Некоторое время назад я написал колонку «Про похожих на мужчин», где попробовал дать описание ряда признаков мужской безответственности, одного из вариантов. Сегодня опишу другой, более редкий тип. Кстати, если вдруг что – исходным материалом для подобной писанины служу я сам. Ну просто, чтобы никто не думал, что это я на хороших людей наговариваю. Итак. Этот тип поведения, как ни странно, в интернете более заметен, чем в реальной жизни. Возможно, всё дело в том, что в интернете мы сталкиваемся не с человеком в его полноте, а с его публичной презентацией, его имиджем, тем, что он хочет нам показать. Однако если у такого героя есть внутренняя проблема, если его что-то гнетет и давит – то это неизбежно проявится именно в таком имидже. И потому именно в сети признаки душевного нездоровья как правило даже заметнее, чем в жизни: в реальности человек значительно разнообразнее, и в этом разнообразии эффект смазывается. Сетевые же проявления просты, потому наглядны. Это признак неспособности к ответственности встречается обычно у верующих мужчин за 30, хотя бывают и исключения. Проявляется он в том, что человек загадочным образом из всего богатства жизни сконцентрирован на сексуальной тематике. Нет, он не коллекционирует порнографию и не рекламирует новые издания «Кама-Сутры», но почему-то основной вектор его эмоций и интересов направлен именно в область человеческого низа. В любой сфере он видит прежде всего свою любимую тему. Если он обсуждает политику — то в происках врагов и действиях друзей различает непременно вопросы сексуальных свобод. Возмущаясь оппонентами, обязательно припомнит частности ориентации или склонностей оппонента или того, кого обсуждают. Кандидат на выборную должность в его глазах плох или хорош именно отношением к проблемам пола, а не профессиональными навыками. В терминальных случаях любой вопрос, связанный с общественной жизнью, включая историю, сводится для такого человека к обсуждению половой морали. Если про современность – то как сильно на Западе влияние гей-лобби, как много там педофилов и вообще извращенцев, как приезжие кавказцы насилуют русских девушек. Если немного в прошлое, то массовая девственность депортированных в Германию советских девушек, «два миллиона изнасилованных немок», вопросы построения семьи по «Домострою» в плотском аспекте (хотя Домострой — это вообще книга по домашнему хозяйству и в целом о другом). Характерно для такого рода людей постоянное сетование на погибель нравов — опять же, с особенным ударением на распущенность, на аборты, на распространение средств контрацепции, на мифическое введение уроков сексуального просвещения и так далее. И никогда на чрезмерное распространение обмана, насилия или социальной несправедливости. Зачастую они верят в телегонию, а если ищут себе спутницу жизни через сайты знакомств, то одним из первых пунктов необходимых тактико-технических характеристик указывают обязательную «девственность». С другой стороны, из всех возможных вопросов жизни духовной прежде всего эти ребята обсуждают даже не то, что просто как-то связано с блудной страстью – это было бы ещё понятно. Обсуждения крутятся вокруг таких важных тем, как запрет женщинам посещать храм во время месячных (ну что, что тут обсуждать мужчинам? зачем? особенно с такой страстью…), дозволительного и недозволительного времени для супружеских соитий и вообще места сексуальности в жизни семьи. Под лупой рассматривается, что именно можно или нельзя, как часто, в какое время и почему, и вообще – возможен ли секс иначе, как для продолжения рода. Помню одну многостраничную дискуссию – какая епитимия у какого известного духовника полагалась за какое противоестественное употребление. Яростное, нарочитое неприятие всего, что связано с этой стороной жизнью человека, вплоть до манихейства – обратная сторона этого болезненного интереса. При том, что такое исключительное любопытство совершенно праздное, ибо практический интерес, имеющий целью именно борьбу с искушениями, выглядит иначе и уж точно не включает публичное обсуждение интимных подробностей, способов и вариантов. О чем говорит подобное поведение? Не надо быть дипломированным специалистом, чтобы примерно понять, что тут как минимум имеет место некоторая странность. Что должно происходить во внутреннем мире человека, чтобы предмет его интересов составляли прежде всего именно эти темы, чтобы они столь сильно его волновали? Подобное поведение говорит о том, что человек очень сильно измучен каким-то внутренним разладом, что он живет с ощущением внутренней пустоты. Сугубый интерес к половым вопросам вообще говорит о наличии какой-то проблемы. Слово «пол», между прочим, однокоренное и со словом «половина» и со словом «на-пол-нение». Мужчина без женщины, как и женщина без мужчины, всегда будет чувствовать немного собственную недостаточность, страдать от неё и искать способа с ней справиться. И какой бы ни была внутренняя проблема – она всегда может принять личину тоски по близкому человеку. Это начинается в подростковом возрасте, ведь подростки гиперсексуальны не только по физиологическим причинам, но и потому, что они внезапно открывают в себе эту пустоту. И искать человека, способного её заполнить, совершенно естественно. И в возрасте взрослом, а то уже и престарелом, эти проблемы могут продолжать оставаться актуальными. Правда, сам человек уже лишается подростковой непосредственности и энергии. Но здесь есть два способа: или начать работать над собой, своей жизнью и своими отношениями в надежде на перемены, или замкнуться в себе, и вместо попытки решить проблему превратить её в объект бесконечной болтовни – и уже не так уж важно, осознана проблема или нет. Это немного похоже на проблему нехватки денег – можно начинать энергичнее крутиться, менять работу, обучаться, и так далее, а можно сидеть ровно и вечно переживать собственную несостоятельность, разглядывая в подробностях чужие успехи. Как говорил классик, «ничего так не выдает принадлежности человека к низшим классам общества, как способность разбираться в дорогих часах и автомобилях». Точно также ничто так не выдаёт невротика, мучимого страхом и неуверенностью, как пристальный интерес к половой тематике. Это свидетельство зацикленности на самом себе, неумения понимать себя и меняться, или просто крайней неумности, неспособности задуматься над происходящим, посмотреть на себя со стороны. Священник, пристально выспрашивающий на исповеди подробности постельной жизни супругов, интернет-боец, изводящий мегабайты текста на обличения подробно перечисляемых видов разврата среди людей, которые его не читают, в этом смысле примерно одинаковы. Подобный тип людей по-своему опасен, брак с ним чреват примерно следующим: обнаружив, что простое наличие женщины рядом не решает внутреннего конфликта (внутренние проблемы вообще не решаются простым изменением внешних обстоятельств), человек начинает перекладывать на супругу ответственность за происходящее, как раньше перекладывал её на внешний мир. Это, конечно, грубая схема – люди сложнее, чем любые их описания. В любом человеке есть добрая воля, и любой человек может измениться, если захочет. Но всё-таки будьте внимательны.