Учебный год подходил к концу, очередная сессия была не за горами, а на улице радостно улыбалось солнце, встречая каждого выходящего из дверей института. Студенты, еще немного постояв рядом с альма-матер, пообщавшись, расходились в разные стороны. Но мой взгляд прикован к одному из них. Ян беспокоил меня и раньше, но этот год стал просто пиком его прогулов. Когда я вхожу в аудиторию, его место чаще всего пустует, он редкий гость в своей группе, и даже когда он появляется, можно с уверенностью сказать: мысленно он где-то далеко. Ссутулившись и опустив глаза в парту, как будто на ней написано что-то крайне важное, он не реагирует на вопросы преподавателя, потом встает, и, не глядя на вас, что-то говорит себе под нос. Я знаю, что в этом крупном, нескладном пареньке прячется очень ранимая и хрупкая душа, лишний вес — это железобетонная броня, укрывающая её. Необыкновенно начитанный, для молодежи нашего времени, схватывающий все на лету, он, тем не менее, усиленно ведет себя к отчислению. Попытки поговорить один на один не давали должного результата. Но сегодня наступил час Х. Яна не допускают к сессии из-за хронических прогулов, учебный план им не освоен, не написаны и не защищены курсовые работы. Шансов выйти на сессию и перейти на выпускной курс у него нет. Мы разговариваем, вернее, нет, я разговариваю, раскладываю сложившуюся ситуацию, а он отводит глаза и молчит. Потом, глядя сквозь меня на окно, в которое бьется солнечный луч, произносит: «Я устал жить, мне все надоело». «Слава Богу, — проносится в моей голове, — хоть заговорил, и то хорошо. Вот отсюда и начнем плясать». — Как вы, взрослые, так можете жить? Изо дня в день все одно и то же: проснулись, умылись, позавтракали и на работу, вечером пришли домой, приготовили ужин, поели, посмотрели телик и спать, а на утро все повторяется. Вам не тошно, нет? А мне тошно, я не хочу так жить. Вы фильм «Особо опасен» смотрели? Вот первые минут десять – это я. Живет себе парень, недотепистый такой, и все им помыкают, но всерьез никто не принимает. Незадолго до этого разговора звонила мама Яна, спрашивала о его успехах и посещаемости. Поохала, услышав, что посещаемость ничуть не изменилась с её последнего звонка, и сказала: «Мы не знаем, что с ним происходит. Он перестал с нами разговаривать, придет из Макдональдса, мы его туда отправили подрабатывать и для того, чтобы с людьми учился общаться, в комнате закроется – и всё». Родители любят Яна, но их очень удивляет и напрягает тот факт, что у двух подвижных, как ртуть, людей вырос медлительный и закрытый в себе, как банковский сейф, ребенок. — Почему так происходит? Меня не радует ничего: ни учеба, ни книги, — совсем ничего. Мне кажется, что хочется чего-то интересного, но чего, я и сам не знаю. Выдав фразу, Ян замолчал и снова опустил глаза, его лицо покрылось красными пятнами, как будто он сказал что-то неприличное. — Ян, давай мы сейчас поговорим о том, что происходит с тобой, а потом определимся, что делать дальше. — Для начала, позволю себе заметить, что потеря смысла жизни может произойти в любом возрасте – как у подростка в четырнадцать лет, так и у человека, вышедшего на пенсию. Это может переживаться по-разному: от состояния постоянной скуки до полной бессмысленности жизни и ощущения ледяного дыхания «бездны». В таком состоянии человек может сотворить с собой много нехороших вещей. — У меня бывает дикое желание напиться, но я плохо переношу алкоголь, потом будет совсем отвратительно. — Я советую тебе, при случае, прочитать книги удивительного человека Виктора Франкла «Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере» и «Воля к смыслу». Он писал, что проблема человека в том, что ему, в отличие от животного, никакие инстинкты и побуждения не говорят, что нужно делать, а также, в отличие от прошлых веков, условности, традиции и ценности не могут сказать, что должно делать человеку. В прошлом, если ты сын священника, то и твоя дорога в семинарию; сын крестьянина – на пашню; дворянский сын – домашнее обучение, а затем в лицей или военное училище, и потом служба в армии. Сейчас эти условности и традиции исчезли, и человек вместо того, чтобы ощутить свободу выбора, даже и не знает, чего он на самом деле хочет. Вот и получается, что он либо делает то, что делают другие, либо то, чего хотят от него другие люди. — Вот я и не хочу делать то, что хотят от меня родители. Окончить институт, найти работу, потом жениться, подарить им внуков…и все? А где я сам в этой картине? Меня здесь нет, это такая жизнь, которую могут прожить многие. — Ян, а ты пробовал понять сам, чего хочешь ты? Он замолкает и потирает ладони. Впрочем, это был, скорее, риторический вопрос, ведь родители всегда успевали выполнить какое-то его желание быстрее, чем он додумался до него. Так, к сожалению, бывает совсем нередко, мы лучше ребенка знаем, как ему нужно одеваться, с кем дружить, и упорно навязываем ему свое мнение, не обращая внимания на его сопротивление. В случае с ним, сопротивлением стал уход в себя. — Чем это чревато для меня? Ну, потеря смысла жизни? — Существует условно три пути развития. Первый – это путь нигилистический, ты много читаешь и он известен тебе по классике 19 века — Базаров, Печорин и др. В наше время это проявляется следующим образом: «Ну, приобрету еще одну квартиру, дом, машину, а что дальше?». Нигилисты все высмеивают, обесценивают. Если у друзей будут высокие цели, то они не преминут над ними начать иронизировать. Они не жалеют не только других, но и себя, вспоминая свои юношеские мечты как наивную глупость. Второй путь – полная противоположность нигилистическому. Человек будет стремиться что-то делать, суетиться, и подчас это какие-то незначительные дела, но они занимают все время. Самое главное — не останавливаться, потому что остановка опасна, в голову полезут всякие мысли: а зачем я это делаю, почему я бегаю по кругу, как цирковая лошадка. Такие люди всегда фонтанируют идеями, они «бодры и свежи» и всеми силами показывают окружающим, как у них все прекрасно. — Это Вы случайно не о моей бывшей однокурснице говорите? И тут я мысленно улыбнулась, умен мальчишка, ох умен. Я не то что не собиралась приводить её случай как пример, но и до момента, как Ян задал этот вопрос, даже и не вспоминала о ней. Её отчислили пару лет назад, но образ жизни девушки был именно таков. Она хваталась за какие-то работы, везде фонтанировала идеями и пиарила себя направо и налево, потом теряла эти работы и неслась дальше. — Нет, я вспомнила о ней, только когда ты спросил. Третий путь, с ним люди чаще всего обращаются к специалистам — это: депрессии, алкоголизм, наркомания и прочие неприятные состояния, разрушающие личность человека и приводящие к печальным последствиям. Это нередко происходит с людьми, стремящимися только к материальным достижениям и в какой-то момент заходящими в тупик. Есть все, но ничего не радует. Если человек в состоянии ставить перед собой все новые и новые цели, более амбициозные, чем достигнутые, он может избежать тупика, но для этого нужен азарт, талант и умение ставить такие цели. — Я правильно понимаю, что должен как-то из этого состояния выходить, чтобы не попасть ни на один из путей? — Да, ты правильно понял, нужно возвращаться к жизни, хватит киснуть в своей внутренней табакерке. Тебе предстоит серьезная встряска, почти как в фильме «Особо опасен», но ты сильный и должен найти себя. Дальнейший разговор был недолгим и касался его проблем с учебой и того, что можно сделать. После того, как за Яном закрылась дверь, я думала о том, что если он решится на свой поступок, то вкус к жизни вернется, не может не вернуться. А так же о том, что порой родители не обращают внимания на такое состояние подростков или молодых людей, пока не начинаются осложнения. Зато они успешно с пеленок играют роль такой удушливой грелки для ребенка, что умудряются напрочь атрофировать все его желания к познанию окружающего мира. У взрослых, состоявшихся людей окружение нередко так или иначе заинтересовано в том, чтобы такое положение вещей сохранялось. Пользуясь тем, что у дражайшей половины утерян смысл жизни и он(а) весь в себе, вторая половина может вести желанный образ жизни, не оглядываясь на супруга(у). Нам совсем непросто жить в современном мире, где каждый должен прокладывать свою дорогу, но человек, с одной стороны, — существо очень хрупкое и ранимое, а с другой – это личность, обладающая глубиной и своим неповторимым, уникальным ресурсом для жизни в любой среде. Вот только чтобы эта личность смогла проявить себя в будущем, мы должны подарить своим детям любовь и тепло, мы должны дать им возможность ощутить головокружительный вкус свободы, чтобы им было к чему стремиться.