Конечно, я нашла повод, чтобы ей позвонить. Искать причины и поводы – это вообще то немногое, что у меня особенно получается… Первые несколько минут Лиза была настороженной, задавала много вопросов, кто я, зачем звоню, откуда про нее знаю. Потом немного расслабилась, и мы, будучи совсем незнакомыми, проговорили почти полтора часа. Спустя несколько дней я приехала к ней в гости. Так началось мое знакомство с этой семьей. С мамой Лизой, с ее мужем Юрием и с их сыном Лешкой.

Пор Лизу я впервые услышала от своей дочки. Это было три года назад, Вика училась в одиннадцатом. В тот день на уроке русского языка учительница рассказала детям о том, как она в составе комиссии проводила одну переаттестацию. Подтверждать ту или иную квалификационную категорию наши учителя обязаны раз в несколько лет. От этого зависит их допуск к урокам и размер заработной платы. Одну из таких аттестаций проводили у Лизы, и в силу обстоятельств это происходило у нее дома.  Лиза, как дипломированный специалист, числилась учителем русского и литературы в одной из городских школ. Но занималась она лишь с одним ребенком – своим сыном, причем не только по этим двум, но и по ряду других дисциплин (за баснословные, кстати, деньги — 2 300 р/мес – этот парадоксальный факт выяснился намного позже).  40-минутные  уроки, домашнее задание, планы, учебники, тетради, конспекты, классный журнал – все по-честному! Каждый день на протяжении 10 лет. В общем, аттестацию Лиза сдала, причем баллов набрала намного больше, чем следовало… Но членов комиссии поразило не это. Видимо, в тот день им открылись еще какие-то стороны жизни этой семьи, потому что когда  Викина учительница заканчивала свой рассказ о Лизе стихотворением, по ее щекам текли слезы.

Я свяжу тебе жизнь
Из пушистых мохеровых ниток.
Я свяжу тебе жизнь,
Не солгу ни единой петли.
Я свяжу тебе жизнь,
Где узором по полю молитвы —
Пожелания счастья
В лучах настоящей любви.
Я свяжу тебе жизнь
Из веселой меланжевой пряжи.
Я свяжу тебе жизнь
И потом от души подарю.
Где я нитки беру?
Никому никогда не признаюсь:
Чтоб связать тебе жизнь
Я тайком распускаю свою…

Ее жизнь резко изменилась после того, как родился он. Лешка. Вообще, конечно, нет ничего удивительного в том, что жизнь женщины как-то меняется в связи с появлением на свет младенца. К своим 33 годам Лиза это уже проходила дважды. Третья беременность не пугала, наоборот, окрыляла. И даже тот факт, что у нее будет не девочка, а снова мальчик, не омрачал Лизиных размышлений о будущем… Ну, разве что с самого начала… как-то мимолетно… совсем чуть-чуть. А будущее виделось очень даже отчетливо: муж, она и трое их сыновей живут радостно, дружно, работают, учатся, лепят в десять рук пельмени по праздникам, летом едут отдыхать на машине к морю…

Своего третьего сына Лиза рожала в платной клинике. Заключила договор, оплатила услугу, почему-то им с мужем казалось, что так надежней, спокойней… Анализы у роженицы были в порядке, многочисленные обследования подтверждали тот факт, что плод растет и развивается согласно срокам. Когда мальчик появился на свет, первое, что она увидела – глаза принимавшего роды врача. В них читался плохо скрываемый ужас… «Как же так, — говорил ей впоследствии он, — вы такая красивая… такая молодая… такая здоровая… почему же это произошло…» Странная фраза… Но никакие слова на тот момент уже не имели значения.

Ребенок родился инвалидом. Его правая ножка была вдвое короче левой с уродливой полуступней, деформированная челюсть не позволяла ротику закрываться, обездвиженные кисти рук больше напоминали скрюченные куриные лапки, плюс к этому оказались вывихнутыми оба бедра…  Диагноз, которые поставили ему врачи, занимал почти полстраницы. Но это было уже потом, в московской больнице, куда мать и сын отправилась сразу же после выписки. А тогда, в небольшом киргизском городке, где они жили, Лиза потихоньку осознавала, что с этого самого дня у нее начинается совершенно иная жизнь.

«Меня очень поддержал тогда муж, — рассказывала Лиза в нашу первую встречу, — я ему благодарна».  Он сказал: «Лизонька, сейчас медицина такая всемогущая, мы обязательно его вылечим».

Спустя полгода, которые Лиза с Лешей провели в московских клиниках, стало понятно, что для лечения нужно много времени и очень-очень много денег. И что гарантий, конечно же, при этом нет никаких. О том, как жилось без нее это время мужу и двум малолетним детям, Лиза вспоминать не любит. Чувство долга перед одним до сих пор борется с чувством вины перед остальными. По возвращении было решено, что всем пятерым надо перебираться ближе к столице, потому что жить порознь нельзя. Продали квартиру. Купили билеты в один конец. И уехали, не оборачиваясь, к своему светлому… да, непременно светлому будущему!

На тумбочке, покрытой льняной салфеткой, — иконки, зажженная свечка, Библия, несколько православных брошюр.  Напротив спортивный уголок, рядом с ним пианино. В глубине, возле двери, пристроилась старенькая ДСП-шная прихожая. Коридору в небольшой квартире Михайловых отведена роль еще одной – третьей комнаты. В воздухе растворяется последний аккорд ноктюрна. «Леша, а сыграй нам Шопена», — просит Лиза.  Молодой человек открывает на нужной странице ноты. Звучит мелодия, от которой с детства по коже мурашки.

Подхожу к инструменту почти вплотную. Понимаю, что так неправильно, некорректно, но все равно иду на поводу у своего каприза-желания и пялюсь, словно неразумный ребенок, на стремительно бегающие по клавиатуре пальцы.

«Доктор, который оперировал Леше кисти, сказал, что нам надо  разрабатывать пальчики. Он ведь  раньше не мог ими даже шевелить. Посоветовал купить пианино. Инструмент нам отдали, а играть… мы даже не думали, что он сможет, мечтали, чтобы просто клавиши сам нажимал…» — заполняет шепотом непродолжительную паузу Лиза.

Мы  еще какое-то время стоим, слушаем, потом уходим на кухню и закрываем дверь, чтобы  не мешать Лешке заниматься.

«Учительницу мы пригласили три года назад, она частные уроки давала, — продолжает вспоминать Лиза. — Выяснилось, что у Леши слух неплохой, но в музыкальную школу его не взяли, сказали, что пианистов с такими изуродованными руками в принципе не бывает. А он играет… За два года с небольшим освоил пятилетний курс. Теперь вот к экзаменам в музыкальное училище готовимся. Видели синтезатор в Лешиной комнате? Его мы на премию губернатора купили. Леша год назад  гран-при областного конкурса выиграл. Техника сложная, но сын разобрался… теперь он музыку сам сочиняет, сам записывает, аранжировками пробует заниматься…»

Я слушаю Лизу и мысленно благодарю Бога за эту встречу, за то, что так нежданно-негаданно позволил мне в очередной раз соприкоснуться с Чудом – пусть опосредованно, в качестве свидетеля, наблюдателя — не суть. Потрясенная, я пребываю в неком ступоре и почему-то совершенно не могу говорить… Да и что можно сказать? Какие вы молодцы? Я молчу, и мне  кажется, даже пытаюсь спрятать за очками глаза, раскрытые на этот раз чуть шире обычного…

И Лиза все понимает… И еле заметно улыбается… И наливает по чашкам дымящийся, ароматный, с травами, чай…

Говорят, Господь не посылает человеку испытаний, которых тот не может преодолеть. Наверно, есть глубокий вселенский смысл во всем, что происходит вопреки нам, что переносится с болью…

Говоря о своем преодолении, Лиза не устает благодарить врачей, протезистов, медсестер, учителей – всех знакомых и незнакомых неравнодушных людей, которые им с сыном встретились за эти непростые годы. После нескольких операций Леша научился ходить (с протезом), самостоятельно кушать, писать (у него, кстати, очень красивый почерк!), закончил школу, освоил компьютер.

В больнице

Их путь к светлому будущему еще не закончен. Он прошел уже через холодный полуразрушенный деревенский дом, где они впятером жили в течение нескольких лет после переезда, через два года добровольного Лизиного заточения в одну из клиник, где сыну делали операции, через непростое общение с чиновниками, через нищету, через бессонные ночи, через непонимание, отторжение…

И вряд ли найдутся силы, способные изменить это направление вектора. Вектора, заряженного целью приспособить сына к жизни в обществе, которое так и не смогло приспособить себя к жизни в нем таких, как он.

Вот уже 10 лет, как Лиза является членом благотворительной организации «Озарение». В ней состоят волонтеры, женщины из многодетных семей, мамы детей, чьи физические или умственные возможности ограничены. Вместе они занимаются устройством акций, поездок, экскурсий, праздников, мастер-классов для тех, кто в силу своих особенностей большую часть времени вынужден проводить дома. Сейчас «Озарение» поставило перед собой задачу добиться от местных властей строительства специализированного детского центра. Эта тема – первое, с чего начинается наш сегодняшний разговор.

— Лиза, а зачем вам центр? Ведь эти детки, ограниченные отчасти в каких-то возможностях,  не ограничены в своих правах. Они могут посещать любые досуговые учреждения наравне с другими ребятами.   

— У нас много психически больных детей, много колясочников, которые сами себя не обслуживают. Не все досугово-образовательные учреждения для них приспособлены. Разве что те, которые строились совсем недавно. Но там нет педагогов.  Хотелось, чтобы мамы имели возможность привезти и оставить ребенка со  специалистами, несмотря на тяжесть недуга, — хотя бы на час, на два, чтобы с этим ребеночком нормально занимались. Вообще, чтобы что-то организовать, нужны средства. Вот мы и ходим по организациям, по депутатам, просим, объясняем, убеждаем. С каждым годом спонсоров найти все труднее…

—  Последнее время много говорится о том, что общество не должно разделять людей с ограниченными возможностями и обычных.  Положа руку на сердце, мы все в чем-то ограничены природой (кто-то петь не умеет, кто-то подтягиваться…)  Сегодня для «особенных» людей строятся пандусы, лифты, внедряются программы интеграции. Но по большому счету, люди все равно не готовы к такому соседству. Сначала надо что-то менять внутри себя… в сознании, в сердце… Отношение к вам людей – оно было одинаковым до рождения сына и после?

— Изменился взгляд. Они стали отводить глаза. Многие… И постепенно стало возникать ощущение некой убогости, что ли… ущербности… А ведь я никогда себя такой не чувствовала. Наоборот, считала себя молодой, красивой, уверенной, полной сил… А они с такой жалостью на меня смотрели… Вот и я тоже стала смотреть на себя их глазами. Долго смотрела. А сейчас, когда у Лешки такие успехи, когда он лауреатом конкурсов разных уже более 10 раз становился, причем тех, на которых про его инвалидность даже не знали,  мы с ним воспрянули духом! И теперь все эти жалостливые взгляды меня не задевают.

— А что хотелось бы прочесть на тех лицах?

— Когда я шла по улице одна без Алеши и видела женщин с такими же больными детишками, я улыбалась им: маме улыбалась, ребеночку, они как бы своими становились для меня, что ли… Сострадание я и так все время чувствую к больным детям, но оно действенным должно быть, в конкретной помощи выражаться, а жалость унижает человека. Мне кажется, у этих людей и так не все в порядке с самооценкой. Наверное, хотелось, чтобы взгляд приободрял что ли. Ну или просто был добрым…

— Я знаю, что Вы — человек верующий, православный.  А как давно Вы пришли к вере?

— Я росла и воспитывалась в верующей православной многодетной семье… Мама глубоко верующей была. Прабабушка моя в Иерусалим пешком ходила. Мы и посты соблюдали, и праздники христианские праздновали. Жили небогато, но дружно. Муж мой тоже из многодетной семьи. Тоже человек верующий, но где-то в глубине души. А так чтоб открыто, на людях… Когда особенно трудно становится, он все шутит больше, шутник он у меня, с юмором, а жаловаться кому-то, просить ни за что не будет. Мы в церковь с Алешей ходим.

— А что чаще приходится делать: просить или благодарить?

— Я вам сейчас случай один расскажу. Стоим мы как-то с Алешей в храме. Я перед иконой молюсь, он рядом. И вот говорит он мне, когда я закончила: «Мам, а зачем ты что-то все время просишь у Бога?  Ты его просто благодари». И так он это сказал, вроде и без упрека, по-доброму, а  мне неловко как-то сразу стало. А ведь и вправду, ведь Господь столько уже мне всего хорошего дал, столько радости! Лешеньку вот… Мне тогда за сорок уже было, а Леше 15. А он вот мудрее меня оказался…

А тут вот недавно Леша снова меня удивил. Мы с ним на конкурс молодых композиторов ездили, в Москву, он закончился немного раньше, чем ожидалось, и Лешка и говорит: «Мам, пойдем, я тебе кое-что покажу». И приводит меня в храм, он неподалеку был. Кажется, Семиона Столпника. Лёша там присел в уголок и сидел долго-предолго, а потом говорит: «Мам, мне здесь так хорошо!» А потом выяснилось, что этот святой лечит все костные болезни.  А он интуитивно в него пошел, заприметил, когда в ту сторону шли. Мы из храма этого  водички взяли, Леша ее пьет.

— Когда случается трагедия, одна из первых мыслей, которая формируется почти у каждого: «Господи, за что?»  Когда родился Лешка, было ли ощущение того, что это наказание? Ну, хотя бы сначала?

— Был шок. А потом был голос, какой-то внутренний, который говорил: не бойся, все будет хорошо, ты сможешь это все преодолеть. И как-то тепло от этого голоса становилось, не страшно. Так что как наказание я это, наверное, все-таки не расценивала. Был вопрос  «почему?». Мы с мужем не пьем, не курим, в отличие, например, от наших соседей прежних. Но у них ребенок родился здоровым… И слава Богу!  Вопросы были: как помочь моему мальчику, как его вылечить, что надо для этого сделать. Вопроса «за что?» не было, наверное, еще потому, что я почти что сразу увидела его глаза. Знаете, я в них утонула. Они были огромные, и в них столько было искреннего  удивления, и вместе с тем мольба была какая-то, что ли… Нет, он никогда не был моим наказанием, он был Любовью.

— А вот такая всеобволакивающая забота не делает сына эгоистом?

— Нет! Нет! Нет! Не делает! Леша очень добрый. Когда у нас были сложности с деньгами, папе не платили зарплату, Леша, услышав о наших проблемах, отдал все сбережения, которые он скопил от пенсии. И еще несколько месяцев свою пенсию отдавал нам до тех пор, пока ситуация не наладилась. Он может быть эгоистичен, когда у него постоянно просят списать — ребята, студенты, с которыми он учится… Иногда они не ходят на занятия, гуляют, и он, бывает, даже один сидит на уроке, а потом у него просят списать. Вот тут он может и отказать в помощи. А так, чтобы только брать, брать и брать и ничего не давать никому, этого у него нет.  Он вообще все очень тонко чувствует. Сразу улавливает, если меня беспокоит что-то, спрашивает, мы с ним можем разговаривать очень долго, за жизнь, о том, что происходит вокруг …

И я всегда буду благодарить Бога за то, что он дал мне Лешу, такого понимающего человека рядом.

P.S.:  Сегодня Леша — студент второго курса музыкального училища. Учится с удовольствием и очень успешно.  Старший сын Лизы закончил с отличием один из престижных московских вузов, второй заканчивает свое обучение там же. А Лиза… продолжает вязать одну жизнь и распускать другую и сожалеет лишь об одном: что не смогла распределить пряжу на три равные части…

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
Лариса

Такие МАМЫ-женщины должны у руля государств стоять.

Morvenlight

… а вот стихи — страшные. Пожалуй, самые страшные стихи, которые я когда-либо читала.

olgayeriomenko

Нет, на самом деле это не страшно. Это просто жизнь. Я про стихи. А вот понести этот крест…Видела 15 лет каждый день, научилась психологической защите, от чужого горя, но то — на работе, в жизни смотрю на это с ужасом.

Ирина Ия

Согласна. Они какие-то… не про любовь. Когда отдаешь что-то, жертвуешь ради любимого человека, то и радуешься его радостью, его приобретением, то есть своя жизнь не уменьшается, а наоборот — приумножается. А в этих стихах есть что-то демоническое — от своей скудости богооставленный человек жертвует тому, кто "в глубоком минусе", и оба теряют. Я бы не стала их применять к героям рассказа — у них как раз наоборот, избыток любви, от того, что мама жертвовала всю жизнь для сына она стала сильнее и теперь может и другим помогать. Можно посвятить свою жизнь другому человеку, идее, делу и стать от этого сильным,… Читать далее »

5julia68
Ирина Ия

Прядет… молитва и рукоделие очень часто сопутствуют друг другу, но свою жизнь она не распускает, да еще "тайком", а наоборот — соединяет ее с Источником Жизни и приобретает жизнь вечную. И Богородица пряла, когда перед Ней предстал арх.Гавриил. Я думаю, что восприятие стихов, как и музыки — очень индивидуально, кто-то рыдает от первых звуков Адажио Альбинони, для кого-то это музыка для размышлений, а кто-то "засыпает от тягомотины". Так и тут. Для меня пряжа великомученицы — гимн жизни, а в этих стихах — гимн смерти, но это мои уши. У меня сразу ассоциации — мультфильм "Варежка" — ненастоящий щеночек, детская тоска… Читать далее »

5julia68

а у меня ассоциация с прядением в стихе- жертвенная любовь. без ущерба для себя, как раз с приумножением. сказано ведь в Евангелии- прибавится у того, кто отдает. а у того, кто не отдает-отнимется. мне, как матери, понятно. любое прядение-это тайна, поэтому у каждого в сердце она своя

Ирина Ия

У самой руки-крюки, а так очень мне нравится сам процесс любого рукоделия. А рукоделие сопровождаемое песней или молитвой — это вообще нечто. Я же говорю — кто что слышит. Мы даже с Вами одно и то же место из Евангелия вспомнили, а применили разные части цитаты! 🙂

5julia68

так и я о том же- страшно- не страшно-все индивидуально. к тому же зависит и от личного опыта

MaryNightingale

А, еще эпизод с недошитым воздухом в Повести о Петре и Февронии. Но там как раз никакого распускания себя на нитки не было.

Ксания

Наверное, дело не в виде рукоделия. У меня тоже именно этот стих вызывает стойкое чувство безысходности, надрыва. А на вязание попробуйте посмотреть другими глазами. Попробую взять под защиту свой любимый вид рукоделия 🙂 Для меня любое рукоделие стойко ассоциируется с радостью и созиданием. Я помню, когда сшивала вязанные вещи. мне доставляло невыразимое удовольствие просто держать в руках эти вязанные лоскутки, такие яркие, веселые, часто с узорами. А когда превращаешь эти лоскутки в вещь, то представляешь себе, как кто-то с любовью будет выбирать своему крошке обновку 🙂 Хотелось в каждый шов вложить немножко любви и радости, сделать так, как "для себя".… Читать далее »

Ирина Ия

Я плохо сформулировала: рукоделие в реальной жизни для меня — и созидательное и позитивное явление, неотъемлемый атрибут счастливого дома, как ходики, кот на печке, пес на коврике, пирожки в духовке… 🙂 Но жизнь уподобленная именно вязанию ассоциируется с хрупкостью, недолговечностью — задел петелечку и все распустилось. Уж лучше добротный холст, который можно залатать. Вязание — что-то камерное, как песня, беседа или молитва — прозвучало и затихло, результат — отпечаток в сердце.

5julia68

а жизнь очень хрупка) не сразу заметила Ваш комментарий. мне потому и нравится это сравнение- песня, беседа, молитва.да.

ИринаИя

Многие проявления жизни хрупки, наши связи друг с другом и с этим временным миром — непрочны, но сама жизнь, там где есть любовь — цепкая и сильная, сильнее травы пробивающей асфальт. Она ведь вечна! Одна моя старшая сотрудница как-то сказала: "Человек до ужаса хрупок и до неприличия живуч: может сломаться от нелепой случайности и выжить в аду".

Стихотворение это очень правдиво. Наверное, только кто сам прошел такой ад, может оценить.

Екатерина

она не прядет- в одной руке у нее перо-она была очень умная и занималась науками. а колесо, изображено потому что ее хотели на нем казнить. ". Видя тщетность попыток убедить святую отречься от веры, Максенций по совету придворного приказал построить необычное орудие пыток, состоящее из 4 колес с острыми гвоздями. Но когда через 3 дня орудие было готово и Е. привязали к колесу, чтобы начать пытку, механизм чудесным образом разрушился, а колеса раскатились во все стороны, покалечив многих из собравшихся посмотреть на казнь." хотя если не знать ее житие , то действительно можно принять за пряжу….

5julia68

э, спасибо, Екатерина! да, перо. но в любом случае для меня прядение- символ жизни. да и в эпосе то же значение

MaryNightingale

Согласна с Вами. А Лизе — величайший респект, благоговею перед такими матерями, и слишком хорошо понимаю, что на ее месте я бы не справилась(.

Наташа К.

Вот и у меня такое же ощущение, что стихи о распускании своей жизни во имя другого здесь не к месту. Ведь Лиза не просто горестно вздыхает и " несёт свой крест" (ух, терпеть не могу этот штамп), она же сама растёт и богатеет Божией милостью- ведь и квалификацию педагога подтверждает блестяще, и сыновей вырастили с мужем, который не сбежал, подобно многим в такой ситуации, и переезд из Киргизии осилили все вместе, и сыновья в отсутствие мамы стали, несомненно, самостоятельнее и ответственнее, я думаю. Да много чего… Другое дело, что всё это пришло через громадный труд- так ведь если бы не… Читать далее »

5julia68

страх- от непостижимости этой тайны в своем мозгу. окажись уже в седле- все смогли бы, и поступили, скорее всего, так же

MaryNightingale

Стихи, кстати, песню Булановой напоминают
Я построила мост, из надежды моей затаённой,
Из полуночных снов, где ты снился без устали мне.
Я построила мост, чтоб пройти над судьбою бездонной
Во владенья твои в благодарной, святой стороне.
Песня, кстати, мне нравится, но вот не могу отделаться от мысли что автор, возможно непроизвольно, почерпнул из нее вдохновение…) Строение первой строфы почти одинаково. Бросается в глаза идентичность размера (за исключение рефрена), повтор слов (я сделала/сделаю некий физический объект, символизирующий абстрактное понятие (жизнь или любовь) из чего-то, взятого от себя) , и разбитое корыто, у которого лирическая героиня остается в итоге…

Варвара

Спасибо, за статью! Какая сильная женщина!

Ежик

В таких историях почему-то часто за кадром остаются папы. Когда ушел из семьи-это всегда отмечают. А здесь на долю папы выпало тоже много чего…Одному на положении "соломенного вдовца" растить двух детей,ухитриться при этом немало зарабатывать,ибо и медицина не совсем бесплатная,и из полуразрушенного дома переехали.
Поддерживать жену,да и физический уход за таким ребенком во многом ложится на плечи мужчины.
Понимаю,многие скажут-это его долг. Да только большинство мужчин,попавших в подобную ситуацию,так не считают.
Так что мое почтение главе семьи.

Наталья Н

В оригинале автора Валентины Беляевой — это стихи женщины, посвященные мужчине, а не сыну.

Машенька

Любовь, преодолевающая все преграды. потому что она — соединяет с Богом. Мы изумляемся, мы восхищаемся , нам кажется это запредельным — а ведь таких историй, таких матерей и детей — немало среди нас… значит, и любви такой — немало…

И написано об этом замечательно…

Но… что-то царапает в статье… То ли то, что материал продернут через вот такую стихотворную ассоциацию, то ли — слишком близко, слишком с удивленным любопытством сфотографированные! — руки мальчика-пианиста и — боль в глазах его матери…

ИринаИя

Я Вас понимаю, но понимаю также и фотографа: они оба такие красивые, очень красивые руки, так удивительно гармонично смотрятся на клавишах. Глаза меня тоже "задели", но мы ведь смотрим каждый день в глаза Матери, чей Сын родился чтобы пострадать. Я потом посмотрела более пристально и мне показалось, что здесь не горе- открытое, а уже пережитые и переработанные страдания, и такой свет!

Светла

А еще — гимн восхищения и благодарности мужу и старшим сыновьям!

MaryNightingale

Вот тут комментарий автора — это стихотворение не о материнской любви вовсе http://gordova.livejournal.com/16064.html#cutid1

5julia68

а какая разница? оно-о добровольной жертве. я не плачу, читая его, и не постю в экстазе, но понимаю так, как понимаю. мне этого достаточно, отторжения не вызывает.

MaryNightingale

Мне просто не понятно, с чем остается человек, распустивший свою жизнь на нитки ради другого — особенно если этот другой полученное в подарок мягкое и пушистое изделие решит использовать в качестве коврика для ног(((.

5julia68

я уже свое мнение высказала в предыдущих комментариях. и жизнь не распускается, и ковриком не становится. если это дело Божие, а не тщеславие и гордыня и ложное смирение. я не беру такие крайние варианты, говорю о конкретных ситуациях. героиня статьи не останется в убытке и не станет ковриком, так?

MaryNightingale

Героиня статьи не останется в убытке точно. А вот героиня стихотворения…Не знаю.)

5julia68

да все уже забыли о героине стихотворения. каждый использует его в своих целях, оно для людей, попавших в тяжелые ситуации, как костылик. главное, нужно понимать, что, распуская-жертвуя, нужно не перестать быть личностью, не растерять себя, не раствориться в другом человеке, в ситуации. . а если человек это понимает, то от своей жертвенности он только приобретает свою мзду и здесь, и на Небе. все по святым отцам, как нынче в моде: главное-рассуждение.

MaryNightingale

с этим согласна

5julia68

людям легче становится. а это- главное. )

Гость

Юля, я с вами согласна. Может это ближе к адекватной материнской любви. Самопожертвование может быть без надрыва, без претензий, без ожидания благодарности. А еще я очень рада, что ваше состояние так сильно поменялось в лучшую сторону за год или полтора, я не помню, как давно вы здесь. Чтобы все ваши надежды воплотились!

5julia68

о, вот это подарок к празднику! честное слово, я в невероятном удивлении и смущении! но это же огромная радость- то, что люди увидели результат мытарств и трудов. значит, это случилось. огромное вам спасибо за поддержку!

лиза гессен

Знаете, меня это стихотворение буквально преследует с лета. Впервые увидела его на фотовыставке " Счастливое детство"( видите, и здесь несоответствие задумке автора). Поразило до слез,но когда успокоились эмоции, немного заработала мысль. Какая-то безысходность. Нет радости, только жертва, и такая, чтобы впоследствии сказать выросшему ребенку:" Я для тебя ночей не спала, а ты…"( или другой банальный упрек, сама таким очень грешна). А ведь счастливого человека может воспитать только счастливый человек. Статья же -это именно преодоление, подвиг, сила. А жертва, кск мне кажется, саможаление. Статья и стихи -о разном. Впрочем, стихотворение сильнO, даже если о любимом мужчине.

morwenlight

Ну, объяснюсь. Эти стихи не имеют отношения к героине статьи. И у меня больше подозрение, что Лиза бы ооочень удивилась (а может, и разгневалась бы), если бы узнала, что её здоровую и в высшем смысле этого слова созидательную любовь к сыну соотнесли с этим воспеванием страсти к самоуничтожению. Стихи — не о материнской любви. Во всяком случае, не о такой материнской любви, от которой и мать, и дитя бывают счастливы. Любовь (не страсть) не заставит разламывать свою жизнь на кусочки, она напротив достроит и скрепит её. А страсть заставляет идти вразнос. И в только стихах сколько угодно можно говорить «никто… Читать далее »

Маргарита

Это стихи про слияние, и я совершенно согласна, что к любви Лизы к Леше они отношения не имеют.

лиза гессен

Людмила, золотые слова! Ни отнять, ни прибавить!

Ирина Ия

До меня, наконец дошло, что мне это стихотворение напоминает — "В смерти — жизнь" Э.По, о художнике, который написал необыкновенно правдоподобный портрет. Поэтому, наверное, и мурашки по коже — По все-таки непревзойденный мастер изящных ужасов.

zosya72

А я думала, что в основе христианства — жертвенная любовь. Мне при прочтении данного стихотворения вспоминаются слова "Кто сбережет душу свою, тот потеряет ее" и про положение души своей за други своя. Дело видимо в неверном понимании жертвенности. Можно совершать подвиги и при этом коситься по сторонам:"о, каков я, смотрите", или по результатам подвигов обижаться на неблагодарный объект жертвования. Можно с целью подвига ошибиться и истощиться душевно и физически(но этот случай возможно все равно зачтется).Но безусловно обидно, если силы были истрачены в пустоту.
Вот такие ассоциации. Мне кажется, что это не про коврик, об который ноги вытирают.

Гость

Очень верно. Совершенно согласна !

MaryNightingale

" И в только стихах сколько угодно можно говорить "никто никогда не узнает""
Ну да, тут тоже есть некое лукавство: читайте все, в чем я никому не признаюсь).

Похожие статьи