, как и попытка отворачивать иконы ликами к стене в спальне перед супружеским соитием.
В первом случае просто обрядоверие, а во втором – совсем уже откровенное мракобесие!

Бабочка

Я, наверное, в душе румынка) Мне оч.нравятся красивые распятия, летом все равно в вырезе одежды видно, так почему бы не подобрать покрасивше? У католиков вон принято еще и сережки с Божьей матерью делать- я, честно сказать, вот ничего не могу придумать против, кроме как претензий к вкусу и стилю, но мы же вроде не про это? Где будет сокровище ваше, там и сердце ваше. У кого-то сокровище- драгоценные камни, у кого-то -поделочные, полудрагоценные, кому-то любимый человек подарил, хоть и стекляшка, а у кого-то лик любимых святых всегда рядом- а в чем загвоздка-то? На грязную работу, чтоб не запачкать- так я… Читать далее »

Ксания

Я никогда не видела католичек с сережками-иконками в ушах. Хотя общаюсь довольно со многими, а подруга-католичка даже служит певчей в их храме. Наверное, это тоже особенности определенного региона, скорее национальные, чем религиозные. А "де-юре" насчет "могильных землиц", то люди иногда заменяют веру в Господа верой в, простите, горсть песка. Ведь если Господу будет угодно, то и щепоть простой дорожной пыли будет нам в исцеление, и без поедания пыли тоже исцелимся. И почитаемый святой нас прекрасно услышит и из храма, и из дома, а не с места своего временного упокоения ( мощи многих уже давно находятся в храмах, а не почивают… Читать далее »

Похожие статьи