От редакции: продолжается обсуждение статьи Елизаветы Правиковой «Кому нужны наши рекорды?» Теперь в дискуссию включился автор, чтобы ответить на многочисленные вопросы читателей, заданные на сайте и в сообществах. Глядя на нешуточные споры и дискуссии вокруг своей статьи и ответа на нее, я поняла, что иногда эмоциональность все же мешает. Мешает правильно воспринять то, что хотел сказать автор. Причем, эмоциональность обоих – и автора и читателя. И я понимаю, что не последнюю роль в этих спорах сыграл провокационный заголовок статьи, который всего лишь отсылал к известной социальной рекламе. В связи с этим я решила высказать свою позицию (исключительно из своего опыта, без всяких советов действовать так или иначе) более сухо и взвешенно. Итак, начну с того, что у многих сложилось превратное впечатление, что в своей статье «Кому нужны наши рекорды?» я призываю НЕ РОЖАТЬ много. Это не так. И это не оправдание, это констатация факта – значит, я выразила свое мнение недостаточно ясно. Я с некоторых пор никого не призываю вообще, мало рожать или много. Это не мое дело, а дело только внутрисемейное, между супругами. И при этом в частных разговорах с мамами я как раз склонна не пугать многодетностью (если 3-4-х считать-таки многодетностью), а, скорее, представлять в позитивном ключе. Если вдруг меня просят поделиться опытом, спрашивают, как я справляюсь, я отвечаю честно. И о радостях и о трудностях, и о победах, и о поражениях на фронте воспитания, ведения хозяйства и т.д. Я честно говорю, когда мне тяжело и честно говорю о явных плюсах того, когда детей в семье больше 2-х. И о том, что имею очень большую поддержку со стороны мужа, который несет на себе в семье очень много. И когда кто-то из моих знакомых (чаще, кстати, нецерковных) спрашивает, как это многодетность – трудно, я говорю, что вполне реально и даже не очень трудно при нормальном здоровье, условиях и отношениях в семье. А уж если вдруг у меня спрашивают совета, то я стараюсь ответить предельно взвешенно и честно, что я думаю в конкретной ситуации. Т.е., грубо говоря, если у женщины муж хорошо выпивает и ненадежен в смысле поддержки в семье, то я честно отвечу, что я бы поостереглась рожать еще в такой ситуации. Потому что не раз видела, что такое жизнь с выпивающим мужем или даже с наркоманом. И чем она обычно кончается, несмотря на усилия. Это так, для яркого примера. Читайте также: Ставить рекорды или просто жить? Ответ Лизе Правиковой Что касается вопроса контрацепции, то и здесь вышло непонимание между автором и некоторыми читателями. Вопрос это спорный, мнений по нему много разных, в том числе и среди священников. К сожалению, в Основах социальной концепции РПЦ о контрацепции сказано настолько обтекаемо, что понять что-либо очень сложно. Т.е. как будто и выразили отношение, а как будто и нет. Поэтому толкования могут быть как в одну, так и в другую сторону. Приведу текст полностью: Религиозно-нравственной оценки требует также проблема контрацепции. Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом. Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи. Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на «недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к… отказу от супружеской жизни в браке», а также напомнил пастырям о необходимости «соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни». Единственным ясно сформулированным тезисом здесь является отношение к контрацептивам, обладающим абортивным действием. Дальше все очень неопределенно. Но смотрите, Церковь говорит нам «Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей.» И предлагает воздержание. Оговариваясь тут же, что не все могут понести воздержание и принуждать к нему ни в коем случае нельзя. И вот следующий абзац можно толковать по-разному, в том числе и в пользу не абортивной контрацепции. Не как безусловной рекомендации всем, но как снисхождения к немощным и несовершенным людям, по тем или иным причинам не могущим понести (в данный момент или уже вообще) еще рождения детей: Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19. 11), и, заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи. Читайте также: Страна непрошеных советов Другой вопрос, если у семьи нет духовника, что вообще-то не только не редкость, а, скорее, «частость». Так уж сложилось в нынешней церковной жизни. И тут, понятно, решение ложится только на супругов, их совесть и честность перед Богом, собой и друг другом. И взвешенное решение не рожать (какое-то время или совсем) по объективным причинам — никакой не грех. Когда есть духовник и семья ему доверяет в этих вопросах, то ответственность за рождение детей, по моему мнению, ложится равномерно и на плечи супругов, и на плечи духовника. И если духовник благословляет семью рожать, когда, например, женщина больна и есть угроза и для нее, и для будущего ребенка, и для уже имеющихся детей, то он должен быть готов нести ответственность за осиротевшую семью. Или, благословляя на воздержание (раз не можете рожать), будет нести ответственность за семью, развалившуюся по причине невозможности воздержания, например, для супруга. Хотя, когда духовник действительно настоящий, то он всегда молится и несет ответственность за семью, и семья не остается без поддержки, одна на один со своими проблемами. Это все очень общие примеры, но тем не менее. И во всех этих вопросах как нигде очень и очень нужна золотая середина. Тут ведь можно как «недобдеть» так и «перебдеть». Можно излишне пожалеть себя, а можно загнать себя в безвыходную ситуацию. Т.е. жилищные условия, например, могут быть плохие, но терпимые, а могут быть УЖАСНЫЕ. И у одной семьи может быть надежда и хотя бы минимальные возможности, что они хоть как-то когда-то улучшатся, а у другой таких надежд и возможностей нет и не будет. И не говорите, что Богу все возможно, я знаю. Но с неба квартиры и дома все равно не падают, а если и падают, то в редчайших случаях, как исключение. И строить стратегию семейной жизни, рассчитывая на чудо, не стоит. Или финансовое положение – может быть так, что при рождении очередного ребенка придется забыть об отпуске на море, а может быть так, что на еду уже имеющимся детям не будет хватать. Примеры можно приводить до бесконечности. Еще один немаловажный критерий – здоровье. Приведу пример из личного опыта. После рождения второго ребенка у меня обнаружилась болезнь щитовидной железы. Кроме личного плохого самочувствия был очень большой риск родить больного ребенка. Скажете, воздержание? Год, два (а именно столько длилось полное лечение с лекарствами несовместимыми с беременностью)? Простите, не все могут вместить. И, конечно, мы приняли решение какое-то время использовать контрацептивы. Потому что я бы не смогла смотреть в глаза будущему ребенку, зная, что могла предотвратить его болезнь и не предотвратила. Когда уже есть беременность, и появляются какие-то отягчающие обстоятельства, тут другое дело. И мы можем сказать, что все произошедшее с нами воля Божья, а мы сделали сами все, что могли. А в случае, когда ты можешь что-то предотвратить, хотя бы попытаться, почему нет? И, если уж на то пошло, то воля Божия проявилась бы все равно, ведь как мы знаем, нет 100% гарантии ни в каких не абортивных средствах контрацепции. И да, считайте, что я маловерна. Я еще и деньги коплю «на всякий пожарный», кладу в конвертик и прячу. Это ведь тоже маловерие, правда? Знаю, что очень многие категорично настроенные люди скажут – ну и пусть болезнь, пусть смерть, все в воле Божьей. Если в них есть такая вера, я очень рада за них. Главное, чтобы вера эта не была за счет других людей, особенно близких. Вроде того, что у жены уже сил нет и здоровья, а муж настаивает рожать еще и еще. И еще важно, чтобы такие люди не проецировали свой личный опыт на других, а снисходили к немощам немощных и не осуждали их. Есть множество крайних ситуаций в жизни, и у каждого они свои. Вот я как позитивно настроенный человек и оптимист (и это не личная заслуга, это данность с рождения) долгое время не верила в депрессию. В то, что это болезнь. Мне казалось, что все фигня, а люди, находящиеся в депрессии просто излишне жалеют себя и вообще нытики. Очень стыдно вспоминать, что я говорила этим людям, вполне, с мой точки зрения (тогдашней), доброжелательно говорила. Господь дал мне на своей шкуре испытать, что такое депрессия. Самая легкая и не затяжная, совсем не то, что чувствуют люди в настоящей депрессии. И я ужаснулась. Особенно учитывая то, что я никак к депрессии не склонна. И искренне посочувствовала тем людям, у которых (или у их близких) она есть. И вот, например, депрессия у одного из супругов это тоже одна из веских причин подождать с рождением следующего ребенка. Ведь в депрессии можно совершить такие грехи, вплоть до самых ужасных, в сравнении с которыми грех маловерия (т.е. контрацепции) будет настолько ничтожен, что и не сравнить. Так лучше уж совершить малый грех, чем большой. В общем, вопрос тонкий, нюансов много – здоровье, жилье, материальное положение, психологические особенности всех членов семьи (включая детей). И еще раз повторюсь, решать его должны супруги. Насколько возможно честно все взвесив. А посторонним вход в чужую семью воспрещен. Вход с советами и убеждениями, если их специально не спрашивают. А если бы спросили у меня, я бы ответила – рожайте, сколько вам по силам, по возможности не лишив себя последнего здоровья и сил и главное, не надорвитесь до смерти, чтобы детей не оставить сиротами. Потому что быть сиротой в нашей стране ужасно.