«Церковь против ЭКО? Подумаешь, церковь и против препарирования трупов была, кстати, по тем же самым причинам. А потом ничего, передумала. Зато сколько женщин могут познать радость материнства!». Или вот ещё такое: «Но ведь речь идёт не о том, чтоб себе собачку завести или зуб запломбировать. Речь идёт о человеческой душе! Выходит, жизнь другого человека настолько обесценивается… Одно дело, когда у меня аппендицит и я вмешиваюсь в ход событий, а другое дело — я так хочу деточку, но чтоб непременно носик как у меня, а глазки как у папы… » Так почему же Церковь не одобряет новые технологии в деторождении? Попробуем разобраться. ЭКО: что недопустимо Иеромонах Димитрий (Першин), председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы Cогласно «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви» высшей ценностью врачевания является жизнь человека и его душа. Библейские заповеди и гиппократовское «не навреди» осеняют человеческую жизнь с момента зачатия независимо от того, каким образом оно осуществляется. С этого момента каждый из нас – это живая душа, образ Божий, призванный к встрече со своим Творцом. Поэтому, говоря об ЭКО, мы должны заботиться и о родителях, и о ребенке. Вот почему три аспекта ЭКО, с христианской точки зрения, представляются абсолютно неприемлемыми. Во-первых, создание и утилизация «запасных» эмбрионов. Эффективность ЭКО невелика (около 20%), кроме того, оно опасно для женщины. Гормональная стимуляция яичников, с помощью которой получают яйцеклетки, чревата серьезными осложнениями. Чтобы не рисковать, для повторных имплантаций замораживают «запасные» эмбрионы. Но если этих имплантаций не происходит, человеческие жизни зачастую становятся сырьем, из которого извлекают стволовые клетки, делают фармпрепараты и даже косметику. Это бесчеловечно. Во-вторых, суррогатное материнство. Технология ЭКО позволяет вовлечь в процесс создания новой жизни до 5 человек: двое заказчиков, двое доноров и суррогатная мать. При этом учитывается стремление «заказчиков» получить ребенка, но не учитывается право самого ребенка быть ребенком своих родителей, быть ими зачатым и выношенным. В том случае, если ребенок узнаёт об истории своего появления на свет, возможны тяжелые переживания и депрессии, связанные с кризисом самоидентичности. Чьих родителей он ребенок — биологических, социальных или суррогатной матери? У таких детей часто возникает желание найти тех, чьи гены они восприняли и чья любовь хранила их под сердцем во время их внутриутробного развития. Поскольку эта информация относится к области врачебной тайны, данная ситуация может обернуться для детей «из пробирки» серьезными нравственными и душевными страданиями. Кто дал нам право обрекать их на эти страдания? Когда малыша отдают «заказчикам», разрывается глубинная связь между ним и матерью, носившей его под сердцем. Это травмирует их обоих. А само материнство низводится до уровня коммерческой услуги, доступной и лицам, не вступившим в брак, и гомосексуалистам. В-третьих, использование донорских клеток. Брак – это таинство двоих, в котором нет места для «третьей стороны». Именно на моногамный брак Бог благословляет человека в раю, как и Христос Свое первое чудо – умножение вина совершает именно во время брачного торжества. Кроме того, и у ребенка есть право быть ребенком своих родителей. Тем самым «Основы» не возражают против ЭКО, в котором участвуют только родители (никаких суррогатных матерей, доноров, экспериментов с выбором внешности) и не создается «запасных» эмбрионов. Чтобы избежать последнего, можно криоконсервировать не эмбрионы, а яйцеклетки. Именно так процедура ЭКО регламентирована в итальянском законодательстве, которое в этом сегменте могло бы стать основой и для российского. Тем не менее остается такая проблема ЭКО, как повышенная вероятность патологий и заболеваний. Но допустим ли эксперимент над ребенком без его согласия? Тем более эксперимент, о котором заранее известно, что он может причинить ему боль и страдания? В свете христианской этики и Нюрнбергский кодекс, и Хельсинкская декларация налагают на подобные опыты однозначный запрет. Проблема в том, что при ЭКО согласие невозможно испросить в принципе, поскольку сама жизнь возникает в его результате. Так можно ли считать желание получить «своего ребенка» достаточным основанием для того, чтобы его здоровье оказалось под угрозой? Согласно «Основам…» ответ на этот непростой вопрос остается за бездетной семьей. Ни от крещения, ни от иных таинств Церкви дети, полученные методом ЭКО, не отлучаются. Но вот родителям, прежде чем решиться на него, стоит посоветоваться с духовником. И последнее. Среди моих знакомых более десяти бесплодных семей (от 6 до 10 лет бездетности) самым естественным образом зачали и родили собственных детей вскоре после того, как начали нянчить усыновленных малышей. Бесчеловечное отношение к человеку? Протоиерей Александр Ильяшенко Материнство – это нечто святое, Богом созданное. Современные технологии позволяют, во-первых, бесчеловечно относиться к человеку, а во-вторых, бесцеремонно вторгаться в некоторые сферы его жизни – сферы тонкие и безусловно ранимые. Не везде нужно и можно влезать со своими новыми технологиями. Я бы не сказал, что проституция и суррогатное материнство — одно и то же, но и здесь и там бездушное, варварское отношение к женщине не как к личности, а как к объекту. Безусловно — это надругательство над женщиной, согласившейся стать суррогатной матерью, над ее душой и телом. — А как быть с денежным вопросом? В суррогатные матери идут часто ради того, чтобы заработать денег для собственного ребёнка? — Мне кажется, неправильно мерить какими-то количественными мерками данную проблему, потому что на самом деле проблема духовная, а не материальная. Нельзя продать Родину, нельзя продать честь, нельзя продать верность и т.д. Это все понятия, ценность которых не выразить ни в каких материальных единицах, в том числе и в денежных. Конечно, покупатели имеются в избытке, но, как говорил один из персонажей Куприна: «не все продается, что покупается». — Почему в связи с суррогатным материнством обсуждают и то, можно или нельзя крестить такого ребёнка? — Крещение – это ведь не оберег какой-то. Крещение, безусловно, необходимо человеку, который будет жить по-христиански, значит, крестить ребенка необходимо, если его родители – добрые христиане сами живут, и его будут воспитывать по заповедям Божиим. Если ребенка никто не собирается воспитывать христианином, то может и не надо его крестить? Так что это вопрос к родителям: будут ли они его в храм водить, будут ли причащать, будут ли учить тому, чему учил нас Господь, или он будет расти безбожником, эгоистом и развратником? — А какая из двух женщин является матерью: та, что выносила или та, что дала свой генетический материал? — Думаю, что больше мать та, что выносила. Ведь это она дает ребеночку свою кровь, питает его, заботится эти девять месяцев. Но в жизни складывается иногда и так, что родная мать отказывается от своего дитя, что его усыновляют другие люди, и он, даже зная об этом факте, считает именно их своими настоящими родителями. Ведь родство – это не только физическое понятие, но и духовное. Преступление против женской природы Протоиерей Алексей Уминский — Как Православная Церковь относится к суррогатному материнству? — Когда мы говорим о желании человека, живущего вне Церкви, он и то, скорее всего, задаст себе вполне резонный вопрос: а насколько это естественно для человека, для его природы вообще? Насколько естественно подсадить свою сперму женщине, использующей себя в качестве курицы, в качестве инкубатора, а потом взять у нее ребенка, которого она родила, и присвоить себе? Что в этом ребенке твоего? Наверное, можно ставить много экспериментов над разными животными, деревья прививать… Но мы же должны отдавать отчет, где биология, а где человеческая жизнь. Если люди — это только биология, то размножаться можно по-разному — почкованием, например. Если мы говорим о человеке, который создан по образу и подобию Божьему для вечной жизни, то тогда все встанет на свои места. И когда Господь говорил Адаму и Еве: плодитесь и размножайтесь, то понятно, что он имел ввиду. А суррогатное материнство – это способ размножения не людей, а, скорее, неких человекообразных существ или высокотехнологичных животных, которые забыли о том, что они люди, или еще этого не осознали. — Православная церковь не раз сравнивала суррогатное материнство с проституцией (торговля собственным телом ради денег и получения удовольствия – в данном случае чьего-то удовольствия быть родителем), Вы поддерживаете такую же точку зрения? — Нет, проституция – это торговля телом для получения сексуального удовлетворения. Хотя в фигуральном смысле «проституцией» можно назвать все что угодно. Женщина, торгующая собственными детьми, – это не блудница, это уже что-то другое. — В современном обществе суррогатное материнство – это услуга. Причем услуга платная, стоящая немалых денег. Возможность заработать – это для большинства женщин как раз тот фактор, который заставляет их становиться суррогатной матерью. А если она не берет за это денег, а просто вынашивает ребенка из желания помочь? Такие случаи тоже имели место быть… — Я не вижу принципиальной разницы между тем, заработала ли она, выносив ребенка, или отдала его в чужие руки бесплатно. Это все-таки сильно отличается от того, как это было в Ветхом завете, когда наложница Агарь родила от Авраама на коленях Сарры Измаила, потому что Сарра была бесплодной. Но она не разлучалась со своим сыном, она была ему матерью, и он ее знал. Главный-то вопрос в чем? Суррогатная мать отрекается от своего ребенка, выбрасывает его из чрева, из своего сердца, из своего ума. И младенец не может не чувствовать, что его бросили, не может не испытывать боль от разрыва с матерью. — А какая из двух женщин является матерью: та, что выносила, или та, что дала свой генетический материал? — И так, и так может быть. Мы знаем случаи, когда, выносив ребенка, женщина оставляет его в роддоме, когда его воспитывают другие люди. Эти женщина совершают очень тяжелый в нравственном отношении проступок, и он лишает ее впоследствии права быть матерью для этого ребенка. Права родительские получает тот, кто забирает его. Они становятся родителями, а матерью – женщина, которая не рожала его. В суррогатном материнстве все сложнее. Женщина, которая принимает во чрево ребенка, зная, что отдаст его потом в чужие руки, с самого начала идет на преступление. Преступление против себя самой, против женской природы. — А если говорить о других вспомогательных репродуктивных технологиях, которыми располагает современная медицина, — таких, как ЭКО, искусственная инсеминация и др., — здесь не усматривается преступление против природы? — Это тоже не совсем естественный способ, но все-таки более естественный, чем суррогатное материнство. Нельзя сказать однозначно, что в нравственном ключе это безукоризненно. Но в случае того же ЭКО берется семя отца, клетка матери… Эти два человека связаны друг с другом браком. Чтобы родить ребенка, они используют какое-то научное изобретение, помогающее женщине выносить плод. И, родив, мать не откажется от него. Искусственное оплодотворение – это технический момент. Суррогатное материнство – нравственный аспект. — А если ребенка, рожденного суррогатной матерью, родители соберутся крестить впоследствии, им откажут в этом? — Может быть, и не откажут. Все же знают историю с крещением суррогатного ребенка Филиппа Киркорова. Из этого даже шоу устроили, которое зрителей в определенной степени завело… Раньше представление с куклами устраивали, а теперь с живыми детьми… Вопрос на самом деле серьезный. Можно было бы, например, определить, что таких детей можно крестить только в случае смертельной опасности, например. А вообще таким семьям отказывать в крещении, потому что жили они не по-христиански. Христиане знают, что Церковь не одобряет суррогатный способ рождения детей. И если они идут на это, значит, изначально позиционируют себя не как христиане. А Православная Церковь не может крестить детей не христиан. Конечно, если они покаются, и их покаяние будет признано, то ситуацию, наверное, уже можно будет рассматривать под другим углом. Родители, которые даже формально были крещены, должны подготовиться к крещению ребенка, свидетельствовать о своей церковности, вере во Христа. Суррогатное материнство свидетельствует об обратном. Беседовала Ольга Щербакова