У кого какие мечты были в детстве. Я вот, начитавшись житий святых, размышляла о том, как же лихо они устроились. Особенно впечатлила меня история святого мученика Вонифатия: ни тебе пустынных бдений, ни молитв ни свет ни заря, ни строжайших постов, ни власяниц с веригами, даже подвига юродства – и того не было.

Конечно, мученик подвергся пыткам, но так в житиях было указано, что по вере его он оставался цел и невредим. Так что вроде и не совсем по-настоящему выглядели эти ужасающие издевательства, которым подвергали Вонифатия, бывшего раба, состоявшего в связи со своей хозяйкой.

Выходит, что? Ешь, пей, веселись. А потом умри за веру – и прямиком в рай. Ай, как весело, ай, как хорошо!

Или вот ещё, говорят, раком хорошо заболеть. Что за мучения такие прощаются людям многие их прегрешения. Знай себе к смерти готовься и мужественно переноси боли и скорби. А уж если повезёт причаститься в день смерти – так и вообще будет всё «на мази»: сразу в рай, без всяких мытарств.

Сейчас, правда, как-то поутихла я в своих предпочтениях относительно своей кончины. То ли вера поуменьшилась, то ли мозгов прибавилось, но идею мученичества я как-то отодвинула в сторону. Потому что в этом всём есть одна удивительно и дурно пахнущая фальшь: это мысль о том, что я, точно зная дату своей смерти, смогу мало того, что приготовиться к достойному переходу в мир иной, так ещё и страданиями своими смогу заслужить желанную мне участь.

Ну чем не манипуляция? Только вот Кто выступает объектом этой самой манипуляции? Когда я это поняла, мне стало очень страшно. И больно. И унизительно мерзко.

Я страдала-страданула

Манипулировать Богом… Что может быть безумнее? Но на что только не пойдёт современный человек, чтобы, с одной стороны, как-то управлять своим страхом относительно полнейшей неизвестности будущего, а с другой стороны, не соприкасаться с собственной ограниченностью.

Страшно, знаете ли, было маленькой девочке, читавшей жития, думать о собственной смерти. Страшно было мне, выросшей с идеей «преступления и наказания», обращать своё сердце в небо, туда, где какая-то высшая сила, стоящая однозначно на стороне бабушки и учительницы из воскресной школы, будет судить тебя за каждый твой проступок и нещадно мстить за измученных моим неповиновением старых женщин, посылая на мою несчастную голову громы, молнии, болезни и страдания.

А раз уж болезней мне, такой великой грешнице, не миновать, то надо же их как-то развернуть себе во благо? А то, знаете ли, совсем такое уныние наступает, что хоть ложись и помирай прямо здесь. А на милость не рассчитывай, потому что рай (как и любовь мамы, бабушки, учительницы, каждого встречного-поперечного) надо заслужить!

А если буду совсем хорошей девочкой, то, может, и умирать вообще не придётся? Может, случится что-нибудь такое, невероятное, все умрут, а я останусь. Но такое бывает только в детских фантазиях, где ни у кого не вызывает удивление ни Спящая Красавица, что провела в летаргическом сне пару столетий,  ни Красная Шапочка, лихо выпрыгнувшая из волчьего чрева, ни живая и мёртвая вода.

Вот и инфантильная психика выдаёт решения на уровне своего развития. Если я могу быть хорошей девочкой, и меня похвалит мама, то, возможно, быть хорошей девочкой для Бога я тоже смогу? Надо только как следует настроиться, угадать Его мысли, чувства и желания, и обезопасить себя по-максимуму. Иначе очень страшно…

Инфантильная вера

Маленький ребёнок не имеет ещё собственной воли, не умеет делать осознанный выбор, он слишком мал и слаб для того, чтобы опираться на собственные поступки и одновременно при этом выжить и стать успешным настолько, чтобы продолжить своё потомство и стать уважаемым в системе человеком.

На место системы можете поставить что угодно: род, племя, трудовой коллектив. Сейчас человек, просто работая и получая деньги, может жить в относительной изоляции. Раньше такой роскоши он себе позволить не мог. Потому сам факт жизни зависел от благосклонности родичей и умению жить в сообществе себе подобных, не нарушая его законов.

Ну и младенец от рождения такой расклад знает и пытается всеми силами угодить родителям, чтобы поскорее вырасти и стать независимым. Так что пока он мал, рассуждение ему не просто не требуется, оно может повредить.

Со временем, покидая отчий дом и обучаясь само-ответственности (во многом благодаря тому, что сами родители его выпроводили в мир, как та мама из сказки, наградив своего сына Иванушку провизией на первое время и каким-нибудь волшебным благословением), человек, сталкиваясь с трудностями, проблемами, да просто банальным чувством голода, растёт над собой, понимая, что если не он – то кто?

Но всё меняется, если ребёнку не только не дают ответственность, соизмеримую с его возрастом, но и мешают ей реализоваться. Потому что страшно. А вдруг война, землетрясение, плохие люди мою кровиночку обидят?

Уже великовозрастный лоб, оставаясь с совершенно незрелой психикой, нуждается в постоянном контроле со стороны мамок-нянек. И очень часто в качестве такого гаранта безопасности выбирается религия. А поведение с Богом продолжает строиться на детских представлениях о мире.

«Будьте как дети» — это всё же не про инфантилизм, согласитесь?

Неомученичество, бессмысленное и беспощадное

Современные мученики, надо отметить, значительно отличаются от тех, кто были во времена св. Вонифатия. И первое отличие нас от них заключается в том, что те терпели муки ради того, чтобы скорее встретиться с Богом, то мы, наоборот, эту встречу всячески пытаемся отодвинуть. Они действовали из такой неизреченной любви, когда нет никаких преград для того, чтобы быть вместе с Отцом. А что хотим сказать мы своим непонятным поведением?

А дело-то как раз в той самой любви…

Да, мученики шли на добровольную смерть по любви. Современные страдальцы и страдалицы, перенимая форму, где-то в пути напрочь потеряли содержание, продолжая производить привычные ритуалы в надежде получить тот же результат, как будто сам ритуал имеет магическое значение.

Если у настоящих, реальных мучеников были самые что ни на есть настоящие смертные враги, наделённые силой и властью, то что же можно сказать про жизнь современную? Подчиняясь великой фантазии о ритуальном мученичестве, человек «проецирует» свою внутреннюю потребность быть мучимым на внешние объекты, становясь неким бесплотным фантомом, дешёвой комедией, театром одного актёра, где весь мир в целом и Господь Бог в частности должны оценивать драматизм постановки и выразительную игру героя.

Правда, на деле выходит не то сериал, не то длинные заунывные постановки времён античных императоров, когда нескончаемые пьесы длились часами и днями, а выйти из подобного заведения можно было только вперёд ногами.

Амплуа у неомученика разные, но число их ограничено и хорошо описано в том самом треугольнике Картмана, только и агрессор, и жертва, и спасатель находятся внутри одного человека, который сам за собой наблюдает, не в силах соприкоснуться не с фантазией о жизни и смерти, а с истинным, животворящем ПЕРЕживанием, которое потом перетекает в покаяние и разрешается исповедью. Они слишком поглощены своими страданиями, несправедливостью мира, вселенскими заговорами, демонстративной жертвенностью и тайной жалостью.

Но в чём же заключается покаяние? Это соприкосновение со своей неидельностью, это много настоящего стыда, не ритуального, чтоб другие видели, а самого что ни на есть живого, которому зрители совершенно параллельны, там на пепелище фантазийного мира начинает зарождаться истинное сострадание, а не сладенькая лебезящая жалость, где в полную мощь раскрывает свои свободные крылья не услужливость, не человекоугодничество, не подчинение, а смирение.

***

Одна подруга рассказывала мне о необычайном и ни с чем несравнимом опыте. Стоя в очереди на исповедь, она задумалась о том, что сейчас ей придётся пережить настоящую смерть, чтобы выйти из Таинства по-настоящему живой. Для того, чтобы пережить покаяние, необходимо понять, что прошлая я сейчас готова себя убить не физически, а духовно. Убить свои страсти, отсечь их и выкинуть насовсем.

И её сковал непередаваемый страх. Когда буквально тряслись руки и ноги, когда надо было сказать «каюсь» и больше так не поступать. Когда надо в буквальном смысле похоронить старый образ мыслей, давно знакомые грабли сжечь, а пепел их развеять над морем.

Это ощущение совершенно не похоже на тот инфантильный образ мученицы-страдалицы, которая готова на исповеди умываться слезами, чтобы и священник, и Боженьки (и, скорее всего, она сама) поверили в искренность слов.

Но там, где нет глубины, не может быть и искренности. Там, где нет ответственности за собственный поступок, не может быть и покаяния. И там, где нет доверия, не может быть и любви.

Страдание в нашем обществе всё ещё является неким ритуальным одобряемым и очищающим действом. Но очищение это такое же фантазийное, невротическое.

Конечно, мы можем найти и назначить каких-то людей на роль мучеников, агрессоров, манипуляторов, но мы всегда делаем это добровольно, пусть и не всегда осознанно. И чтобы выйти из этого заколдованного круга, всё же придётся повзрослеть.

Тревога укажет путь

Есть такой закон в психологии – надо двигаться в том направлении, где тревожнее всего. Если какую-то ситуацию вспоминать очень тяжко, то именно её и надо вспомнить. Если какие-то мысли вызывают боль, то именно их и надо думать.

Только такие действия доставляют не показные мучения, где всегда найдётся кто-то, кто оценить, похлопает в ладоши и погладит по голове, а истинные переживания. Если современный мученик постоянно ходит по кромке этой реки боли, то человек, желающий что-то изменить в своей жизни, начинает потихонечку спускаться в воду, чтобы, намокнув, таки переплыть на другой берег.

На другом берегу не будет райских кущ, не будет вечного счастья, всегда послушных детей и ангелоподобного по красоте, трудолюбию и заботе мужа. Там будет та же самая земля, те же самые люди, роды в муках и три пота от работы. Но мир станет более плотным, а жизнь – осмысленная, настоящая. Как настоящим будет и смех, и любовь, и дружба. И смысл жизни тоже будет явным и очевидным.

Будьте аккуратны, потому что обратной дороги с того берега не будет. Десять раз подумайте, прежде чем откажетесь от ритуального мученичества. Вы точно уверены, что вы хотите жить в настоящем мире? Выбор всегда только за вами.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Магистр психологии, практикующий психолог, работаю в юнгианском направлении. Окончила Воронежский Государственный университет, Московский Институт Психоанализа, Московскую Ассоциацию Аналитической Психологии и Российский Государственный Социальный Университет. С 2012 по 2015 г. работала главным редактором портала «Матроны».

Другие статьи автора
новые старые популярные
Анна

"Там, где нет ответственности за собственный поступок, не может быть и покаяния. И там, где нет доверия, не может быть и любви.
Страдание в нашем обществе всё ещё является неким ритуальным одобряемым и очищающим действом. Но очищение это такое же фантазийное, невротическое.
Конечно, мы можем найти и назначить каких-то людей на роль мучеников, агрессоров, манипуляторов, но мы всегда делаем это добровольно, пусть и не всегда осознанно. И чтобы выйти из этого заколдованного круга, всё же придётся повзрослеть"
— все верно, я все это прошла!

Елена 12

"…обратной дороги с того берега не будет.. Вы точно уверены, что вы хотите жить в настоящем мире?" Вспомнился случай из практики Берта Хеллингера: один его пациент честно выбрал "маленькое счастье", т.е., как я поняла,предпочёл остаться в своей привычной, хотя и надоевшей луже, но не "плыть на другой берег". А вчера слушала лекцию отца Андрея Лоргуса о духовном открытии себя, где подчёркивалось, что "принять себя" и откликнуться на Божий зов (он вспоминает Моисея, Иова Многострадального, Исаака и др. ) — с обыденной точки зрения страшно (даже очень): иллюзиям не останется места, и жизнь переломится. Да, до этого дорасти надо и понять,… Читать далее »

kiriniya

Конечно, реальная жизнь — и реальная боль в том числе — гораздо ярче, чем невротические имитации. Ведь чувствуешь же, что что-то не то в этих "страданиях".

Ольга

Спасибо за статью … очень сильно

Дарья

а я не могу понять, прочувствовать, зацепить мысль. Как будто смысл от меня ускользает. А понять так хочется. И перестать страдать, и начать жить. Буду перечитывать и думать, думать и перечитывать. Спасибо за статью!

elleni7

Тяжелое у Вас было детство, Лидия. Сочувствую! Страшно подумать, как сильно могут навредить детской душе любящие родственники и воспитатели в своих неофитских порывах. И ведь из лучших побуждений. Статья очень философская и жизненная одновременно, спасибо. Для меня в детстве Бог был могущественной Силой на моей стороне. Мне ничего специально не рассказывали, не объясняли про Него ( был конец 70-х — начало 80-х годов), только бабушка часто водила в церковь, просто так и на исповедь и причастие. Наверное, мне повезло — мне дали возможность самой с Ним познакомиться, узнать, какой Он. И никогда я не могла и не могу поверить, что… Читать далее »

Виолетта

Точно. Я тоже. И долго не понимала зачем Любви, которой является Господь, наш страх. И даже потеряв единственную дочь, правда почти спустя три года, я принимаю Бога как Любовь. Своей Любовью Он разрешает и трансформирует наши беды и страдания, только открыть душу истинно для Бога-самая большая проблема для нас современных. А статья настоящая. Спасибо.

Ольга Джарман

Бог — не "Сила на моей стороне". Богу ничего не нужно от меня. Бог, страждущий Скиталец, распятый на Кресте, пришел исцелить меня, отдав Себя до конца, исчерпав Себя без остатка.

Елена

Вот уж точняк. Сколько раз ловлю себя на мысли, что Господь мне ДОЛЖЕН там-то, здесь-то. "Ты меня создал, а теперь роди меня обратно", ибо мне невкусно сейчас жЫть.
И переворачивается с ног на голову Божий обо мне Промысел. Он создал меня свободной, а я все хочу в золотую клетку, клевать золотое пшено. Ёлы-палы, когда ж я повзрослею?

Елена 12

"И никогда я не могла и не могу поверить, что Богу нужно от меня страдание. Нет, только любовь и радость." наверное, что-то недопонимаю, но страдания неизбежны и в жизни великих, и в жизни простых смертных; думаю, вопрос лишь в том, как к ним относиться: мужественно, бодро и с доверием Богу или изнывая от страха, малодушия и сомнений. В мире иллюзий намного стабильнее, хотя, да, радости, наверное, меньше. В общем, как в конце статьи написано: "На другом берегу не будет райских кущ, не будет вечного счастья, всегда послушных детей и ангелоподобного мужа. Там будет та же самая земля, те же самые… Читать далее »

elleni7

Я так это понимаю — одну и ту же жизнь можно прожить, страдая от того, что чего-то не имеешь, или имеешь не то, что хочется, а можно — с любовью и благодарностью Богу за то, что имеешь, даже если не всегда понимаешь, как именно это использовать. 🙂 Выбирать — нам. Я за второй вариант, он позитивней.

Ирина Ия

А я поняла, что важно еще не заменять цель средством, или промежуточными "тренировочными моментами". Например, девушка, выходя замуж, должна понимать, что брак — это нелегкий совместный труд, несение креста, но выходит-то она замуж не для того, чтобы крест понести, а для того чтобы быть всегда рядом с любимым человеком. Веселья может быть совсем мало, сплошные скорби (как раз статья о княгине Юсуповой была), но цель — прожить рядом с любимы выполнена. И это дает силы бороться со страхом и малодушием. А можно вообразить, что замужество только из мук и состоит и его единственная цель — усмирение плоти и духа путем… Читать далее »

Татьяна

Статья прекрасная, спасибо!

ольга

великолепная статья!!! спасибо Вам!

Похожие статьи